Леонардо да Винчи однажды сказал, что волосы важны для лица, как рамка для картины. Я вспомнила это выражение, гуляя в парках и по улицам Бостона, рассматривая прохожих в плотно прилегающих к лицу масках. Видны были глаза, ''зеркало души'', и волосы. И волосы отражали настроение этого человека: стриженные или нет, подкрашенные или наполовину седые, растрепанные или уложенные в прическу, много молодых бритых голов.
Как мы знаем, увлечение людей волосами восходит к самым ранним цивилизациям и продолжает жить в соответствии с современными тенденциями. Усы и бороды у мужчин могли украсить или скрыть недостаток сильного подбородка или заячью губу. Молодые женщины привлекали к себе внимание, покрасив волосы в красный, синий или фиолетовый цвет. Религиозные евреи ухаживали за своими пышными пейсами, а религиозные женщины покупали красивые шляпы, косынки и парики. Хотя прически и причины, по которым люди их используют, кардинально менялись на протяжении веков, социальное значение волос оставалось неизменным. О римлянках писали в хрониках, что чем сложнее и неестественнее была прическа, тем больше она отражала богатство женщины. Прически елизаветинской эпохи характеризовались высокими завитыми волосами и часто укладывались на проволоку или подушечку для создания обрамления в форме сердца вокруг головы. Женщины дополняли свои волосы натуральными шиньонами, которые, по слухам, иногда делали из лошадиной шерсти.
Говоря о волосах, я вспомнила о париках. Древние египтяне создали парик, чтобы защитить бритую безволосую голову от солнца, или, если и надевали для красоты парик на волосы, то часто пользовались пчелиным воском для удержания парика на волосах.
В 1624 году король Франции Людовик ХIII стал носить парик, чтобы скрыть лысину, и весь его двор, конечно, последовал новой моде. Король Людовик ХIV считал, что носить парики не только красиво, но ими можно четко показать классовые различия. Сохранились записи в фонде колониального американского города Вильямсбурга в Вирджинии (Williamsburg, Virginia), где объясняется, как цвет париков указывал на класс. Профессионалы носили серые парики, торговцы- коричневые, белые парики предназначались для судей и офицеров.
Кстати, викторианский период упростил требования моды. Прически стали более естественными и скромными: волосы были разделены посредине, собраны в пучок, а локоны ниспадали по бокам головы. Викторианские англичанки ассоциировали волосы с жизнью и любовью, поэтому для женщин было традицией вкладывать в медальоны волосы как траурные украшения после смерти ребенка или любимого человека. Часто из волос плелись нити, а из них делались ювелирные изделия: броши и серьги. Я не могу забыть картину, которую родственники унаследовали и принесли на антикварное шоу. В раму картины были вмонтированы фотографии умерших родственников, а сама картина была коллажем-ландшафтом, сделанным из плетеных нитей-волос этих давно ушедших людей. Такие изделия редко можно увидеть публично, поскольку они были созданы в домашних условиях для домашнего показа. В Италии любящие жены обрезали свои черные длинные волосы и покрывали ими тело умершего любимого мужа.
В 20-е годы 20-го века женщины отказались от викторианских ограничений и отправились в парикмахерские, чтобы постричь волосы в стиле каре. Они укоротили не только волосы, но и юбки. Трудно закончить такую интересную тему, однако не могу не добавить, что в семидесятых годах, приехав студенткой из провинции в Москву, я, недолго думая, обрезала свою длинную косу, а потом, наплакавшись, отрастила волосы до пояса и многие годы носила их распущенными, следуя моде из фильма ''Колдунья'', где в главном роли была Марина Влади. Многие молодые женщины на протяжении последнего столетия хотели подражать стилю своих экранных кумиров в Европе и Америке.
Мода на одежду и волосы всегда отражала свою эпоху и психологию людей. Мы, гуляя в масках, отражаем наше пандемическое время и его ограничения.
Добавить комментарий