У тебя есть фотоаппарат? Международный фотоконкурс «Театр в фотообъективе»

Опубликовано: 8 сентября 2023 г.
Рубрики:

Человек не может без творчества. Даже в те далекие времена, когда шубы добывались из шкур первобытных медведей, наши предки старательно запечатлевали сцены охоты в своих жилищах – пещерах, сохраняя объекты наскальной живописи для будущих поколений. Самый древний рисунок животного был сделан 45 тысяч лет назад. 

Что изменилось со времен эпохи палеолита? Только технологии! Человек по-прежнему коммуницирует с помощью изображений, но уже пользуясь фотоаппаратом и соцсетями. Желание отражать и сохранять для потомков свое бытие никуда не ушло, но сейчас оно стало ярче, интереснее, насыщеннее и доступнее большему количеству соплеменников. 

С одной стороны, технический прогресс — это замечательно. Ребенок, едва способный удерживать в руке гаджет, может зафиксировать от глобального "будни великих строек" до бытового – «посиделки у семейного очага». Поэтому, с другой стороны, становится все труднее отличить, кто сделал снимок: матерый фотохудожник с дорогостоящей аппаратурой или подросток с айфоном, в котором камера 48 мегапикселей. Сегодня в любом телефоне есть фотокамера и миллиарды пользователей используют её практически ежедневно, запечатлевая свои будни. А новейшие программы (фотошоп и IA) сглаживают границы между мастером и школьником еще больше.

И все-таки их можно различить! Фотоконкурс «Театр в фотообъективе» (THEATRE EXPOSED), который проводится в шестой раз, это доказывает из года в год, постоянно развивая и расширяя свой объект исследования, именуемый Театром.

Как писал Питер Брук в газете «Нью-Йорк тайм», излагая свои взгляды на развитие западного театра: «Наш сегодняшний театр зачастую бывает узок и провинциален; он классово ограничен, и его форма и содержание таковы, что не дают проникнуть в него богатому и противоречивому человеческому опыту. Каждая из традиционных театральных форм, от музыкальной комедии до театра, открывает нам лишь крошечный уголок огромного полотна.

Вот почему так важен международный театральный эксперимент. Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах. Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа... Театр — как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ»*.

Также и мы, следуя за Питером Бруком, собираем фотографическую театральную мозаику, благодаря нашим экспертам и участникам со всего мира. Этот Конкурс, проводимый в этом году в США, привлек фотографов из таких стран, как Армения, Бангладеш, Великобритания, Греция, Израиль, Иран, Куба, Монголия, Нигерия, Польша, Сербия, Словения, Франция, Швейцария, Украина, Республика Сан-Марино и др.

В августе, во Всемирный день фотографии (World Photography Day), были подведены итоги текущего Международного конкурса театральной фотографии «Театр в фотообъективе» (THEATRE EXPOSED). По условиям Конкурса, каждый творческий человек, любящий театр, может прислать по пять снимков в категории АРТ, ПОРТРЕТ, ДВИЖЕНИЕ в ИСКУССТВЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ.

Победителей определяет Международное жюри Конкурса, в составе которого профессионалы своего дела: 

Юрий Мечитов (Грузия) — председатель жюри Конкурса, легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;

Елена Вильт (Эстония) — фотохудожник, театральный фотограф; 

Сергей Жданович (Беларусь) — фотохудожник (фотография, инсталляция, мультимедиа); 

Макинде Адениран (Нигерия) – драматург, режиссер, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state); 

Ариэль Сесилио Лемус Альварес де ла Кампа (Куба) – фотограф, фотожурналист; 

Йован Видакович (Босния и Герцеговина) - фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов; 

Реза Мозафари Манеш (Иран) - фотограф, участник и победитель предыдущего конкурса;

Чаба Месарош (Венгрия) – фотограф, участник и победитель предыдущего конкурса;

Изя Шлосберг (США) – куратор Конкурса, художник, писатель.

 

В лонг-лист Конкурса, после отбора профессионального жюри, вошли 188 фотографий. Для определения победителей было проведено зрительское онлайн-голосование на странице проекта в фейсбуке. В итоге Международное жюри выбрало 65 фотографий. И этот выбор был не прост!

Вот что сказал член Международного жюри, куратор Конкурса из Америки Изя Шлосберг:

«Как один из экспертов Конкурса я всегда задаю себе вопрос: что хотел сказать фотохудожник? Я разбираю фотографию на детали. Я не жду легко читаемый образ, как в детской иллюстрации, но он все же должен прочитываться. Раздел портретов - самый легкий. Можно любоваться каждым снимком, причем очень часто это заслуга не фотографа, а актера, ведь лицо - это его инструмент. Однако очень много фотографий, где художник мастерски "ловит" актера в случайной позе и при эффектном освещении.

Подводя итоги, должен отметить, что Конкурс еще раз показал, какое важное место в нашей жизни занимает изображение. Меняются только инструменты. Живой человек в пространстве театра способен создавать творческие композиции, передающие уникальный театральный код того или иного региона. Задача фотохудожника - уловить и запечатлеть это для нас и наших потомков. А основная миссия нашего Конкурса – способствовать сохранению культурного наследия, отделяя семена от плевел, превращая ремесло в искусство». 

-------------- 

 *Цитата из книги Питера Брука «Пустое пространство».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки