Космос снаружи и внутри Художник Генрих Фрид

Опубликовано: 2 сентября 2002 г.
Рубрики:

Генрих Фрид на фоне своего автопротрета. Фото Геннадия Крочика
Трудно судить о художнике, не посмотрев оригиналы его картин. Модные сейчас персональные сайты на интернете и традиционные репродукции в книгах и альбомах хороши только для предварительного ознакомления. Цветовую гамму картины воспроизвести очень трудно. Собственно, репродукция — это уже другая картина, а прелесть и «душу» картины можно познать, только увидев ее оригинал.

Сегодня техника копирования поставлена на поток. Например, на одном из российских сайтов можно заказать копию картины Александра Дейнеки «Игра в мяч» (1931 г.) за 600 американских долларов. Сам заказчик «творчески» участвует в процессе копирования, контролируя и заочно корректируя качество фотографирования, прежде чем окончательный вариант фотографии перенесут на холст. Непредвзятый любитель искусства может и не отличить фотокопию на холсте от оригинала. Ну а ценитель никогда не будет приобретать копию, он скорее потратит деньги на поездку, посещение галереи или музея и посмотрит оригинал.

В знаменитой художественной студии Александра Дейнеки начинал свой творческий путь Генрих Фрид — художник, с которым я познакомился в Балтиморе более 10 лет назад. Генрих Фрид окончил Суриковский институт в Москве в июне 1957 года, накануне открытия VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. А уже в июле он был включен в группу проектировщиков художественного оформления фестиваля, где его работа была отмечена специальным призом. Потом 3 года Генрих работал в реставрационных мастерских Игоря Грабаря, где занимался реставрацией живописи, графики, старинных икон.

В начале 1960-х годов Фрид сделал карьеру одного из лучших московских художников-оформителей. Он изготовлял политические, театральные, цирковые плакаты, плакаты для Международных московских кинофестивалей. Многие помнят торговые марки «Турист СССР» и «Международные перевозки» на автобусах, разъезжавших по всей Европе. Автором этих торговых марок был Генрих Фрид. Вскоре Генрих стал постоянным членом оргкомитетов Международных московских кинофестивалей, а в 1980 году вошел в оргкомитет Олимпийских игр в Москве. Кстати, его плакат завоевал бронзовую медаль Московской Олимпиады.

В 1978 году Фрида отобрали в группу художников из 20 человек для реставрации Кремля. Реставрации подлежали церкви расположенные вокруг гостиницы и концертного зала «Россия», и внутри самого Кремля. Тут и понадобился Генриху опыт реставрации, приобретенный в мастерской Игоря Грабаря. Одновременно Генриха включили в группу художников, которая занималась оформлением Красной и Манежной площадей к всесоюзным праздникам, таким, как 7 ноября или 1 мая. Плакаты крепились к зданиям ГУМа, Исторического музея, гостиницы «Москва» и достигали размеров порядка 600 и более квадратных метров. Чтобы изготовить такой плакат выделяли огромные спортивные помещения в Лужниках, а когда плакат собирался, подгоняли японские машины-подъемники, с высоты которых художник и руководил процессом сборки. Ну а в 1985 году Генриха Фрида назначили главным оформителем Красной площади, где он и проработал до 1989 года.

Генрих Фрид вручает свою картину «Живой космос» директору Годдард-центра космических полетов НАСА А.В.Диазу
Вообще-то, назначение Фрида на такую номенклатурную должность удивительно не только потому, что Генрих еврей, но и потому, что он никогда не был ни комсомольцем, ни коммунистом. К тому же, в искусстве он был еще и очень далек от принципов социалистического реализма, хотя, рисуя портреты Ленина, Маркса, Энгельса он, я думаю, строго этих принципов не придерживался. Кому был нужен реальный Ленин, нужен был Ленин-символ, Ленин-вождь. Но это уже другая история.

Генрих стал членом Союза художников СССР в начале 1970-х годов. В выставках он практически не участвовал, так как его живопись не подходила по стилю, она у него была в большинстве случаев абстрактной, а абстракционистов руководство страны не любило. И все же, рисуя и выставляя портреты Ленина для обозрения на всю страну (мы все помним телевизионные трансляции парадов и демонстраций на Красной площади, неприменным атрибутом которых были эти самые огромные праздничные панно Генриха Фрида), он начал выставлять свои модернисткие работы на персональных выставках. И первые такие выставки прошли в Новосибирском Академгородке в 1977 и в 1978 годах. Потом он выставлялся в галерее на Кузнецком мосту, на многочисленных Всесоюзных выставках в Москве.

Естественно, он и не думал покидать страну, ибо, как ему казалось, удачно совмещал хорошую работу с возможностью творчества. Но конец 1980-х годов в СССР был периодом не только развала социализма, но и роста радикальных антисемитских организаций, типа общества «Память». Генрих рассказал, что впервые подумал об эмиграции после того, когда прочитал программу общества «Память» в 1987 году во время посещения Московского энергетического института. Ну а потом в Москве очень серьезно начали говорить об еврейских погромах, и Генрих решил подать на выезд. Естественно, кураторы от КГБ от него такого не ожидали, и по своему ему отомстили.

В начале 1991 года Генрих приготовил к вывозу около 250 своих живописных работ, причем получил на все работы разрешение от министерства культуры и оплатил пошлину. Однако за несколько дней до отъезда Генриху позвонили и сообщили, что у него в студии чуть ли не произошел пожар... Когда Генрих приехал в студию, он застал там полный разгром, а все его работы были украдены. Разбираться, кто и как это сделал, было бесполезно, воевать с могущественным ведомством было бессмысленно.

В Америке он начал все с нуля. Я не видел ни одной его работы советского периода, но тут, в Америке стал свидетелем, как буквально через год после приезда он создал десятки новых прекрасных живописных полотен, и уже в 1992-1993 году провел первые свои персональные выставки. А вообще за 11 лет Генрих участвовал в 10 персональных выставках, продал около 75 своих работ. Его работы украшают частные коллекции во многих городах Америки.

Последняя из его персональных выставок с большим успехом прошла весной этого года в знаменитом Центре космических полетов НАСА под Вашингтоном. На выставке было представлено 35 работ художника, и они были размещены в огромном и светлом главном вестибюле центра. Центральной работой на выставке была работа, посвященная трагедии 11 сентября. Выставку посетил директор центра А.В. Диаз, которому Генрих вручил его подарок НАСА — свою картину «Живой космос».

Все картины Фрида многослойны и многоплановы, в чем и достоинство абстрактного стиля в живописи. Я увидел на этой картине, что космос это не только внешнее пространство, звезды и космические полеты. Космос — это Жизнь, и она бьет ключом в каждом органе, клетке, молекуле и даже атоме каждого человека. Познать космос — это познать жизнь, ее устройство и предназначение.

Говорят, художник счастлив, когда его искусство понимают другие. Я думаю, что правильнее было бы сказать, что художник счастлив, когда он познает и понимает себя и передает свое знание в своих работах. Генрих Фрид счастлив, и мы счастливы вместе с ним.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки