Погромы еврейских земледельческих колоний Екатеринославской губернии в 1881 г.

Опубликовано: 6 февраля 2025 г.
Рубрики:

После убийства императора Александра II 1 марта 1881 г. по старому стилю в российских газетах появились антисемитские статьи с нападками на евреев и их обвинением в убийстве царя. Сигналом к нападению на евреев явились беспорядки в г. Елисаветграде (ныне г. Кропивницкий Украина), продолжавшиеся с 15 по 17 апреля. Уже ранее по городу носились слухи о том, что христианское население намеревается в дни Пасхи разгромить евреев, и печать распространяла эти толки. У населения сложилось убеждение, что имущество и даже личность еврея не пользуются обычной охраной закона, что евреев можно громить, что это дозволено, будто есть царский указ, разрешающий и даже предписывающий насилие над евреями.  

 В результате бездеятельности властей погром из Елисаветграда перекинулся в другие уезды и губернии. 1 мая 1881 г. произошел погром в уездном г. Александровске (ныне г. Запорожье, Украина) Екатеринославской губернии. Из Александровска погром быстро распространился по селам и деревням южной части Екатеринославской губернии и двинулся в направлении 17 еврейских земледельческих колоний, которые были созданы здесь в 1840–1850  гг. евреями-переселенцами из западных губерний Российской империи. По пути погром охватил и примыкающую к Екатеринославской северную часть Таврической губернии. Эта территория двух губерний в течение нескольких дней сделалась ареной страшного гонения на евреев и уничтожения их имущества. Первые после Александровска беспорядки возникли 3 мая в с. Камышеваха, оттуда они перешли 4-5 мая в г. Орехов (там толпа, принимавшая участие в буйстве, достигла тысячи человек) и с. Малая Токмачка, в ночь на 5 мая - в с. Конские Раздоры, 5-7 мая с. Цареконстантиновка (ныне п. Каменка Запорожской области) и 6 мая с. Гайчул (ныне с. Новоукраинка Запорожской области), наконец, 6 мая перешли в еврейские колонии Межерич, Нечаевка, Трудолюбовка (две последние ныне не существуют) Александровского уезда и 7 мая в Графскую и Сладководную Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Нападение на указанные еврейские колонии было осуществлено крестьянами ближайших к ним селений, преимущественно из Гайчула и Цареконстантиновки. Многое указывало на то, что погромы проходили при бездействии, а то и попустительстве местных властей. Остальные еврейские колонии Екатеринославской губернии практически не пострадали.

 В 1881 г. население еврейской земледельческой колонии Межирич состояло из 527 человек, Трудолюбовка - 383, Нечаевка - 286, Графская - 248, Сладководная - 244. 

 Для еврейских колоний и их руководства угроза погромов была неожиданной. 5 мая в колонии Графской проходил съезд руководителей всех 17 еврейских колоний, основным вопросом которого была проверка итогов их деятельности. На съезде, между прочим говорили о грабежах евреев, но никто не предполагал, что евреям-земледельцам грозит подобная же участь. Участники съезда питали иллюзии, что еврейские земледельческие колонии оставят в покое.

 Межирич стал первой еврейской земледельческой колонией, пострадавшей от погрома в Российской империи. Эта колония, плотно окруженная христианскими селениями, оказалась и наиболее пострадавшей среди всех колоний Екатеринославской губернии. Перепуганные евреи убежали с семьями в степь. Значительная часть колонистов из Межирича по призыву жены ивестного Александровского предводителя дворянства г-жи Шабельской нашли укрытие в их имении Степановке, находившейся в 4,5 версты северо-западнее Межирича.

 Нападение на колонию Трудолюбовку осуществили крестьяне с. Гайчул с женами и детьми под предводительством своего сотского (низший агент сельской полиции). Сначала евреи защищали свое имущество. Им на помощь пришли евреи-земледельцы соседних колоний Нечаевка и Графская. С их помощью жителям Трудолюбовки удалось отогнать грабителей и вернуть несколько бричек с награбленным имуществом. Но через несколько часов появилась толпа крестьян из различных селений, а также немцы-колонисты из соседних немецких колоний Готланд и Кайзердорф (ныне, сотвественно, с. Марьяновка и с. Пробуждение Запорожской области). Они с остервенением напали на Трудолюбовку и Нечаевку. Евреи этих колоний, увидев, что не могут противостоять бандитам, бежали, спасая свои жизни. Одна часть из них, прихватив кое-какое имущество, спряталась в близлежащей немецкой колонии Мариенфельд (ныне с. Маринополь Запорожской области), жители которой обещали было помощь евреям. В Мариенфельд бежали также евреи-земледельцы из колонии Графской, на которую набросились бандиты после погрома Трудолюбовки и Нечаевки. В это время руководство Мариенфельда на собранном тут же мирском сходе убеждало немцев выгнать беззащитных евреев. После этого некоторые немцы сами указали появившимся в колонии Мариенфельд 7 мая бандитам на еврейское имущество, а вечером немцы стали гнать евреев из колонии. Поднялся страшный переполох: бежал стар и млад, бежали больные, бежали женщины с грудными детьми. Вторая часть евреев-земледельцев Трудолюбовки и Нечаяной, спасаясь бегством через немецкую колонию Готланд, должны были проехать через греблю, но немцы не пропустили их. Третья часть направилась в находящуюся примерно в 12 верстах севернее еврейскую колонию Надежная. В пути несколько детей были потеряны ночью в открытом поле. Погромщики не встретив никакого сопротивления, совершенно покончили с Трудолюбовкой, Нечаевкой и Графской. 

 7 мая погромщики напали на колонию Сладководную. Огромная роль в защите этой колонии принадлежит местному уряднику (нижний чин уездной полиции) еврею Арону Соболеву. В соответствии с действующими в стране законами евреи на государственную службу не принимались. Однако в отдельных случаях допускался прием евреев на службу в качестве нижних чинов в полицию в местах большой концентрации евреев. Благодаря этому Соболев стал урядником. Для защиты Сладководной он собрал немцев колонии Блюменфельд, среди которых отличились братья Шмидт со своими работниками, и крестьян с. Федоровка, которые не только остановили и разогнали погромщиков, но и некоторых арестовали. 7-8 мая были взяты под стражу из банды грабителей 21 человек с частью награбленного имущества. Вследствие разгрома погромщиков восточнее колонии Сладководной беспорядки не пошли.

 Крестьяне Федоровки достойны всякой похвалы. Они в количестве 200 человек целую неделю защищали две еврейские колонии Сладководную и Красноселку. В этом большая заслуга местного полицейского урядника Борохова, весьма сметливого и распорядительного человека, сельского старосты Федькова и местного крестьянина Терещенко, состоявшего гласным уездного земского собрания. Такими достижениями с. Федоровка обязано большому количеству грамотных крестьян, которые не поверили нелепому слуху о "царской бумаге", якобы призывающей к насилию над евреями. 

 В защите Красноселки принимали участие не только крестьяне Федоровки, но и быстро созданный отряд самообороны из 150 евреев-земледельцев этой колонии. Руководил его созданием местный житель Григорий Щербаченко. Благодаря этим действиям погромщики не решились атаковать Красноселку. Эта колония предотвратила движение погромщиков на север, где располагались еще шесть еврейских земледельческих колоний.

 Во время погромов еврейских колоний было немало случаев ранения евреев-земледельцев. Сведения об убийствах отсутствуют, но встреча с погромщиками была чрезвычайно опасна. Главный раввин Екатеринославских еврейских колоний Я.Л. Брук, вспоминая об ужасах дней погрома, писал: "Я, как один из потерпевших, хорошо помню, что в критическую минуту я с благодарностью готов был отдать все, что у меня есть, лишь бы оставили меня и мое семейство в живых".

 Основной ущерб погрома 1881 г. был нанесен имуществу колонистов. В еврейских колониях Межириче, Трудолюбовке, Нечаевке и Графской дома и хозяйственные постройки были разрушены, домашнее имущество, сельскохозяйственные орудия, хлеб и другие продукты колонистов похищены, табуны лошадей и рогатого скота угнаны. Посевы погублены, так как похищенный скот гнали через засеянные поля. Синагоги и молитвенные дома этих колоний были осквернены, свитки Торы уничтожены. Разгром еврейского имущества привел к полному разорению большого числа евреев-земледельцев погромленных колоний.

 Евреи-колонисты разгромленных колонии были буквально пущены по миру. Не имея хлеба, они голодали. Пострадавшие евреи-земледельцы скитались повсеместно, ища заработок. Требовалась безотлагательная помощь. Первым предоставил им свою поддержку попечитель еврейских земледельческих колоний Екатеринославской губернии И.А. Ковальский. Он за свой счет организовал питание, существенно помог деньгами, собрал большинство евреев, которые скрывались от погромов, вернул их в брошенные дома и убедил немецких колонистов предоставить евреям продовольственную помощь. 

 По распоряжению Управления государственными имуществами Екатеринославской губернии, было куплено до нового урожая по пуду хлеба в месяц на каждого жителя пострадавших четырех колоний. Восстановить своими силами разрушенные хозяйства они не могли. Пострадавшим колонистам-евреям было выдано из капиталов мирских касс колоний на восстановление разрушенных домов 2250 руб., на пропитание и засев земельных участков 2461 руб. 

 Помощь пострадавшим оказывали все слои еврейского общества страны. Были созданы специальные комитеты для сбора средств жертвам погрома. Величина помощи колебалась от нескольких копеек до многих тысяч рублей. Много сделал для организации сбора и распределения пожертвований главный раввин колоний Я. Брук. 

 3 августа 1881 г. по поручению барона Г.О. Гинцбурга в ограбленные еврейские колонии были переданы 5200 руб., пострадавшим евреям в соседних селениях - 500 руб. в пользу церкви в с. Федоровка - 300 руб. 

 Отношение к погромщикам было противоречивым. С одной стороны, власти, напуганные размахом погромного движения и ходившими слухами о том, что после евреев начнут бить панов с целью завладеть их имуществом, тотчас после погромов проводили дознание и начинали следствие. С другой стороны, эти действия были затруднены массовым покрывательством преступников. Показания почти всех свидетелей сводились к следующему: "Да, мы видели как громили, ломали и расхищали, но кто именно производил погром, не знаем". Была арестована лишь часть зачинщиков и активных участников погрома. Погромщики по большей части избежали наказания или отделывались чрезвычайно легкими приговорами - 2-х и 3-x месячному аресту. 

 Боясь преследования, часть погромщиков стала понемногу возвращать награбленное имущество владельцам. Однако это не смогло значительно уменьшить причиненный погромом ущерб. 

 Сейчас же вслед за погромами 1881 г. в Российской империи резко ужесточилась политика по отношению к евреям. Так, император Александр III 3 мая 1882 г. утвердил "Временные правила", которые нанесли серьезный удар по еврейскому земледелию. "Правила" перекрыли евреям доступ к земле и окончательно покончили с политикой привлечения евреев к земледелию. Они стали постоянным законом до марта 1917 г., когда были отменены Временным правительством. Этими правилами евреям запрещалось вновь селиться в сельской местности, приобретать землю и дома вне городов и местечек, арендовать земельные угодья.

 Из анализа описанных выше событий и истории еврейских земледельческих колоний следует: 

 Погромы 1881 г. были первыми в истории еврейских колоний, созданных в Северном Причерноморье в XIX веке. 

 Жизнь за счет земледельческого труда и принадлежность к сословию земледельцев не спасла евреев-колонистов от погромов. 

 Евреи-земледельцы, как и другие евреи, убедились, что рассчитывать на защиту со стороны властей не приходится. 

 В 1881 г. евреи-земледельцы, в общем, не были готовы к самообороне. Она была создана только в колонии Красноселке. Одной из главных причин отсутствия еврейской самообороны явилась неожиданность погромов и надежды на защиту местных властей, войск и полиции. 

 Колониям был нанесен значительный ущерб. На их восстановление потребовалось несколько лет. Но сердца колонистов навсегда сохранили следы этих тяжелых и печальных воспоминаний. 

 Практически с 1881 г. погромы в стране уже не прекращались. 

 Проявившаяся враждебность соседних крестьян и вспышки насилия порождали у евреев-земледельцев глубокое чувство подавленности и неуверенности в завтрашнем дне. 

 Неуверенность в завтрашнем дне, паника и ужас от пережитых погромов побуждали колонистов, как и всех евреев Российской империи, к эмиграции.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки