11 октября 2021 года российское издание “Коммерсант” напечатало в авторской редакции статью зампредседателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева “Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством. Пять коротких полемических тезисов”
В этой заметке мы не будем касаться того, почему и зачем Дмитрий Медведев написал эту откровенно оскорбительную для украинского Президента Владимира Зеленского статью, что и как его к этому подвигло, исследовать авторскую принадлежность текста, анализировать её стилистику и пр. Из пяти “полемических тезисов” прокомментируем первый, на наш взгляд, самый острый, провокативный, наиболее двусмысленный и весьма далёкий от заявленной в нём якобы принципиальности.
Два положения составляют содержание первого тезиса статьи Дмитрия Медведева:
1) Автор напрочь отказывает руководству Украины в “устойчивой самоидентификации”. Этакий не имеющий собственного осознания сброд, состоящий из “щирых украинцев”, татар, русских, евреев, венгров, караимов и пр. О самой Украине, не упоминая украинского народа, Дмитрий Медведев высказывается чуть аккуратнее, но также уничижительно, - Украина сочиняет, придумывает себе свою особую историю и идентичнось, на что, как он пишет, уходят столетия. (Конечно, куда “проще” Украине и украинцам войти-впрыгнуть в уже имеющуюся, сформировавшуюся веками русскую идентичность, стать частью российского государства - и дело с концом. - С.К.)
2) Президент Украины, имея “определённые этнические корни” (почему просто не назвать еврея евреем? – С.К.), является “вывернутым наизнанку человеком”, человеком, который ежедневно переживает когнитивный диссонанс. Почему? потому что находится во главе украинского государства, в политическом спектре которого присутствуют “оголтелые националистические силы”, которые, как говорит Медведев, всегда в Украине были, но никогда не составляли в ней более 5-7% активного населения. Принуждённый лавировать между различными политическими силами “чтобы ему не сломали шею”, боящийся получить очередной “майдан” и того, что при изменении политической конъюнктуры, за ним могут прийти, чтобы “нашить на спину жёлтую звезду”, он “вынужден проповедовать идеологемы националистов, защищать их взгляды”. С таким человеком, - заключает Дмитрий Медведев,- невозможно вести переговоры и договариваться. В текст первого тезиса своей статьи Дмитрий Медведев включил ранее не публиковавшийся материал о зверствах украинских националистов.
Касательно первого утверждения - отсутствия у украинского руководства собственной идентификации. Как бы ни хотелось кремлёвским лидерам выдавать желаемое за действительное, - она, это идентификация, таки да, есть – в общей цели сделать Украину демократическим, экономически развитым, успешным национальным государством. Видят они это, как и подавляющая часть населения страны, на пути интеграции Украины в евроатлантические структуры. Принять этот выбор власть предержащие в Кремле никак не могут – это означало бы отказ от политики насильственного, - путём использования военной силы, энергетического шантажа, других средств, - включения Украины в состав российского государства. Того государства, каким его видит Владимир Путин – Российская империя в границах конца XVIII века.
Об еврейском происхождении Владимира Зеленского и испытываемого им по утверждению Дмитрия Медведева по этой причине “когнитивного диссонанса”. Не из-за этого не может российское руководство иметь дело с украинским Президентом. А из-за того, что Зеленский проводит “неправильную,” с их точки зрения, политику – не сдаётся под российским диктатом. Именно такого - податливого, нужного им лидера Украины - “терпеливо” ждут в Кремле. Как патриот своей страны Владимир Зеленский прежде всего – политически и граждански - украинец, и никак иначе на развязанную против Украины войну реагировать не может. Да, в украинском политическом спектре есть национал-радикалы. Но каким образом это оправдывает агрессию России в отношении соседнего государства, попытки его расчленения, аннексию части его территории в международно признанных границах? Проводя откровенную имперскую политику, направленную на уничтожение украинской государственности и незавимости, российское руководство пытается обернуть её в упаковку борьбы против нацизма, а ежедневно убивая украинцев, защищающих свою страну на линии соприкосновения на украинском юго-востоке, говорит всем, что убивают фашистов и бандеровцев...
Вопросы к Владимиру Зеленскому лежат в совершенно другой плоскости. Насколько эффективен в своей роли 6-ой Президент Украины, сознательно взявший на себя ответственность за жизнь, безопасность, благополучие 45-ти миллионов украинцев? Как защищает своих соотечественников в тяжелейший период истории страны – в условиях внешней агрессии, коронавирусной пандемии, энергетического кризиса? Всё ли хорошо с недавней отставкой спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова? Соблюдено ли здесь верховенство права, что так критически важно для молодой украинской демократии? Все эти вопросы актуальны для тех, для кого Украина существует как субъект международного права. Очевидно, что для автора статьи, как и для всего кремлёвского руководства, это не так.
В отношении “вывернутого наизнанку человека”. Даёт ли Дмитрий Медведев оценку себе, задумывается ли над тем, каким он сам войдёт в Историю? Дмитрий Анатольевич очень деятельно поучаствовал, помог становлению и упрочению того автократического полутоталитарного режима, который сложился сейчас в России. Видимо, он искренне убеждён в том, что железная палка и кляп во рту – это лучшая форма правления, которую русский человек заслуживает. Нет сомнения, что История вынесет по поводу этого его “вклада” свой беспощадный приговор.
Попытаемся разобраться теперь, какой “месседж” Дмитрий Медведев, затронувший в своей публикации украинских националистов, послал еврейскому сообществу, поляризованному на “россиян” и “украинцев”. Что здесь имеет место – принципиальная позиция или политическая целесообразность? В советское время был замечательно взлелеян Богдан Хмельницкий, весьма противоречивая фигура в украинской истории, деятель, более чем на три века закрывший окно возможностей для украинской государственности, и однозначная фигура в еврейской истории – кровавый палач еврейского народа. (Ужасы хмельнитчины задокументировал в своей книге “Пучина бездонная” еврейский хронист того времени Натан Ганновер). Занимался Богдан Хмельницкий и его воинство самыми настоящими колоссального масштаба этническими чистками. По оценкам еврейского автора (Илья Левит), козаки “Хмеля-злодея”,- так называет Богдана Хмельницкого в своей хронике Натан Ганновер,- вырезали почти 90 процентов еврейского населения Правобережной Украины*.
В память Хмельницкого в 1947-ом году был учреждён советский военный орден, памятники ему стоят и по сей день. Почему советскому историческому официозу нужна была эта фигура-символ? Всё просто - в правильном направлении повёл Киевскую Русь - Украину Богдан Хмельницкий – к “воссоединению с Россией”. Что в сравнении с этим еврейская резня, которую он устроил? Кого интересуют безвинно убитые его головорезами евреи, кроме самих евреев? Вопрос: а случись так, что упоминаемый Дмитрием Медведевым Роман Шухевич, при том, что занимался этническими чистками, при том, что на его руках кровь убитых евреев, поляков и других, вдруг взял бы да и развернул украинский политический вектор в сторону единого с Россией государства,- ведь не меньшим украинским националистом был и Богдан Хмельницкий, сделавший это!, - появился бы в статье Дмитрия Медведева документ о зверствах националистов, сама статья появилась бы? Или для политической целесообразности российская историография “отмыла” бы Шухевича, и поставила бы его рядом с Богданом Хмельницким? А так появление в публичном и в исследовательском обороте таких документов во всей их полноте можно только приветствовать. Единственное уточнение: когда их не держат в закрытом архивном хранилище и извлекают оттуда лишь по случаю войны с соседней “братской” страной. Правду, опирающуюся на подтверждённые документальные свидетельства, надо знать. И чем в большей мере эти документы будут доступны, тем лучше…
***
“Каждый народ хочет быть не только сытым, но и вечным, а бессмертие народа заключается в его языке.”
Чингиз Айтматов
Хочется напомнить “россиянам” в еврейском сообществе, что когда-то значительная часть наших бабушек и дедушек, а у многих и родителей, очень хотела, чтобы мы, ныне живущие их дети и наши дети, их внуки, знали бы еврейскую историю, традиции, даже язык. Хотели, чтобы еврейский народ сохранился. Несмотря на борьбу с космополитизмом, несмотря на уничтоженный Еврейский Антифашистский Комитет, на “Дело врачей”, на проводившуюся в Советском Союзе политику государственного антисемитизма и т.д. В конечном итоге, в полной мере обезопасить и сохранить еврейский народ стало возможным только в условиях собственного национального государства...Украинцы хотят иметь ровно то же самое. Народ с живой, самобытной, яркой культурой, они видят защиту своей идентичности, своего права на выбор, в том числе и на политический выбор, в собственном национальном демократическом государстве. И не хотят быть малоросами, плохими слепками с русских.
На каком политическом фоне появились статья Путина “Об историческом единстве русских и украинцев” и обсуждаемая статья Медведева? На фоне войны, направленной на уничтожение украинской независимости, украинского государства. Когда боевики Гиркина зверски убивают депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака за попытку сорвать со здания горсовета флаг ДНР и установить на его месте украинский флаг, когда в “подвалах”** в ЛНР и ДНР пытают и убивают людей, когда в российских медиа развязана чудовищная украинофобская кампания. Как сказал журналист Игорь Яковенко, кремлёвский режим “подсадил россиян на иглу ненависти”.
Представляется, что главная цель первого тезиса статьи Дмитрия Медведева – это пропагандистское использование еврейского фактора в развязанной в 2014-ом году нынешним российским руководством войны против Украины, войны против её суверенитета и территориальной целостности.
В заключении о тяжёлых, страшных страницах, которые имели место в насчитывающих столетия украинско-еврейских отношениях. Хотелось бы, чтобы в результате честного диалога между представителями интеллигенции обоих народов, - на основе не мифологем, а фактов и документальных свидетельств, и главное, со стремлением обеих сторон перевернуть эту страницу, - была бы сформулирована единая их трактовка и оценка. Оценка, основанная на универсальных общечеловеческих моральных принципах,- это важно для того, чтобы ужасы прошлого никогда не повторились, чтобы в будущем это были доверительные, дружеские, взаимовыгодные отношения по всему спектру. Произойдёт так – будет замечательно! Не произойдёт, что ж, так и будет. Значит, на данном историческом промежутке у евреев и украинцев будут разные взгляды на драматические события их совместной истории.
Я считаю неправильным, чтобы в национальном пантеоне страны Украина, страны, которая стремится стать частью Европейского Союза, а, значит, разделяет европейские ценности, присутствовали исторические персонажи с кровью невинных людей на руках. Это моё мнение. Должны ли там находиться Шухевич, Стецько с Мельником и пр. – решать украинскому народу, это вопрос моральной зрелости, а, вернее сказать, взросления украинского общества. Украинская национальная идентичность в условиях государственной независимости, по существу, только в начале формирования. Хотят некоторые из её творцов видеть в национальном пантеоне белых и пушистых, очищенных от исторической правды и от крови на руках людей, – это их сегодняшний выбор. Но ответ на речёвку “Слава Украине! Героям слава!” у каждого свой. В списке моих героев – выступавший в защиту крымских татар и других депортированнывх народов генерал-майор и правозащитник Петро Григоренко, конструктор космических кораблей и создатель первого искусственного спутника Земли Сергей Королёв, диссидент Иван Дзюба, поэт и писатель Николай Бажан, лётчик-ас Иван Кожедуб, да мало ли таких людей в украинской истории?
-----------
* Для справедливости и полноты картины следует упомянуть другого деятеля той эпохи, перешедшего в католичество украинца, главного антагониста Хмельницкого, воевавшего на стороне Речи Посполитой, князя Иеремию (Ярему) Вишневецкого. Князь Иеремия Вишневецкий со своим небольшим войском прикрыл отход бежавших от резни евреев в контролируемые поляками области. Благодаря ему спаслись оставшиеся 10 процентов евреев Правобережья. Имя князя Иеремии в тексте книги Натана Ганновера сопровождается благословением – “да будет благословенно имя его”, имя Богдана Хмельницкого еврейским проклятием – “да будет стёрто имя его”. Интересно было бы оценить демографический вклад спасённых Вишневецким евреев в численность проживающих сегодня в мире 10.5 миллионов евреев-ашкенази.
** Подвалы – импровизированные тюрьмы и камеры пыток для военных и гражданских лиц, которые якобы нарушили законы самопровозглашённых республик.
Добавить комментарий