Что идет в кино

Опубликовано: 1 января 2009 г.
Рубрики:

АВСТРАЛИЯ
Australia

Идет везде
Режиссер Бэз Лерман

Не сбылись надежды студии "ХХ век-Фокс". Как сообщил в "Лос Анджелес таймс" журналист Патрик Голдстин, студия рассчитывала, что этот фильм переломит полосу ее неудач. Из 22 картин, выпущенных ею за год, на веб-сайте "Гнилые помидоры" ни один не получил оценки выше 50 процентов. На нем собирают рецензии профессиональных критиков. Положительные — "спелые помидоры", отрицательные — "гнилые".

"Австралии" еле-еле удалось собрать 52 процента "спелых". Остальные критики вытирают ноги об этот несчастный фильм. Народ тоже голосует ногами — не ходит. "Австралия" вышла на 2700 экранах, но в первый уик-энд собрала меньше 15 миллионов (при том, что снять ее стоило 130 миллионов плюс расходы на рекламу). Это почти провал. "Кунг Фу Панда", например, в первый уик-энд принесла 60 миллионов, новый "Бонд" — около 40.

Режиссер Бэз Лерман несколько лет назад сделал замечательную картину — осовремененный вариант "Ромео и Джульетты" с Ди Каприо. Но там был неплохой сценарист (про которого, правда, не устают спорить, существовал ли он на самом деле). Следующий фильм, "Мулен-руж", (который в одной киноэнциклопедии справедливо назван попсовой вариацией на темы "Травиаты", доходящей до самопародии) показал, что режиссера Лермана лучше не допускать до придумывания сценариев. "Австралия" подтвердила это с железной непреложностью. Там, правда, кроме Лермана, целых три сценариста, но ведь известно, как режиссеры умеют давить на сотрудников, почище парового катка. Это называется "увлекать своим художественным замыслом".

Замысел у Лермана масштабный. В нем поместились гигантские стада будущей австралийской говядины, с грохотом несущиеся по просторам. Две смерти от несчастных случаев и три убийства — два коварных, одно справедливое. Пылкая любовь между английской дамой (Николь Кидман) и красавцем-ковбоем (Хью Джекмен), который особенно хорош, когда моется из ведра, блестя обнаженным торсом, а также когда облачает этот торс в белый смокинг. Адская бомбежка японцами города Дарвина. Гнусная политика австралийских властей в отношении аборигенов. И при этом все кончается самым замечательным образом!

Фильм украшен блестками тонкого юмора. Когда англичанка прибывает в 1939 году в Австралию, чтобы проверить, как идут дела у ее мужа на скотоводческой ферме, благородный ковбой как раз дерется с расистом в салуне, где обидели его друга-аборигена. Драка выплескивается на улицу. Под ноги дерущимся попадает чемодан дамы. Уже смешно. Дама в ужасе визжит. Еще смешнее. Но когда из чемодана в пыль вылетают лифчики и трусики, комизм достигает апогея. Представляю, как восторженно хохотал режиссер, когда монтировал этот материал. И какой искусный прием — познакомить героев таким забавным образом и даже намекнуть через лифчики на последующее развитие отношений.

Лерману удалось то, что не удавалось ни одному режиссеру. Он заставил Николь Кидман плохо играть. Первую попытку он сделал в фильме "Мулен-руж" и почти доcтиг желаемого. В "Австралии" это осуществилось. Вышеупомянутый Патрик Голдстин из "Лос Анджелес таймс" сваливает провал фильма на Кидман. Но не из-за качества ее исполнения, а из-за того, что она "не настоящая кинозвезда". Настоящая — это такая, чье имя заставляет публику мчаться в кинотеатр на что угодно. Женщин-звезд вообще мало. Была Джулия Робертс, теперь Анджелина Джоли. Когда возмущенные читатели стали защищать артистку, Голдстин напечатал ответ. В нем он привел цифры не слишком больших кассовых сборов у картин с Кидман и авторитетные отзывы прокатчиков. Один так прямо и припечатал: "Она не звезда, а актриса, это большая разница". Но по фильму трудно догадаться и о том, что актриса. Видно только, что фигура очень хорошая. Прямо как у звезды.

Через весь фильм проходит прогрессивная тема — осуждение политики в отношении к аборигенам. Ее воплощают десятилетний темнокожий мальчик Нулла и его дедушка по прозвищу Король Георг. Нуллу все время хотят отнять у матери и, видимо, сделать с ним что-то плохое. (Позже мы узнаем, что именно — одеть его в рубашку). Отец мальчика — белый мерзавец, о чем мы догадываемся сразу, но узнаем наверняка только к финалу, когда он получает по заслугам. Мама-аборигенка тонет в водокачке, куда она с сыном залезла, спасаясь от властей. Англичанка проникается к ребенку надсадной любовью и поет ему песню из фильма "Волшебник Изумрудного города", невыносимо фальшивя. Дедушка-король регулярно возникает где-то сбоку, чтобы исполнить, стоя на одной ноге, очередное магическое песнопение. Он тоже не может похвастаться качеством исполнения. В финале мальчик, с наслаждением освободившись от рубашки с ботинками, удаляется с дедушкой в просторы, чтобы отрешиться от чуждой ему цивилизации. Все два с половиной часа, пока шел фильм, мне ужасно хотелось, чтобы ему помыли и расчесали голову.

Аборигены живут в Австралии уже около 40 тысяч лет. Англичане появились в 1788 году. Как положено, заразили туземцев оспой, приобщили к огненной воде, отобрали землю под разведение овец. К 1900 году аборигенов осталось меньше 100 тысяч (а было то ли 300, то ли 700 тысяч — источники расходятся). В 1869 году приняли закон о защите туземного населения. Его целью было не допустить их вымирания. Особое внимание уделяли детям-полукровкам, вроде Нуллы, которых матери, бывало, бросали. Их забирали в миссии и учили грамоте. Закон действовал до 1969 года. Отобранных детей было примерно 10 процентов.

В результате жестокой колониальной политики к 1996 году аборигенов стало 283 тысячи. Пять лет спустя, в 2001 году, — 458 тысяч, а еще через пять лет — 517 тысяч. Такой бодрый прирост объясняется тем, что все больше народа обнаруживает в себе аборигенские корни. И, соответственно, получает права на материальную помощь.

27 процентов туземцев живет в той самой глуши, куда удаляется Нулла. Государство платит им немалые деньги в обмен на обещание посылать детей в школы. Остальные живут в городах. Смешанных браков в 1986 году было 46 процентов, сейчас 69 процентов, а в городах и вовсе 87 процентов.

Среднюю школу заканчивает 75 процентов австралийцев, 21 процент имеет высшее образование. Среди туземцев эти цифры, соответственно, 39 процентов и 4 процентов. Безработица по стране составляет 7,6 процентов, среди аборигенов 20 процентов.

Аборигены составляют 3 процента населения страны и 21 процент населения тюрем. Они болеют сифилисом в 20 раз, а гонореей в 70 раз чаще, чем все остальные. Среди них свирепствует алкоголизм и нюханье бензина.

Прогрессивные силы Австралии давно копили недовольство. Действительно, у США есть геноцид индейцев, рабство и линчевание. У Англии — имперский колониализм. Одна Австралия оставалась обделенной. Совершенно не с чем бороться.

Но в 80-ые годы, наконец, нашелся университетский профессор Питер Рид, который вспомнил про отбирание детей. Он его пламенно заклеймил и нашел ему броское название — "Украденное поколение". Разразилась вакханалия обличений и покаяний. У бывших детей снимали показания. Один сказал: "Благодаря этому делу наше поколение выучили читать и писать". Понятно, что не он определил развитие событий. Привлекли комиссию ООН по правам человека. В 2008 году правительство страны принесло формальные извинения.

Даже если бы фильм "Австралия" не был так невыносимо прогрессивен, все равно он очень плох. Я бы поддержала кампанию по принесению формальных извинений Николь Кидман за то, что с этой хорошей актрисой сотворил режиссер.

*


КВАНТ УТЕШЕНИЯ
Quantum of Solace

Идет везде
Режиссер Марк Форстер

Это очередной фильм про Джеймса Бонда. С каждой новой картиной из бондианы уходит юмор и изобретательность. Зато прибавляется шума, грома и треска. "Квант" начинается с такой яростной гонки машин по итальянским серпантинным дорогам над морем, с такой перестрелки, звона стекла, сваливания машин в пропасти и прочего, какой раньше нормальную приключенческую картину заканчивали. Печально, что в "Кванте" в сценах "действия", на мой взгляд, нарушен основной закон кино — нашего присутствия на экране, втягивания нас в экранный мир. Здесь никуда втянуться не выходит, потому что эти сцены накрошены как винегрет. Каждый кадр занимает секунду, а то и меньше. Ничему не поражаешься, потому что ничего не успеваешь рассмотреть. Что-то мчится, мелькает, сталкивается, кто-то "стреляет из них в них" — и вот уже Дэниэл Крэйг в элегантном костюме, слегка отряхиваясь, выходит из мясорубки и идет с докладом к своей начальнице, а она мягко укоряет его, что он укокошил всех, кого мог, и тем закрыл все пути расследования.

Нормально сняты только эпизоды, когда персонажи успокаиваются и разговаривают между собой. Здесь все можно понять и рассмотреть.

Мне понравилась новая партнерша Крэйга — Ольга Куриленко. Она манекенщица, родом из Бердянска, а ныне проживает в Париже и имеет французское гражданство. Помимо превосходной внешности, в ней есть какая-то неожиданная искренность и приятная серьезность.

Боюсь, что задавленная крошевом спецэффектов бондиана уже никогда не обретет былого очарования.

***


СУМЕРКИ
Twilight

Идет везде
Режиссер Кэтрин Хардвик

В 2003 году имя 30-летней домохозяйки Стефани Майер из города Феникс (Аризона) никому ничего не говорило. Сейчас она знаменита почти так же, как Джоан Роулинг, автор "Гарри Поттера". Майер придумала историю про школьницу Беллу, которая влюбилась в своего 17-летнего соученика Эдварда. Правда, он пребывает в этом возрасте уже больше ста лет. Эдвард — вампир, и вся его семья вампирская. Но дело обстоит не так уж плохо. Эти вампиры — "вегетарианцы", они питаются кровью не людей, а животных. Их моложавый папа — врач. И Эдвард — очень приличный юноша. Он любит Беллу, но удерживается от того, чтобы впиться ей в шею и превратить в вампиршу. Или вообще ею пообедать. Вероятно, такой добродетельной трактовкой вампиризма мы обязаны тому, что Майер получила мормонское воспитание.

Конечно, не обошлось и без других, плохих вампиров. Те не только охотно кусаются, но и ядовиты, как змеи. Нашим приходится дать им отпор.

В наше передовое время вампиры сильно усовершенствовались. Все запросто летают, обладают сказочной силой, карабкаются по деревьям почище кошек. Так что мастерам спецэффектов в этом фильме дела хватает.

Все это происходит в маленьком городке штата Вашингтон. Суровая красота северной природы прекрасно гармонирует с происходящим. А сцена, где вампиры играют в бейсбол во время грозы, мне просто очень понравилась.

В первый же день восторженные школьницы принесли в кассу 35 миллионов долларов.

****


    ***** — замечательный фильм
    **** — хороший фильм
    *** — так себе
    ** — плохой фильм
    * — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки