Расскажу вчерашний день по порядку (вчерашний был двадцать четвертый - 30 сентября, но мне приходится возвращаться к тому, что случилось после того, как я материал отправила).
Сижу у компьютера, занимаюсь делом - работу для мелкой подработки взяла, а всякие сообщения выскакивают на экран и мешают. Вдруг важное: Срочно! Видеоинтервью с заложницами. Скорее смотреть. Это то самое видео, которое тут же запретили к публикации - удалили с канала, случайно я его посмотрела. Трое несчастных, измученных женщин, - это и на фотографии видно, до какой степени они устали, можно посмотреть. Потом родители одной из них (Римон) говорили, что она без очков вообще не видит, слепая, а там она без очков.
Двое по бокам (Римон Киршт и Елена Трупанова) молчат, а та, что в середине (Даниэль Алони), кричит нечеловечески - и понятно, что кричать ее заставили, отрепетированно неестественно кричит, чтобы их освободили немедленно. Чтобы согласились на любые условия, чтобы их освободили “сейчас”. “Потому что мы жертвы вашего провала. Вы не пришли нам на помощь.” Похоже, что текст составлен не самими женщинами, а боевиками, но ничего позорного для женщин в этом ролике нет. Близким нечего стыдиться, только ужасно переживать. А при этом все-таки видели, что женщины живы - тоже счастье.
Дальше уж я свою подработку бросила, стала телевизор смотреть.
Б. Нетаниягу прокомментировал видеозапись: "Речь идет о жестоком пропагандистском трюке, попытке надавить на нашу психику. ХАМАС действует, как Исламское государство, и применяет те же методы. Наши мысли - с семьями заложников". Дальше все аналитики повторяли: “пропагандистский трюк”, “психологический террор”, - это верно, но я думаю уж очень ему слова о “провале” не понравились, не хотел, чтобы по миру распространялись, хотя всем и так все ясно. Кто-то из аналитиков еще сказал, что не надо думать, что ХАМАСовцы глупы. Якобы до 7 октября многие думали, что они глупы, сейчас только поняли, что это не так - обидно, что понимание приходит только благодаря физическому воздействию.
Рассказали, в частности, что за несколько дней до появления этого видео в редакцию израильского русскоязычного новостного сайта “Вести” обратился Роман Янчевский, друг одного из похищенных. Он увидел в списках, похищенных имена своего друга Саши Трупанова, его мамы, бабушки и подруги, с которой Саша, за год до этого поступивший работать на Амазон, поехал навестить родителей в южный кибуц Нахаль Оз. Имя отца Саши Роман нашел в списках убитых. Роман - друг - теперь представляет эту семью, потому что больше некому. Вчера в этом видео он узнал Сашину маму - Елену Трупанову.
Рассказали, что мать гражданки Германии Шани Лук, захваченной террористами 7 октября в лесу Реим, получила известие из Газы о том, что ее дочь мертва. Сразу после начала войны мать Шани говорила, что ее дочь тяжело ранена и находится в одной из больниц в Газе. Сейчас я, к сожалению, ничего не поняла: от кого она получила известие, почему она ему поверила - не знаю.
Даже не поняла, было ли у Шани Лук двойное гражданство: израильское и немецкое, - или только немецкое. Вроде какая разница, но я помню, что на немецкое гражданство делался большой упор, когда мать Шани надеялась на освобождение. Потом прочла, что в сообщении МИД Израиля говорится, что девушка была подвергнута пыткам и выставлена напоказ в секторе Газа террористами ХАМАС. Канцлер Германии Олаф Шольц выразил сочувствие и осудил варваров - нам это важно. Родители Шани - они хорошо говорят на иврите - готовят поминки.
Похороны устроить нельзя, потому что переданный им трупный материал (простите, что я не берегу ваши нервы, но тут, мне кажется, важно всё понять) - не поняла, кто трупный материал передал, - по законам иудаизма недостаточен для погребения. Мать Шани сказала, что, может быть, когда-нибудь им удастся получить еще части тела дочери, тогда ее (эти части) захоронят, но мать ни в коем случае не будет требовать, чтобы ради этого - ради получения достаточных частей тела, обеспечивающих возможность захоронения, - Израиль шел на какую-либо сделку с ХАМАСом.
Для меня услышать такое в Израиле внове (некоторые родители до сих пор продолжают требовать выдачи останков погибших много лет назад и готовы требовать сделок) и представляется подлинным гуманизмом. Отец Шани рассказывал, что спросил дочь, зачем она едет на этот рейв - фестиваль. Она ответила, что танцевать там - это огромное удовольствие, прямо какое-то воспарение. И он думает, что если ей перед смертью удалось пережить то, от чего она была счастлива, то ему от этого легче. И еще им обоим легче, что они знают, что она уже не мучается.
Мне важно объяснить, что, судя по фотографиям девочки (22 года, тоненькая красавица), судя по разговорам ее родителей, это нормальная образованная семья среднего класса - не знаю, кто по профессии. Мне важно это объяснить, потому что я слышу реплики, что нечего было вообще туда, на этот фестиваль, ехать, что умные люди к границе не приближаются, что хорошая молодежь на танцульки не собирается, что там были наркотики и т.д. Марихуана, может быть, и была - не поручусь, но молодежь там не была “обкуренной”, не была отребьем общества, не была ни в чем виновата.
Продолжаю смотреть телевизор. Обсуждают бытовые вопросы, перебиваются на сообщения об обстрелах (даже в Иерусалиме был обстрел, а у нас давно уже не бывало!), потом продолжают.
Очень плохо с финансами. То дают, то обещают, но не дают, то дали, а теперь кого-то просят вернуть - я не вникла, главное знать, что денег нет.
(Я заодно про деньги дам из своей жизни пример, а потом вернусь к телевидению. Ко мне на днях заходили подружки, я огуречный салат (вкусный, ясно, что огурцы качественные) поставила. Спросили - свои люди не стесняются - почем я огурцы на рынке брала: по 20. Долго не могли в себя прийти: огурцы в супере по 7.80, а ты выпендриваешься. Так вчера в супере уже по 24.)
Ходят слухи, что эвакуированных не размещают в хороших отелях - это неправда, только отели самого высокого класса (в Иерусалиме Мамилла и Кинг Дэвид) были забронированы для визитов особых гостей: посудите сами Байден или Шольц приедут, а мы им: “Нет, к сожаленью, в гостинице Мест!” И что русскоязычных стариков размещали в школах - тоже неправда, русскоязычные сайты раздувают, пытаются рознь разжечь. Поместили в таких как бы “молодежных деревнях”, где обычно разные семинары происходят, на них и из других стран приезжают, отдельные домики со всеми удобствами.
Про эвакуацию из Кирьят-Шмона не будем повторять. Полностью провалили эвакуацию. Государственной программы долгосрочной эвакуации граждан в гостиницы не существовало ввиду ее огромной стоимости, а также потому, что никто не мог вообразить перемещение внутри страны более 130.000 человек. Не было списков отелей, никто не просчитывал заранее соотношение спроса и предложения. Лишь на 18-й день войны правительство приняло решение выделить жителям подлежащих эвакуации населенных пунктов по 200 шекелей на взрослого и 100 на ребенка в день. Это действительно поможет эвакуированным найти наиболее комфортный для них вариант. Нет, пока что деньги не переведены.
Да, если, не дай Бог, мы окажемся в ситуации полномасштабной войны на севере, то непонятно, куда перевозить жителей. Очень хорошо проявили себя мэр Верхней Галилеи и мэр Эйлата. В Эйлате готовятся к чрезвычайной ситуации и уже создается палаточный городок на 15.000 человек. Такой же будет создан и на Мертвом море.
Да, добровольческая работа с эвакуированными постепенно налаживается. Есть территориальные центры, кто-то стоит во главе центра, ему подчиняются отвечающие за определенную тему: кто за питание, кто за медицинское обслуживание, кто за какие-то развлечения - там ведь и детей куча. В общем, налаживается.
Север - обстановка очень тяжелая (поэтому не все силы посылают на юг), обстрелы продолжаются, к счастью, там осталось мало людей, но все-таки остались: эвакуация не была хорошо организована, некоторые поняли, что им самим придется оплачивать временное жилье и предпочли вернуться домой. Вообще у всех есть свои причины: один любит спать в своей кровати, у другого большая собака - куда с собакой пустят, а не бросать же ее.
Может быть, и придется осуществлять наземную операцию на севере - что сейчас говорить, посмотрим.
В результате теракта в Иерусалиме тяжело ранен полицейский. Он направлен в больницу.
Экзамены на аттестат зрелости - это существенно, школьники должны понять, что с ними в этом году будет. Зимние экзамены будут отложены на два месяца и начнутся в марте. Летние экзамены будут отложены на три недели - пройдут в июле, больше нельзя отложить, потому что там у выпускного класса уже призыв в армию начнется. Не волнуйтесь, время на написание экзамена будет увеличено, материал, включенный в экзамен, будет значительно сокращен, жители городов, подвергавшихся особо сильным обстрелам, получат дополнительные поблажки. Да, с университетами согласовано, что выпускники будут знать меньше. У меня рядом выпускников нет, но я вполне со всем согласна - ничем им меньшее знание не помешает.
Переходим к событиям в Махачкале. Специалист по Кавказу, настоящий специалист - ученый, только начал про 28 национальностей. А передачу ведет очень опытная израильская ведущая (Аяла Хассон), которую многие терпеть не могут за резко правые взгляды и доминирующее поведение, считают приспешницей (выражаются грубее) Нетаниягу, но и они ей в профессионализме не отказывают.
И видно, как Аяла Хассон совершенно перестает про Кавказ слушать, вглядывается в какое-то сообщение, хватается за сердце, которое у нее якобы начинает бухать и колотиться (играет?), и объявляет, что силам ЦАХАЛя совместо с ШАБАКом и при участии МОСАДа удалось освободить заложницу Ори Магидиш. Это невероятный успех. Не ХАМАС ее в обмен на что-то невероятное отдал, не зарубежные лидеры договорились, не Катар сделал широкий жест, не Красный Крест гуманитарную поддержку осуществил, - нет, ни от кого не дождались, а сами справились. Правильно решили на прекращение огня не идти, наземную операцию расширять. Заложников не предали. Добились. (В других источниках читаю, что все-таки ведутся переговоры о заключении сделки: мы им 6000 заключенных, они нам всех заложников, война закончена, - кто знает, правда ли.)
Ори Магидиш проходила службу на наблюдательном пункте ЦАХАЛа. Она увидела, как идут боевики. Многие ее товарищи по службе были убиты утром 7 октября, в первые минуты комбинированной атаки ХАМАСа.
Оказывается, Ори освободили еще 20-го, но не сообщали об этом. ХАМАСовцы выпустили свой ролик с тремя женщинами после освобождения Ори и как бы в ответ на него. А в Израиле хотели, чтобы ее осмотрели врачи (осмотрели в больнице Сорока, она в хорошем состоянии), и очень боялись, что детали ее освобождения могут помешать освобождению других заложников. У Ори прекрасная память (многократно в течение вечера повторялось, что Ори всегда была отличницей, она и выглядит умненькой и славной), она дала и может еще дать много ценной информации. На всякий случай с нее взяли подписку о неразглашении, но это даже не кажется излишним: пусть ничего не рассказывает, пусть освобождают других (их еще так много!).
Дома - в Кирьят Гате - встречали Ори потрясающе. Всем городом. И, конечно, семья. Настоящий праздник.
Аяла Хассон продолжала говорить, что она все время поддерживала связь с матерью Ори, восхищалась ее мужеством, что, “видимо”, вера (это нормально религиозная семья, не ортодоксы) дает большие силы (по-моему, никто не сомневается), что она (Аяла) все это время не меняла черную кофточку - вот это она врет, кофточка явно чистая, хоть и черная. В общем, во многом благодаря ей освободили, - профессионал.
А я подумала, что зря, в порыве этой замечательной радости, никто не выслушал специалиста по Кавказу. Потом может выясниться, что опять на что-то серьезное не обратили внимания. Но, может быть, ему и удалось потом кому-нибудь что-то разъяснить.
Добавить комментарий