Джеффри Раш: «Записки сумасшедшего»

Опубликовано: 16 марта 2011 г.
Рубрики:

Лауреату премии "Оскар", австралийскому актеру Джеффри Рашу, по признанию театральных критиков, вполне можно вручить корону "короля актеров" за роль Поприщина в "Записках сумасшедшего". Спектакль по повести Гоголя идет в театре Бруклинской академии музыки (Нью-Йорк). Все билеты проданы, а перекупщики просят за билет до 500 долларов и выше.

Спектакль странный, неожиданный, начинается с обращения к американской публике по-русски. Будто бы сам Николай Васильевич Гоголь просит зрителей отключить мобильные телефоны.

Джеффри Раш играет мелкого петербургского чиновника, титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина, который в постепенно развивающемся помутнении рассудка верит, что он — король Испании. От жалкого, бессмысленного, унизительного существования Поприщин в исполнении Раша пытается спрятаться за каждодневным ведением дневника, куда он записывает все, что с ним происходит, и все, что он думает. Он мечтает о взаимности дочери своего начальника Софии.

Рашу особенно удаются роли неврастеников, людей не от мира сего. Впрочем, этот актер, практически, без амплуа. Он может играть все. В первом акте публика часто смеется вместе с актером над его персонажем. Но потом смех звучит все реже, напряжение возрастает, в зале устанавливается полнейшая тишина: никто не кашляет, не шуршит обертками конфет...

Впервые Раш сыграл Поприщина еще в родной Австралии 22 года назад. Тогда ему было 37. А теперь возобновил спектакль в Нью-Йорке. В 59 он играет удивительно пластично, с полнейшей отдачей. Потрясающе владеет актерской техникой — речью, дыханием, резким и легким переходом из одного состояния в другое. Ему, конечно, помогают декорации, свет, костюм, грим, его партнерша Йаэль Стоун, исполняющая три разных роли, и двое музыкантов — Пол Катлан и Эрккай Велтхайм. Все — австралийцы.

При всем великолепии формы, при всем высочайшем мастерстве актера эмоциональной глубины я не почувствовал. Смешного, потом жалкого, а потом трагичного Акакия Акакиевича в Поприщине я не увидел. Потерян при переводе? Или при инсценировке? Спектакль для ума, не для сердца? Смотреть интересно, а за душу не взяло. Впрочем, театр — организм живой, раз на раз не приходится...

А вот зрители в своей оценке единодушны:

— Его энергия невероятна. Виртуозная игра. Пластика почти балетная. Он меня так захватил, что я ничего больше не видела: ни публики, ни зала. Оформление очень необычное. И музыка была партнером, вела диалог. Но у меня перед глазами только он, актер...

— Блистательный спектакль. Джеффри Раш — один из лучших актеров нашего времени. 80 минут пролетели как одно мгновенье.

— Я будто побывал в университете на практических занятиях по психиатрии. Чем меньше человек значит, тем больше мнит о себе. Мне жаль поприщиных...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки