Сейчас, когда я пишу эти строки, до премьеры спектакля «Ревизор» в театре Табакова остаются считанные часы. За несколько дней до важной премьеры я невольно начинаю трепетать. Ведь каждый новый спектакль несёт в себе силу, энергию, а иногда и историю. Каждый новый спектакль входит в театральный мир под действием режиссёрских и актёрских чар, закрепляется в репертуаре и радует зрителя, каждый раз даруя ему самое ценное, то, ради чего он приходит в театр, – эмоцию.
Итак, премьера назначена на седьмое ноября. Она важна по нескольким причинам. Во-первых, она продолжает традицию возобновления в Табакерке исторически важных спектаклей, введённой с лёгкой подачи Владимира Машкова.
Всё началось с «Матросской тишины», премьера которой состоялась двадцать седьмого января. Когда-то это был один из ведущих спектаклей Табакерки. Как и «Ревизор». В далеком тысяча девятьсот девяносто первом году на подмостках Театра Табакова бессмертную пьесу Гоголя поставил Сергей Газаров, а в тысяча девятьсот девяносто шестом, к слову сказать, снял по ней великолепный фильм с Евгением Мироновым и Никитой Михалковым в главных ролях.
Сергей Газаров окончил актёрский факультет ГИТИСа, затем некоторое время работал в Современнике до того, как в тысяча девятьсот восемьдесят шестом его приняли в Табакерку. Постановка «Ревизора» стала его режиссёрским дебютом и, стоит отметить, весьма удачным (за спектакль Газарова удостоили премии Союза театральных деятелей России). Конечно, свою роль тут сыграла сама пьеса. Она одновременно грустная и смешная, уникальная и универсальная, беззастенчивая и трогательная. В ней показаны самые различные грани человеческой натуры: цинизм, отчаяние, мечтательность, страх, наивность – всё то, что мы так часто пытаемся скрыть под маской уверенности и решительности.
Гоголь удивительным образом передал человеческие пороки, облачив их в комичную форму, и мы с удовольствием и восхищением наблюдаем за суровым и властолюбивым городничим, испытывающим страх, и молодым и наивным Хлестаковым, чьи представления о жизни претерпевают серьёзные изменения, и вот он уже не мелкий чиновник низкого ранга, а влиятельный авторитет, ведущий светский образ жизни, пишущий оперы под псевдонимом Барон Брамбеус, получающий 40000 рублей только за то, что он «правит статьи».
Вот как отзывался о своей пьесе сам Гоголь:
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Да. Николай Васильевич хотел высмеять человеческие пороки. И ему это удалось. Произведение до сих пор не теряет своей актуальности. Многогранность пьесы (её важность, острота и бессмертность) – это вторая причина, по которой важна её возобновлённая постановка.
Ну, и третья причина: Владимир Машков снова на сцене. Он вернулся на подмостки родного театра двадцать седьмого января, когда вновь, спустя двадцать лет, предстал перед зрителем в образе Абрама Шварца, но уже совсем другого: более зрелого, более мудрого, более осознанного. Что удивительно, в постановке «Ревизора» (той самой, ставшей одним из первых прорывных спектаклей Табакерки) он играл городничего. И он снова исполнит эту роль, вживётся в этот образ, показав нам драму удивительного героя, сочетающего в себе казалось бы несочетаемые черты.
Лично мне безумно интересно наблюдать за тем, как живут и взрослеют герои Владимира Машкова. Его новый городничий – вовсе не тот, что был двадцать восемь лет назад. Он изменился. Да, он являет собой всё тот же смехотворный фарс, дополненный нотками трагичности, вызывающий у нас и веселье, и слёзы, и сочувствие, но его характер откроется перед нами с новой стороны. Он будет делать всё немного по-другому: говорить, двигаться, отдавать приказы и… обманываться. Мы увидим новые грани его противоречивой и непреклонной натуры.
Я пошла на второй показ спектакля. Он состоялся девятого ноября. Прошло два дня после первого зрительского показа. Возможно, что-то уже успело измениться. Но не в этом суть. Я снова очутилась в зеркальном царстве. В волшебном зале с приглушённым светом. Там, где торжествует эстетика, яркость и фееричность. «Ревизор» можно поставить здесь. А можно и в уютном Театральном подвале на Чаплыгина. В зависимости от формата спектакля. В том формате, в котором он возобновлён Сергеем Газаровым (не без участия Машкова, разумеется), спектакль должен идти на торжественной и праздничной сцене. Он полон эмоций, танца, фантасмагории и праздника, который может вместить лишь большой зал.
Итак, девятое ноября. Второй показ спектакля для зрителей. Занавес поднимается. На сцене Владимир Машков в образе городничего. От него исходит удивительная энергетика. Даже когда он молчит.
Далее на сцене появляются Сергей Угрюмов в образе Ляпкина-Тяпкина, Александр Фисенко в образе Земляники, Аркадий Киселёв в образе Луки Лукича, Яна Сексте в образе жены городничего, Александр Марин в образе Бобчинского и Добчинского (да, он играет две роли и справляется c ними великолепным образом, как когда-то это делал Авангард Леонтьев), ну и конечно, восходящая звезда Табакерки, молодой актёр Владислав Миллер (он денбютировал в «Матросской тишине»), в образе Хлестакова.
Едва Миллер успел окончить Школу Табакова, как тут же попал на большую сцену и играет ведущие роли. Владимир Машков видит в молодом актёре большой потенциал, и на то есть свои причины. Владислав Миллер держится на сцене бодро и уверенно, проявляет гибкость и пластичность. Он полон сил и энергии. Пожалуй, его Хлестаков – самый молодой за всю историю постановок «Ревизора», и он немного не дорос до этой роли. Но это поправимо. Он будет выходить на сцену, взаимодействовать с другими актёрами и зрительным залом. С опытом придёт и зрелость, мудрость, столь необходимая для исполнения важных, литературно значимых ролей. Хлестакова сопровождает его слуга Осип в исполнении Сергея Беляева, несравненного мастера комичных образов.
Многие из актёров были задействованы в постановке девяносто первого года, и это придаёт новому спектаклю ещё большую значимость. Сергей Беляев играл Землянику. Сергей Угрюмов – почтмейстера. Александр Марин – Хлестакова. Они привносят в новый спектакль уже прожитые эмоции, чувства, вложенные в образы, представшие перед зрителем двадцать восемь лет назад. Вот почему новый спектакль значим не только с литературной, но и с исторической точки зрения.
Моё общее впечатление таково: мощно, стильно, празднично, феерично. Спектакль оформлен мастерски и со вкусом. Действие сопровождает красивая, торжественная музыка, чей автор известный композитор Алексей Айги. Актёры не только передают драматизм и комичность гоголевских героев, но и невероятно изящно двигаются по сцене (над движениями работал Леонид Тимцуник, актёр и профессиональный режиссёр по пластике). Действие разбавлено оригинальными режиссёрскими находками (особенно хочется отметить сцены соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марии Антоновны). Эмоциональное напряжение на пределе. Возможно, в дальнейшем это изменится. Где-то будут расставлены акценты, где-то – сделаны паузы, необходимые зрителю, чтобы перевести дух.
Как бы то ни было, я желаю новому «Ревизору» долгих лет жизни, развития, гармонии, восторженных отзывов.
Этот спектакль будет радоваться зрителей ещё очень долго. Ведь он не только красив и фееричен, но и выдержан в лучших традициях Табакерки.
----
Фото с сайта //tabakov.ru и автора
Добавить комментарий