“Каждый пишет, как он слышит… Как он дышит, так и пишет”, – это о нем, о поэте Долинове. Его стихи так естественны, что кажется, они рождаются сами по себе, безо всяких усилий автора. Наверное, это и есть высший пилотаж в любом деле, в том числе и в стихосложении.
Саша пишет весело и просто о серьезном и сложном. А еще он любит различные пародии и иронические шутки, которые мастерски, как человек, получивший театральное образование, зачитывает. Шутки чаще всего достаются его друзьям, а иронию он приберегает для стихов о себе:
Моим желаньям не было предела,
Казалось, так легко, пойди, сверши...
Но, как назло, с возможностями тела
Не совпадают прихоти души.
Ах, если бы вы только знали!
Ах, если бы понять могли,
Как было классно на Канале
Увидеться с Еленой Ли…
При ней обычно зонт и веер,
И модное пальто-реглан.
Она умна, как Голда Меир
И неприступна, как Монблан…
Если перечислить в строчку (а хотелось бы в столбик и в рифму), то главные отличительные свойства поэзии Долинова – это необыкновенная легкость и органичность стихотворной строки, благородство интонации и грусть, которая пробивается через абсолютное чувство юмора много повидавшего на своем веку талантливого человека:
Да, так всегда на белом свете,
Несправедливость да и только.
От матерей уходят дети……
Ну что поделаешь? Когда-то
Мы точно так же поступали,
То пропадали вдруг куда-то,
То по ночам не дома спали.
Казалось нам, кто-кто, а мы-то
С детьми останемся друзьями,
Но у разбитого корыта
Теперь мы оказались сами.
Хотя “женственность” – интересное понятие. Потому что женщина может быть хрупкой и ранимой, она может хорошо помнить часто болезненные переживания детства и юности и, улыбаясь, серьезно отвечать на вопрос о ностальгии после переезда в США: “Нет, ностальгии не было. И нет”.
И за этим твердым “нет” через задержавшуюся улыбку так много всего, с чем человек живет, что старается забыть, только вот получается не очень. И тогда на помощь приходят стихи. Они – о разном. Серьезные и ироничные, действительно очень женственные и жесткие.
Мила – раненая птица, красивая и такая совершенная, что дух захватывает. Негромкий голос, улыбка, тонкие пальцы, грустные глаза и то, что она называет “Из сердца выжатые строчки...“
Сколько очарования в этих простых словах:
На родине Чеширского кота,Где жизнь не суетлива и проста,
A жители приветливы вполне.
Где бьют часы на городской стене,
И мы идем по ней рука в руке…
А вот строки совсем о другом:
На шаткой лестнице событий,
Непредсказуемых порой,
Таких, как уличный грабитель
Или возврат в Советский строй,
Хамас, пожар, болезнь и вьюга,
Тюрьма, Хамовнический суд,
Коль не поддержим мы друг друга,
Нас вместе с лестницей снесут.
Прежде чем прочитать вот это короткое стихотворение Мила запнулась и потом сказала, что оно – ее самое-самое любимое. Прозвучало это признание совсем тихо, но я услышала:
Ты мне, как жар углю
Иль как поэту слава...
Я так тебя люблю,
Как не имею права.
Я так тебе верна,
Как будто ты мой первый.
Я так с тобой смирна,
Что сатанеют нервы.
Я так с тобой нежна,
Как только я умею...
Я так тебе нужна,
Что разлюбить не смею
Елена Литинская сумела выстроить программу таким образом, что два автора не просто читали свои стихи, а говорили друг с другом, говорили на языке поэзии.
Их связывает давняя творческая дружба и отсюда – множество шутливых стихотворений, каждое из которых можно перекидывать, как теннисный мячик, получая в ответ другое – такая поэтическая игра в слова.
А под занавес в эту игру вступила и сама ведущая. Лена прочитала остроумную пародию на шутливое стихотворение Александра “А ведь когда-то был я Казановой“.Ну, и “вишенкой на торте“ оказались короткие выступления Ирины Акс и Рудольфа Фурмана. Они пишут стихи, умеют пародировать и сочинять экспромты. Вот несколько таких пародий и экспромтов, написанных по ходу выступления героев вечера, Ирина и Рудольф и зачитали благодарной публике.
Поэтические чтения закончились, но люди еще долго не расходились, и почему-то все улыбались…