АНТУАН ФИШЕР
Antwone Fisher
Идет везде
Режиссер Дензел Вашингтон
История создания этого фильма необычна. Молодой афро-американец Антуан Фишер, отслужив во флоте, стал работать охранником на киностудии «Сони». Детство и юность у него были тяжелые. Его отец был убит еще до его рождения. Мать сидела в тюрьме, там Антуан и появился на свет. Матери он был не нужен, мальчик рос в приюте, где над ним издевались. И вот студийный охранник решил написать о своей жизни. Писал он на бумажных полотенцах, позаимствованных в туалете студии. В церкви негритянского района Лос-Анджелеса были бесплатные занятия по сценарному мастерству, он стал туда ходить. Преподаватель дружил со студенческих лет с известным продюсером и показал ему сценарий Фишера.
В конце концов сценарий попал к суперзвезде Дензелу Вашингтону. Он сам поставил по нему фильм, где сыграл роль военного психиатра. Антуану Фишеру сейчас 43 года, он автор автобиографической книги, ставшей бестселлером, имеет семью и живет тем, что пишет сценарии.
Картина получилась неплохая, потому что в ней много правды. Есть, конечно, и некоторая сентиментальность. Отдана дань политкорректности — психиатр объясняет молодому матросу Антуану жестокость его опекунов тем, что их предки жили в рабстве. Но достоинств в фильме больше, чем недостатков.
****
ПРО ШМИДТА
About Schmidt
Идет везде
Режиссер Александр Пейн
По-моему,40-летний Пейн (Citizen Ruth,1996, Election, 1999) — один из самых замечательных режиссеров США. Не случайно именно он сказал: «Американское кино больше полагается на всякие приемы и ухищрения, оно недостаточно доверяет реальной жизни». Сила Пейна как художника как раз в том, что он умеет зорко подмечать и извлекать интересное из жизни. Он также обладает незаурядным сатирическим даром. Две его предыдущие картины кажутся мне просто превосходными и очень умными.
На сей раз режиссер снимал не по оригинальному сценарию, а экранизировал роман — неплохой, но ничем не выдающийся. Таким же получился и фильм. Его герой — пожилой страховой агент, который после выхода на пенсию и смерти жены тяжко страдает от одиночества. Единственная дочь — чужой ему человек, к тому же она собирается замуж за парня, вызывающего у Шмидта ужас. Шмидт едет на свадьбу через всю страну, втайне надеясь расстроить этот брак. Единственный человек, кому он изливает душу в письмах — это не знакомый ему 5-летний африканский мальчик Ндугу, над которым он «взял шефство» через благотворительную организацию.
Картина местами остроумная, местами грустная, она трогает, но не потрясает.
Мне показалось ошибкой брать на главную роль Джека Николсона — актера с довольно ограниченным набором выразительных средств, с пустыми и неподвижными глазами. Лично я не смогла поверить в правдоподобие его персонажа. Но Николсон — кумир Америки, и с этим не поспоришь. Те, кто любит его как актера, получат от фильма большое удовольствие.
****
БОЖИЙ ГОРОД
City Of God
Art houses
Режиссеры Фернандо Меирейес и Катя Лунд
Эта картина предложена Бразилией в качестве кандидата на «Оскара». Лично я бы ей премию дала.
Тема не новая — кошмарная жизнь молодежных банд из бразильских трущоб. Но сделан фильм необычно и очень впечатляюще. В его основу положен роман, автор которого сам вырос в фавеле (трущобах). Все исполнители кажутся непрофессионалами, найденными среди обитателей фавелы. Сюжет — история нескольких парней из этого «Божьего Города». Торговля наркотиками, борьба за власть, переходящая в настоящую, бессмысленную войну. Чудовищная жестокость. Только одному юноше удается вырваться из «Божьего Города» и стать фотографом. Но подрастает следующее поколение. Оно уже привыкло держать в руках оружие и убивать едва ли не с семилетнего возраста…
Режиссер Мейерес до этого много снимал рекламные клипы. Технику клипов — рваный монтаж, убыстрение и замедление движения и т.д. — он с успехом применил и здесь. Это дало сильный эффект «остранения» действия, придало ему особую остроту. Любопытно использован прием «возвращения» — некоторые эпизоды показаны сперва не полностью. Позже мы к ним возвращаемся снова, и только тут понимаем, что же произошло на самом деле.
