Городу Филадельфии посвящается
«Слушай, город мой, я тебе спою
Задушевную песню свою».
(Из песни Соловьева-Седого о Ленинграде)
И Филадельфия вся в красках утопает.
Красивый город мой, ты очень нужен мне.
(Александр Межберо. «Филадельфия»)
«Мой город, так искренне мною воспетый,
моя Филадельфия - надёжнaя гавань…
Филадельфия... Имя твое из истории древней...
Филадельфия... Город братской любви и друг мой верный».
(Евгений Бобков. «Филадельфия»)
«В Филадельфии всегда солнечно»
Англ. It's Always Sunny in Philadelphia
(Из телесериала «В Филаде́льфии всегда́ со́лнечно» Роба Макэлхенни, Гленна Хоуэртона и Чарли Дэема)
Пожалуй, Филадельфия и Пенсильвания являются самыми историческими и харизматическими городом и штатом в Америке. Об этом свидетельствует множество названий, которыми их с любовью и уважением, как говаривали раньше, величают американцы. Судите сами.
Филадельфия: «Фили»; «Город братской любви»; (именно так переводится название города с греческого языка, которое состоит из двух слов: philos «любовь» или «дружба», и adelphos «брат». (Φιλαδέλφεια на греческом языке означает братолюбие); «Место рождения Америки»; «Город, который тебя любит»; «Город окрестностей»; «Квакертаун»; «Город квакеров»; «Колыбель свободы»; «Колыбель американской демократии»; «Город малых городов»; «Афины Америки»; «Столица бунтующих колоний»; «Колыбель американской независимости»; «Идеалистический рай»; «Скрытая жемчужина».
Пенсильвания: Само имя имеет латинские корни, Penn Sylvania. «Пенн Сильвания» обозначает «Земли и леса Пенна» или «Лесная страна Пенна». Именуют его и «Штатом независимости», и «Штатом квакеров», и «Краеугольным штатом», и «Угольным штатом».
Судя по этому терминологическому изобилию, что можно сказать о Филадельфии и Пенсильвании в целом? Прежде всего одно: это Город и Штат - загадка, Город и Штат – интрига! Примерно так думают не только гости и туристы, но и коренные американцы! Суть в том, что сказать – многогранность – мало, слишком сухо и не одушевленно. Сказать многоликость - намного лучше, но не точно. А дело-то в том, что едва ли не все наименования этих двух уникальных исторических и географических образований являются проекцией на многовековую деятельность воображения, образа мышления, реальных деяний и их отдаленных исторических последствий всего лишь одного, но подлинно великого человека. И имя ему Вильям Пенн!
Процесс создания Филадельфии и Пенсильвании проистекает из Англии середины XVII века, когда в Ланкашире зародилось религиозное общество Друзей. Его членов официально называют квакерами (от английского слова quake — трепетать), потому что они призывали «трепетать перед Господом». Вот что пишет Википедия по этому поводу:
«Ква́керы (англ. Quakers, буквально «трепещущие»; более фонетически правильная транскрипция с английского — квейкеры), официальное самоназвание Религиозное общество Друзей (англ. Religious Society of Friends) — изначально протестантское христианское движение, возникшее в годы Английской революции (середина XVII века) в Англии и Уэльсе. Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда — 1648 год, когда Джордж Фокс, основатель данного направления, впервые выступил с проповедью).
В 17-м веке в Англии квакеры подвергались жестоким преследованиям. Дело в том, что представители светской власти, а также католики и англикане враждебно относились к «друзьям истины». Преследования квакеров характерны для всего XVII в. - и для времени Республики, и для периода Протектората Кромвеля (1653-1658), и после реставрации Стюартов. Между 1650 и 1687 гг. 13 тысяч квакеров были заключены в тюрьмы, 198 сосланы на каторгу, 338 умерли в местах заключения или скончались от полученных во время избиений ран. Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз!
Поэтому, с 1656 года началась их эмиграция в Америку, где они приобрели много новообращенных на территориях к югу от Новой Англии до Северной и Южной Каролины. Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648—1690) и Уильям Пенн (1644—1718), взявший на себя руководство практическими делами общины.
Поскольку именно Уильям Пенн в основанной им колонии Пенсильвания в 1681 году положил начало «святому эксперименту» на принципах квакерства, расскажем о нем подробнее.
