Во время встречи с главой палестинской администрации Махмудом Аббасом в Рамалле президент США Буш сказал:
— Для достижения прочного мира, президент Аббас и премьер-министр Ольмерт должны вместе принять трудные решения. Я уверен, они сделают это. Такое возможно. Не только возможно, а, я верю, это произойдёт, мирный договор может быть подписан ещё до конца моего президентского срока. Я верю в это.
Комментируя слова президента Буша, Мейрав Вюрмсер, заместитель директора Центра ближневосточной политики при Гудзоновском институте в Вашингтоне, сказала:
— Фактически, речь идёт лишь о надежде, надежде многих людей. Но сейчас препятствий к осуществлению этой надежды гораздо больше, чем хотелось бы. Причём препятствий с обеих сторон: со стороны палестинцев и со стороны израильтян. Палестинская автономия разделена на две враждебные территории: Газу во главе с Хамасом и Западный Берег Иордана во главе с администрацией Аббаса. ХАМАС не признаёт правительство президента Аббаса и клянётся, что не признает его мирное соглашение с Израилем. А в Израиле мы имеем дело с правительством, которое вот-вот может уйти в отставку, потому что к 30-му января должна быть обнародована вторая часть доклада так называемой "Комиссии Винограда" о причинах неудачи израильтян в последней Ливанской войне. Вполне возможно, что премьер-министру Ольмерту придётся уйти. Мы не знаем, кто может стать следующим главой правительства Израиля: Эхуд Барак, или Натаниягу, или Ципи Ливни... И трудно с уверенностью сказать, выполнит ли следующий глава израильского правительства обещания, на которые не скупился Ольмерт по поводу мирного процесса.
— Помнится, президент Клинтон тоже незадолго до своего ухода из Белого Дома резко активизировал попытки добиться мирного договора между Израилем и Палестинской автономией. Но его постигла неудача. Буша ждёт такой же результат?
— В определённой степени да, такой же. Ни одно правительство Израиля не сможет дать палестинцам больше, чем предлагал тогда премьер-министр Эхуд Барак Ясеру Арафату. К сожалению, Арафат тогда не только не принял предложений, но развязал интифаду. Нынешнее палестинское руководство, в отличие от Арафата, действительно стремится к компромиссу. И пойдёт на компромисс, если не побоится войны с ХАМАСом из-за этого. Видите, сколько "если" висит в воздухе. С Аббасом можно вести переговоры, но, к сожалению, он не обладает в Палестине таким авторитетом, каким обладал Арафат.
— Зная сложность ситуации, почему президент Буш вкладывает столько сил в решение именно этой проблемы, а не проблемы Пакистана, Афганистана, Ирака? Обладает ли он достаточной силой в то время, когда меньше чем через год на его место придёт новый президент?
— Я сомневаюсь, что он сможет сделать сейчас, в последние месяцы своего президентского срока, нечто такое, чего не смог сделать ни один из его предшественников. Трудно себе представить, что он сумеет помочь Израилю и палестинцам решить такие сложные вопросы как статус Иерусалима и право палестинских беженцев на возвращение. Почему же он тогда положил на чашу весов весь свой авторитет? Отчасти, это, думаю, связано с проблемой Ирана. Для создания антииранской коалиции в арабском мире необходимо хоть какое-то примирение арабов с Израилем. Удастся ли достигнуть этой задачи до конца этого года? Не думаю.
Добавить комментарий