Основатель социальной сети «ВKонтакте» Павел Дуров и две его компании подали в суд на россиян Илью Щербовича, Илью Перекопского, Давида Акселя Неффа, Юрия Качуро и Викторию Лазареву и ряд связанных с ними компаний.
50-страничное исковое заявление подано в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка. Дуров обвиняет ответчиков в попытке шантажом, взятками и обманом завладеть значительной частью акций его мессенджера Telegram, который, по его словам, имеет более 35 млн. пользователей.Щербович, Качуро и Лазарева являются партнерами в российском инвестиционном фонде United Capital Partners, основанном в 2006 году и находящемся на Павелецкой площади в Москве. Как говорится в исковом заявлении, «источник финансирования UCP неясен» и является предметом спекуляций в печати. Утверждают, что к нему причастен Игорь Сечин.
Это имя ничего не говорит американскому судье и, возможно, будет объяснено ему в последующих ходатайствах.
Что касается самого Дурова, то в иске отмечается, что «его часто характеризуют как российского Марка Цукерберга», одного из основателей социальной сети Facebook.
Как утверждает Дуров, никто из ответчиков «не играл никакой роли в разработке, обновлении и обслуживании системы или технологии Telegram».
Согласно истцу, история мессенджера такова.
К августу прошлого года у сайта «ВKонтакте» было более 210 млн. пользователей. Это был третий по посещаемости сайт в России.
Вмешательство спецслужб и мессенджер Telegram
В декабре 2011 года в Москве состоялись массовые акции протеста против парламентских выборов, результат которых их участники сочли сфальсифицированными. По словам истца, ФСБ попросила его закрыть на сайте «Вконтакте» 7 групп, которые якобы организовывали эти протесты и оповещали о них. Дуров отказался.
Вскоре на его петербургской квартире произошел обыск. Он потряс Дурова и навел его на мысль, что у него нет средства быстрого общения с родными и друзьями, которое было бы недоступно для перехвата спецслужбами.
После обыска он начал работать над созданием конфиденциальной системы немедленной передачи сообщений, неуязвимой для спецслужб. Так на свет появился мессенджер Telegram. Как и конкурирующий мессенджер WhatsApp, недавно купленный сетью Facebook за 19 млрд. долларов, это приложение, позволяющее пользователям посылать СМС-сообщения, фотографии и видеозаписи со своих смартфонов.
По словам Дурова, Telegram быстрее и безопаснее WhatsApp и включает закодированный чат-канал для немедленной связи.
Хостинг Telegram в Нью-Йорке
Согласно исковому заявлению, в свете налета на его квартиру и других соображений безопасности Дуров счел необходимым официально дистанцироваться от владения своим мессенджером и принял решение рассредоточить Telegram и другие активы по разным юрисдикциям, включая США.
Он прибег для этого к услугам людей, которым доверял, например, Перекопского и своего бывшего однокашника Неффа, проживающего в Нью-Йорке. По словам истца, он предоставил этим людям средства, а они сформировали корпорации и арендовали помещения для хостинга и обслуживания программного обеспечения Telegram и распространения его приложений среди пользователей.Так, Дуров лично финансировал и направлял создание Неффом на территории США корпораций Telegram LLC, Digital Fortress LLC и Pictograph LLC, которые сейчас фигурируют среди ответчиков.
Номинальный владелец
По словам истца, Нефф пользовался его полным доверием и отдавал себе отчет в том, что является лишь номинальным владельцем и менеджером этих корпораций и не имеет права отчуждать их без ведома и санкции Дурова.
В свете доверительных отношений с Неффом при создании корпораций истец полагался на его советы. Как утверждается в исковом заявлении, Нефф скрыл от Дурова, что рекомендованная им структура собственности позволяет номинальному владельцу отчуждать три корпорации по своему собственному усмотрению.
Дуров предоставил Перекопскому доступ к своей личной электронной почте и позволил ему переводить деньги третьим сторонам со своих счетов.
Не ведите бизнес с друзьями
В 2012 и 2013 годах истец перевел Перекопскому в общей сложности 3 млн. долларов в качестве платы за то, что тот ведал личными делами Дурова и помогал в создании трех указанных корпораций. Нефф и Перекопский в общей сложности получили от Дурова за услуги более 4,8 млн. долларов.
Если верить истцу, не позднее января этого года Перекопский и Нефф вступили в преступный сговор с партнерами UCP. Те якобы обещали заплатить первому около 4 млн. британских фунтов, если он нарушит обязательства перед Дуровым и будет действовать против него. Нефф якобы получил от них сумму, точный размер которой в судебных бумагах не указывается.
2 апреля 2014 года Дуров встретился в Москве со Щербовичем, который занимает должность президента UCP. Щербович заявил Дурову, что UCP приобрел у Неффа вышеуказанные три корпорации.
Как утверждает истец, Перекопский дал Неффу взятку за то, чтобы тот продал UCP не принадлежавшие ему компании и вместе с ними технологию Telegram.
United Capital Partners и «бизнес по-русски»
13 марта 2014 года Перекопский якобы сказал Дурову, что партнеры UCP обещали ему 4 млн. фунтов (6,7 млн. долларов), если он поможет им наложить руки на имущество Telegram, и что он собирается выправить себе за эти деньги вид на жительство в Англии и жить на оставшиеся припеваючи.Согласно исковому заявлению, на встрече 2 апреля Щербович якобы предложил, чтобы Дубов передал UCP 48 процентов бизнеса Telegram, а UCP взамен уступит Дурову 52 процента бизнеса в трех компаниях, проданных ему Неффом. Дуров ответил отказом.
Исковое заявление толкует этот эпизод как попытку вымогательства.
Истец находит не случайным то совпадение, что в марте 2013 года UCP приобрел те же 48 процентов акций, но сайта «Вконтакте» в тайне от Дурова и Mail.ru, другого акционера социальной сети, который узнал об этой сделке лишь задним числом из СМИ.
По словам истца, через три часа после завершения их встречи с Щербовичем Нефф самовольно поменял пароль, дававший Дурову доступ к части приложений мессенджера Telegram.
Это обстоятельство не позволяет Дурову обслуживать и обновлять часть программного обеспечения Telegram. Произошедшее отразилось примерно на 30 процентах пользователей мессенджера.
Дуров просит суд официально признать его законным владельцем как трех корпораций, проданных Неффу другим ответчикам, так и торговой марки Telegram, и взыскать с ответчиков компенсацию понесенного им ушерба в тройном размере, штраф и его судебные расходы.
«Информация, которую распространяет Дуров, — очевидная ложь», — заявил журналистам Качуро, добавивший, что истец «сочиняет небылицы про шантаж и давление».
По словам Качуро, «Нефф имел право продать этот бизнес, и мы имели право его купить».
Добавить комментарий