Состоятельные люди, кто из любви к технике, кто из тщеславия, занимаются собирательством необыкновенных автомобилей. С некоторых пор в моду у коллекционеров вошли старинные машины, принадлежавшие известным актерам, певцам, или прославившиеся своим участием на съемках в популярных фильмах. Любители экзотической техники стали объединяться в специальные клубы. Сейчас их насчитывается до четырех тысяч во всем мире, из них добрая тысяча зарегистрирована в самой “автомобилизированной” стране — Соединенных Штатах Америки.
А между тем коллекционировать автомобили — совсем не то, что собирать почтовые марки, винные этикетки или бейсбольные карточки. И не только потому, что они несопоставимы по цене и размерам. Прежде чем поставить в гараж приобретенную на аукционе или где-нибудь по случаю старинную машину, ее, как правило, нужно реставрировать. То есть не просто починить, а привести в тот вид, в котором она находилась в свои лучшие времена, когда служила обычным транспортным средством, а не экзотическим украшением частного собрания или государственного музея. И при этом использовать только оригинальные детали и материалы, не допуская никаких современных новшеств.
Именно так поступает один из самых известных комиков Америки, ведущий телевизионного “Ночного шоу” Джей Лено. Он влюбился в машины ребенком, еще более проникся этим чувством во время работы автодилером компании “Форд” и сохранил свою увлеченность до настоящего времени, когда наконец-то получил возможность покупать те образцы, без которых ему жизнь не мила.
Делая же все или почти все своими руками, он пытается доказать окружающим и самому себе, что Америка еще не утратила свое автомобильное мастерство. “Говорят, что даже такой гигант как “Дженерал моторс” больше не может сам сконструировать стандартную трансмиссию, поскольку у них нет для этого знающих инженеров, — рассказывает Лено. — Мы не только потеряли былые навыки и не собираемся их развивать, но даже пытаемся импортировать необходимых специалистов”.
Лено говорит, что он без ума от всех своих машин без исключения. Конечно, Лено не султан Брунея, который накупил для собственного развлечения около тысячи “суперкаров”. Сегодня в коллекции шоумена “всего” сто с лишним экзотических автомобилей и мотоциклов, зато каждый из них имеет собственную историю.
Чаще всего, машины сами находят его. Вся Америка знает, что этот энергичный и остроумный человек любит автомобили. И поэтому каждый месяц он получает буквально сотни предложений. Правда, далеко не все они заслуживают внимания. Но бывают и настоящие удачи.
Однажды он получил трогательное письмо от пожилой леди из Миннесоты: “В своем шоу вы часто говорите о своей жене, — писала она. — Как я слышала, почти все люди шоу бизнеса имеют по три, четыре жены. А вот вы с женой кажетесь такими счастливыми... Я и мой муж, который умер несколько лет назад, тоже были счастливы. Когда в 1950 году мне исполнился 21 год, он подарил мне машину. И с тех пор она стоит у нас в гараже. Не заинтересует ли она вас?” И ни слова о самой машине...
Было что-то в этом письме, заставившее Лено не откладывая позвонить в Миннесоту. Но даже тогда он не сразу выяснил, что же ему предлагают. Только после эмоционального рассказа о той радости, какую доставил ей, тогда совсем молодой девушке, подарок мужа, шоумен услышал название марки — “Дюзенберг” (Duesenberg).
Это было поистине редкостное везение. К тому же хозяйка, как о чем-то само собой разумеющемся, сообщила, что ее любимый автомобиль в полном порядке: “Я спускаюсь в гараж раз в год, завожу и выключаю мотор. Вы можете приехать и взглянуть на нее”. И Лено полетел в Миннесоту...
“Дюзенберг” был его давней мечтой. Выдающаяся американская фирма с тем же названием прекратила свое существование в 1937 году. Но до этого выпустила несколько прекрасных по тому времени гоночных автомобилей. В частности, созданная братьями Дюзенбергами и сохранившаяся у старушки из Миннесоты модель “J” была тогда вне конкуренции. Помимо высоких скоростных качеств, машина была первым автомобилем с “бортовым компьютером”, предупреждавшим водителя о необходимости выполнения очередного сервисного обслуживания.
Впрочем, в коллекции Лено уникальные машины не редкость. Например, итальянский Bugatti 38 — единственный автомобиль, который был выполнен с американским кузовом Murphy. “Бугатти” был привезен в США в конце 20-х годов американским автогонщиком Леоном Дюри. В свою очередь, Дюри выменял его у владельца компании, гениального инженера и художника Этторе Бугатти. Далее, история этого автомобиля еще более занимательна. В середине 50-х годов будущая собственность Лено красовалась на обложке журнала “Road & Track”, снималась в кино, а потом, придя в полную негодность, хранилась у владельца в калифорнийском графстве Орендж, после чего была продана за 15 миллионов долларов. Причем купившая ее женщина полагала, что приобрела машину за свою цену, — на самом же деле, она стоила гораздо меньше, от 80 до 100 тысяч долларов. Именно эти суммы назывались, когда новая хозяйка выставила “Бугатти” на аукцион. Лено выиграл аукцион и отреставрировал знаменитый автомобиль.
Комик не однолюб, у него нет пристрастия к определенному бренду или еще чему-нибудь. Единственное, чего он избегает, — машин знаменитостей. Например, каждый месяц к нему обращаются с предложением купить автомобиль Элвиса Пресли. Но Лено это не интересует. “Я слышал, — рассказывает Лено, — что кто-то заплатил 156 тысяч долларов за посредственный “Thunderbird” 1956-го года только потому, что он принадлежал Фрэнку Синатре. Это примерно в пять раз больше настоящей цены этой машины. Мне такое не нужно. Я ненавижу, когда набивают цену за “известность” и, зная мои заработки, пытаются урвать с меня побольше. Я никогда не возражаю против справедливой цены, и даже часто даю немного выше, но мне важна машина, а не ее бывший владелец”.
Не исключено, что кто-то в Америке готов заплатить большие деньги и за какую-то машину знаменитого киноактера и режиссера Кевина Костнера. Сам же Костнер признается, что любит практичные машины и не гонится за их количеством. Но его обновленный “Mustang Cobra” 1966 года вызывает у настоящих коллекционеров подлинную зависть. Примерно такую же, какую испытывают коллекционеры при виде автомобилей “Porsche” из коллекции героя и создателя знаменитого телесериала Джерри Сайнфелда.
Собрание Сайнфелда насчитывает более двух десятков старинных машин. Поначалу хранились они в разных местах: на складе около его дома в калифорнийском городе Санта-Моника и в гараже его имения в нью-йоркском Саутхэмптоне. Получалось, что Джерри лишен главного удовольствия от своей коллекции: возможности их созерцания.
Выручило немалое состояние Сайнфелда, который, как известно, получал по миллиону за каждый новый эпизод сериала. Неподалеку от своей городской квартиры в Нью-Йорке Джерри выстроил оборудованный по последнему слову техники специальный трехэтажный гараж. Правда, строительство не обошлось без осложнений. Сначала соседи, жильцы и владельцы небольших бизнесов решили поживиться за счет миллионера-шоумена и пожаловаться на “шум и тряску” от строительных работ. Дело дошло до установки на стройке сейсмографов с целью доказать необоснованность претензий. И Сайнфелду это удалось — соседи успокоились. Кроме небольшого штрафа Сайнфелд возместил убытки владельцам расположенных рядом студии йоги и архитектурного бюро, которые, якобы, “недели простаивали из-за шума строительства”. Ну а жителям своей улицы, как и полагается, он поставил бесплатную выпивку.
Зато сейчас актер может в любой момент не только созерцать, но и пользоваться своими любимцами. И ему не приходится, как большинству его соседей, вскакивать по утрам с постели, чтобы вовремя переставить свою машину на свободную от уборки сторону улицы. Спокоен он и за их сохранность. Все-таки Америка не Россия, где несколько раритетных машин угнали не с улицы, а из... московского музея.
Добавить комментарий