Уи́льям Пенн (англ. William Penn) — ключевая фигура в ранней истории английских колоний в Америке. Пенн почитается в США как один из отцов-основателей государства и его первой столицы — Филадельфии. Будущий квакер и пацифист, Пенн появился на свет 14 октября 1644 г. в английской столице, в семье аристократа-адмирала. После получения превосходного домашнего образования Уильям Пенн стал учащимся колледжа, позднее поступил в Оксфордский университет. Еще в студенческие годы его привлекло учение протестантского течения - квакерства, последователи которого отрицали официальную церковь, не признавали обрядовую сторону веры и считали высшим ее проявлением добродетель и внутренний свет. За увлечение квакерством Уильям был наказан - отец в ярости набросился на молодого Пенна с палкой и выставил его из дома. Немного позднее суровый отец-адмирал смягчился и готов был даровать ему прощение на единственном условии: сын должен был в присутствии короля и герцога Йоркского снимать шляпу, однако строптивый сын это условие не принял.
Позднее Пенн четыре раза попадал в тюрьму за письменное и устное распространение квакерских идей. По крайней мере, еще один раз адмирал выгонял сына из дома. Однако, когда адмирал умирал, отец и сын помирились. В конце концов старик начал уважать сына за честность и мужество; в одном из последних разговоров он сказал: «Пусть ничто в этом мире не даст тебе повода пойти против твоей совести».
Смерть в 1670 г. отца Уильяма стала не просто переломным моментом в его личной биографии, но и имела определенное значение для истории США. Cын получил громадное наследство, которое направил на популяризацию квакерства. В отцовских документах Пенн обнаружил долговую претензию государству на огромную сумму и в счет долга получил от короля Карла II большие владения в Северной Америке, названные в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania — «лесная страна Пенна»). Так возникла Пенсильвания, а в 1682 г. - ее столица Филадельфия.
Это было началом «священного эксперимента» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии.
Согласно письменной истории Филадельфии (начиная с 1682 года), все выглядело следующим образом. Пенн собрал колониальную экспедицию и флот, которые отправились в Америку в середине лета 1682 года. Пенн, идущий в авангарде, впервые ступил на американскую землю в колонии Нью-Касл, Делавэр (Земля, подаренная королем Карлом II, в 1681 году включала в себя нынешнюю Пенсильванию и Делавэр. В 1704 году три самым южных округа Пенсильвании отделились и стали колонией Нижний Делавэр). Последовала упорядоченная смена правительства, что было нормальным в эпоху, когда аристократы пользовались привилегиями и прерогативами; колонисты присягнули Пенну как своему новому владельцу.
После этого Пенн с группой сопровождающих его квакеров совершил путешествие вверх по реке - и между реками Делавэр и Шуйлкилл основал Филадельфию на землях, которые он купил у местных вождей ленапе или делавэров. Более того, с индейцами Пенн заключил договор о дружбе. Это положило начало долгому периоду мирного сотрудничества между колонией и делавэрами, в отличие от трений между племенем и шведскими и голландскими колонистами. (История Филадельфии - https://ru.qaz.wiki/wiki/History_of_Philadelphia )
Пенсильвания, по замыслу Пенна, должна была стать прибежищем для людей, которых преследовали за их религиозные убеждения, - вне зависимости от вероисповедания и национальности, «убежищем для свободомыслящих». Территория жила по собственной конституции и системе самоуправления. Составленная Пенном конституция устанавливала большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашённая терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но также эмигрантов из разных мест.
Филадельфию Пенн представлял себе как город, в котором все люди, независимо от религии, могли бы свободно поклоняться своему богу и жить вместе. Пенн планировал, что город будет больше похож на маленькие сельские города Англии, чем на многолюдные города. Дома будут разбросаны далеко друг от друга и окружены фруктовыми садами. Город предоставил первым покупателям землю вдоль реки Делавэр для их домов... Он назвал город Филадельфией (философ, «любовь» или «дружба», и adelphos , «брат») и послал трех комиссаров для наблюдения за поселением и выделением 10 000 акров (40 км2) для города. Комиссары купили у шведов землю в поселении Викако - и оттуда начали прокладывать город на север. Область простиралась примерно на милю вдоль реки Делавэр между современными Южными улицами и Вайн-стрит.
Корабль Пенна встал на якорь у побережья Нью-Касл, штат Делавэр, 27 октября 1682 года, и через несколько дней он прибыл в Филадельфию. Он расширил город на запад до берега реки Шуйлкилл в общей сложности на 1200 акров (4,8 км2). Улицы были разбиты по сетке. В 1684 году улицы, идущие с востока на запад, были названы в честь местных деревьев (виноград, сассафрас, шелковица, вишня, каштан, грецкий орех, саранча, ель, сосна, ломбард и кедр ), а улицы с севера на юг были пронумерованы. В этом районе четыре площади (теперь называемые Риттенхаус, Логан, Вашингтон и Франклин) были отведены под парки, открытые для всех. Пенн спроектировал центральную площадь на пересечении Броуд и нынешней Маркет-стрит, чтобы она была окружена общественными зданиями. Некоторые из первых поселенцев жили в пещерах, выкопанных на берегу реки, но город рос за счет строительства домов, церквей и причалов. (История Филадельфии - https://ru.qaz.wiki/wiki/History_of_Philadelphia )
Филадельфия выросла в численности населения - от нескольких сотен европейцев в 1683 году до более 2500 в 1701 году. Население в основном составляли англичане, валлийцы, ирландцы, немцы, шведы, финны и голландцы. Перед тем, как Уильям Пенн в последний раз покинул Филадельфию 25 октября 1701 года, он издал Хартию 1701 года. Хартия провозгласила Филадельфию городом и наделила мэра, олдерменов и членов совета полномочиями издавать законы и указы.
Обещание Филадельфией религиозной терпимости привлекло сюда многие другие религии, помимо квакеров. Меннониты, пиетисты, англиканцы, католики и евреи перебрались в город и вскоре превзошли численностью квакеров, но последние продолжали оставаться влиятельными экономически и политически. (История Филадельфии - https://ru.qaz.wiki/wiki/History_of_Philadelphia )
Сам Пенн мало бывал в колонии (с 1682 по 1684 и с 1699 по 1701), он управлял ею через своих представителей, англиканина Уильяма Маркхэма (двоюродного брата Уильяма Пенна) и квакера-шотландца Джеймса Логэна. После последнего визита Пенна развитие Филадельфии продолжалось и в основе менталитета сохранялись принципы квакеров. Они заключались в следующем:
1. Честность. Друзья с самого начала чувствовали себя призванными поддерживать высокие стандарты правдивости и честности. Так например, квакерские торговцы отказывались завышать цены, считая, что у них есть право просить только то, что справедливо и честно. Друзья настаивали на выплате долгов: объявить себя банкротом обычно означало потерять членство. Также они чувствовали призыв быть откровенными, даже если это могло быть политически и социально неудобно. Друзья были одной из первых групп, использовавших фразу «власть в правде».
2. Простота. Первые Друзья чувствовали призыв отрекаться от всего, что давало почву для возникновения человеческого тщеславия. Они одевались просто, отказываясь от кружев, оборок и прочих украшений, которые выделяли высший класс в Англии XVII века. К XIX веку «простое платье» стало чем-то вроде униформы квакеров. … Только некоторые Друзья до сих пор следуют этой идее, но в целом Друзья по-прежнему рассматривают простоту как фундаментальную ценность квакерства. https://postnauka.ru/faq/75430
3. Исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы перед представителями высшего сословия и кланяться вельможам. Они отказывались давать клятву верности в судах и приносить присягу. https://www.pravenc.ru/text/1684005.html
4. В мирном поселке все жители должны были быть друг другу настоящими «братьями», уметь усердно трудиться во имя всеобщего блага — создания города дружной общей мечты.
5. Терпимо относиться к другим религиозным течениям и жить в мире с местными индейскими племенами,
6. У квакеров нет ни рукоположенных священников, ни таинств, ни обрядов, они отвергают службу в армии, звания и титулы. Например, архитектор вашингтонского Капитолия мистер Торнтон обращался на «ты» к президентам страны, а в письменных обращениях к ним же вместо приличествующих случаю витиеватых приветствий писал просто «мой друг».
С течением времени квакеры столкнулись с серьезными проблемами. И прежде всего, с проблемой принятия присяги. «Общество друзей» считало, что никакая присяга не сделает лжеца правдивым человеком, поэтому все клятвы бессмысленны и порочны. Другим камнем преткновения стал квакерский пацифизм. Полвека эксперимент протекал успешно, однако затем, в результате индейских нападений, погибло много колонистов ирландского и немецкого происхождения — квакеры отказались противопоставить индейцам силу, т.к. не могли поступиться своими нравственными принципами (неприятием войн и насилия). После этой трагедии в 1756 г. квакеры вынуждены были уйти с политической сцены. В сущности, история выдвинула перед пенсильванскими квакерами дилемму: сохранить власть, пожертвовав своей догмой, или выйти из правительства. Они выбрали нравственные принципы - и в 1756 г. окончательно отказались от власти. С тех пор влияние Друзей в Пенсильвании резко снизилось и уже больше никогда не возобновлялось.
Вклад квакеров в развитие американского общества в политической сфере весом. Их стремление разрешать споры без насилия, а путем переговоров, формировало особую политическую культуру компромисса и терпимости. Это имело огромное и непреходящее значение не только для Филадельфии, но и для всей страны.
Со времени последнего визита Пенна в Филадельфию в 1707 году прошло 320 лет (!). У города богатейшая история. В летопись Америки золотыми буквами вписаны звездные часы Филадельфии: 4 июля 1776 году здесь принята легендарная «Декларация о независимости страны», навсегда ставшая днем национального праздника для американцев. Именно в Филадельфии была принята конституция США. 10 лет, начиная с 1790 года, Филадельфия была временной столицей Соединенных Штатов. Во время американской революции - была местом проведения Первого и Второго континентальных конгрессов. Филадельфия — первый город, который гарантирует религиозную свободу иммигрантам. Это позволило любому, кто поселился в Филадельфии, свободно исповедовать любую веру, которую он обрел в стране своего происхождения.
Три столетия – это огромный срок, и ветер перемен изменил, едва ли не все. Например, никто сейчас всерьез не относится к пацифизму. И вместе с тем, некоторые элементы идеологии, посеянной Пенном и его Друзьями, дали всходы. Например, терпимость межчеловеческая, межнациональная, межрелигиозная, переговоры вместо насилия, скромность, честность… И в Филадельфии это чувствуется. И в быту, и в отзывах людей со свежим посторонним взглядом - гостей и туристов. Современная Филадельфия далека от утопических фантазий братства квакеров. Но вместе с тем, Филадельфия, один из старинных городов страны, изначально создававшийся для спокойной жизни протестантов,
- безусловно, город со смягченными человеческими отношениями. Главное в характере Филадельфии – это её либеральность и толерантность.
Вот как видится Филадельфия извне:
«Для города характерна неспешность и размеренность, которые теоретически не должны бы быть свойственны густонаселенному шумному мегаполису. Жизнь в крупном поселении течет мирно и уютно, и о том, что Филадельфия является пятым по значимости и размерам городом США, на улицах ничто не напоминает... Гости города оказываются… в царстве душевного спокойствия и умиротворения.» https://www.tourister.ru/world/america/united-states/city/philadelphia
«Несмотря на то, что сегодня он (Филадельфия) является одним из крупнейших в стране, в исторической его части сохранилась атмосфера тихого и уютного города. Я очень люблю Филадельфию именно за ее самобытность. За совершенно другую атмосферу и то, что она не похожа ни на один другой крупный город в США.
«Один из крупнейших и самых космополитических городов США, Филадельфия сочетает в себе культуру крупного мегаполиса с атмосферой и ощущением маленького городка… От других крупных городов США Филадельфия выгодно отличается своей расслабленной и непринужденной атмосферой. А местные жители известны своей толерантностью и открытостью».
«Так как Филадельфия расположилась между Нью-Йорком и Вашингтоном, ее считают скрытой жемчужиной. Город очень сильно отличается от своих соседей – здесь намного тише, душевнее, гостеприимнее и спокойнее…».
«В переводе с греческого название города означает «город братской любви». Это название нашему с вами современнику покажется несколько наивным, но на самом деле оно очень точно описывает сегодняшнюю Филадельфию. …». (Дмитрий Клейн)
Все эти высказывания подтверждаются и искусством кино: «У меня после клипа Брюса Спрингстина "Улицы Филадельфии" и знаменитого фильма сложилось впечатление, что в Филадельфии должна быть какая-то особая атмосфера. В принципе, так оно и есть. Энергетика города мягкая и в нем чувствуешь себя хорошо». https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=321&t=203425&start=40
«Ровно 20 лет назад на экраны Соединённых Штатов вышел фильм «Филадельфия» с Томом Хэнксом, Дензелом Вашингтоном, Антонио Бандерасом, другими прекрасными актёрами… Это кино о человеческом равенстве. Вне зависимости от расы, положения человека в жизни, сексуальной ориентации. Это фильм о пронизывающем всех нас, при всём нашем разнообразии, человеческом единстве и объяснение той истины, что наше единство может быть только в человечности. И это кино о пути, дороге, об утверждении такой правды, об отказе от предубеждений, о стирании граней, о торжестве закона и справедливости. Даже и перед лицом смерти и после смерти». https://echo.msk.ru/blog/alex_melnikov/
Местные жители утверждают, что терпимость — по-прежнему одно из основных качеств города в наши дни: Филли окружает тебя любовью, не требуя ничего взамен, даже если ты никакой к любви к нему не выказываешь…
Прежде всего, это проявляется в многонациональности Филадельфии. Расовый спектр её населения обширен (Белые, Черные (афроамериканцы), Азиаты, Коренные американцы, Испаноязычные, Жители Гавайских и других тихоокеанских островов…). Среди европейцев здесь проживают ирландцы, итальянцы, англичане, евреи, французы, немцы, поляки… И что самое главное – никакого серьёзного межэтнического противостояния нет!
Уильям Пенн был ярым противник церковной диктатуры Англии. Он хотел, чтобы в Филадельфии гарантировались религиозная терпимость и свобода вероисповедания. Именно это и существует сегодня! Любой гражданин может исповедовать любую религию!
Филадельфия защищает, любит и бережет своё старшее поколение всех рас и национальностей. Это было всегда. Но в суровые времена полыхающей адским пламенем эпидемии, когда, почти как в арии Мефистофеля, «Ковид-ва-а-а-йру-ус правит бал», это стало очевидным, как никогда. Тысячи и тысячи стариков сполна оценили любовь и заботу Филадельфии. Было сделано все, чтобы обеспечить щадящее существование престарелых – все, чтобы им не нужно было покидать свои апартаменты и выходить из дома! Это спасло и спасает великое множество жизней.
Михаил Танич очень любил свою жену, высоко ценил её любовь и посвятил ей (Лидии Козловой) поразительное по искренности и незащищенности, щемящее стихотворение. Вот строчка из него: «Твоя любовь, твоя любовь - моя броня». Я думаю, что многие тысячи жителей Филадельфии преклонных лет присоединились бы к этим словам и адресовали бы их городу, тем более, что Филадельфия-то - «женщина»!
Наконец, когда мы говорим о терпимости, нельзя опустить еще одну малозаметную, но значимую деталь. Люди, хорошо знающие американскую действительность, говорят, что и филадельфийская полиция определенно лояльнее и дружелюбнее к гражданам, чем в ряде других городов. Это особенно заметно на дорогах.
Я воспринимаю Филадельфию, как живого реального человека. Складывается впечатление, что полуторамиллионная Филадельфия – чудесная, красивая женщина («Если солнышко, то Филадельфия нереально красивая!» а, как известно, «В Филаде́льфии всегда́ со́лнечно»). Но Она не просто хороша, Она мудра от природы (богатейшая история), образована (университеты), высоко культурна (музеи), гуманна (прекрасная медицина). Интеллектуальная личность, со своим неповторимым шармом. Она колоритна (Разнообразие культур, сочетание культур и традиций из разных уголков мира) и обладает, наряду с добротой, своим характером (либеральность и толерантность), образом мышления и высочайшим чувством собственного достоинства. Ей не чуждо величие аристократа из высшего общества. Вот как написал об этом Роман Мороз: «Хотя современный город разнообразят еврейская и итальянская общины, в основе его лежат англо-саксонские корни, что придает ему определенную спесь. Как говорил Марк Твен: «В Бостоне спрашивают: "Что он знает?", в Нью-Йорке: "Чего он стоит?", в Филадельфии: "Кто были его родители?"»
Филадельфия житейски умна и, даже встречаясь со сложностями и проблемами («Если у тебя нет проблем, проверь, есть ли у тебя пульс.»), спокойно решает их, не боясь критики («Здоровое общество перенесет даже нездоровую критику.» Жарко Петан). Вместе с тем, Филадельфия осмотрительна и осторожна. Это заметил еще О.Генри: «Чикаго говорит без колебаний: «Добьюсь!» Филадельфия говорит: «Надо бы».
Есть у прекрасной дамы Филадельфии и чувство юмора. Я бы назвал его серьёзным юмором. Начало ему положил Бенджамин Франклин – один из отцов-основателей Соединенных Штатов Америки и Великий гражданин Филадельфии. При разработке символов нового государства он всерьёз, а может быть, шутя, предлагал изобразить на гербе не орла (как у большинства стран), а ...индейку.
Американский актер Ричард Гир, родившийся в Филадельфии, сказал однажды: «Никто из нас не выберется отсюда живым, так что, пожалуйста, перестаньте относиться к себе, как к чему-то второстепенному. Ешьте вкусную еду. Гуляйте на солнце. Прыгайте в океан. Делитесь драгоценной правдой, которая у вас на сердце. Будьте глупыми. Будьте добрыми. Будьте странными. На остальное просто нет времени».
В сериале «В Филадельфии всегда солнечно (It's Always Sunny in Philadelphia)» приведены три необычные, но типично филадельфийские фразы:
— И как вас только земля носит?
— Бережно.
Если не хватает образования или знаний, надо просто создать свою партию и орать громче всех!
— Вы что-то хотели сказать?
— Нет, я просто дышу.
Добавить комментарий