В Бразилии картина произвела сенсацию — вполне заслуженно.
****
25-Й ЧАС
25th Hour
В довольно широком прокате
Режиссер Спайк Ли
Знаменитый афро-американский режиссер на сей раз снял картину, где все главные исполнители — белые (есть среди них и русские). Действие происходит в Нью-Йорке, и картина — как бы объяснение в любви этому невероятному городу. Звезда Эдвард Нортон играет «интеллигентного» торговца наркотиками Монтгомери Брогэна. Кто-то выдал его властям (в середине фильма обнаружится, кто именно), и ему предстоит сесть в тюрьму на семь лет. Последняя ночь на свободе и составляет сюжет фильма. Монтгомери, который, естественно, напуган и готовится к худшему, проводит ее в обществе своей возлюбленной, пуэрториканки по имени Натюрель, и двух школьных друзей — биржевого брокера и учителя. Фильм сделан неплохо, с присущей Спайку Ли искренностью чувств.
****
ГОВОРИ С НЕЙ
Talk To Her
В довольно широком прокате
Режиссер Педро Альмодовар
Альмодовар — культовая фигура. Я, увы, не принадлежу к его поклонникам. Эту картину некоторые критики называют романтической комедией, поэтической историей любви. В ней изображена любовь двух мужчин к двум пациенткам больницы, находящимся в коме. Одна — женщина-тореадор, покалеченная быком, ее возлюбленный — журналист. Другая — балерина, попавшая под машину. Ее любит и тщательно за ней ухаживает (в медицинском смысле) приятный, не от мира сего молодой санитар с внешностью дауна. Он хороший человек, о чем свидетельствует его имя — Бениньо (Benigno, сравните с английским Benign). После того, как санитар позволяет своей любви завести себя слишком далеко, дело кончается для него трагически. Искренне завидую тем зрителям, которые проникнутся трогательностью этой истории. Мне уже давно кажется, что Альмодовар над нами насмехается. Но даже если он вполне серьезен, в этой повести о любви «маленького человека» для меня слишком силен налет патологии. Настоящее искусство, конечно, всегда нарушало границы общепринятого. Весь вопрос в том, ради чего.
***
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
National Security
Идет везде
Режиссер Деннис Дуган
Ура, наконец-то! Есть и в Голливуде невероятные смельчаки! Режиссер Дуган — хороший профессионал, хотя ничем и не знаменитый, и двое его сценаристов — Дэвид Ронн и Джей Шерик — рискнули ступить на зыбкую почву ужасной политической некорректности. На первый взгляд, их фильм — обычная приключенческая комедия, где пара смешных охранников гоняется за мерзкими преступниками. Трюкачи на машинах выделывают Бог знает что, автомобили летят, повисают, врезаются, взрываются, сталкиваются. Картина благодаря этому имеет огромный успех у подростков (в первый же уик-энд собрала 14 миллионов долларов), и я очень рада за ее создателей — может быть, разбогатеют.
Небывалая смелость фильма состоит в том, что один из героев, Эрл — чернокожий нахал и лгун, который беззастенчиво спекулирует на цвете своей кожи. Чуть что — он тут же жалуется на преследования со стороны «расистов». Очень жизненная фигура, и замечательный актер Мартин Лоренс играет его сочно и со знанием дела. Совершенно превосходен и его несчастный белый партнер Хэнк, которому Эрл поломал жизнь, обвинив его в расизме. Молодой и очень талантливый Стив Зан точно передает мучения человека, вынужденного сносить издевательства черного собрата. Оба актера играют легко, смешно и составляют весьма удачную комическую пару.
Взрослый народ вроде бы разобрался, что к чему — на дневном сеансе, когда я смотрела фильм, зрители в конце немножко похлопали в абсолютно правильном месте: когда на экране появились имена сценаристов. Не исключено, что профессиональные защитники хрупкой психики афро-американцев выразят свое неудовольствие по поводу фильма. Это будет лишь означать, что он попал в точку.
****
--------------------------------------------------------------------------------
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
Добавить комментарий