Президентские выборы в США. Прогноз на 2012 год

Опубликовано: 16 января 2012 г.
Рубрики:

camplain.jpg

8 января 2012 г. Республиканские президентские дебаты в городе Конкорд, штат Нью-Хэмпшир
8 января 2012 г. Республиканские президентские дебаты в городе Конкорд, штат Нью-Хэмпшир, организованные каналом NBC накануне праймерис, которые пройдут в этом штате 10 января 2012  г. Вверху слева — бывший сенатор от штата Пенсильвания Рик Санторум, справа — экс-губернатор штата Массачусетс Митт Ромни. Внизу слева — техасский конгрессмен Рон Пол, справа — бывший спикер палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич. Photo Courtesy:  NBC News
8 января 2012 г. Республиканские президентские дебаты в городе Конкорд, штат Нью-Хэмпшир, организованные каналом NBC накануне праймерис, которые пройдут в этом штате 10 января 2012 г. Вверху слева — бывший сенатор от штата Пенсильвания Рик Санторум, справа — экс-губернатор штата Массачусетс Митт Ромни. Внизу слева — техасский конгрессмен Рон Пол, справа — бывший спикер палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич. Photo Courtesy: NBC News
2012 год будет насыщен важными политическими событиями во многих странах. Для Соединенных Штатов это прежде всего президентские выборы. Получит президент Обама мандат на второй срок или президентом станет республиканец? И как тот или иной вариант отразит­ся на внешней политике США, в частности, на отношениях с Россией?

Первичные внутрипартийные выборы кандидата на пост президента от Республиканской партии начались в январе. На состоявшихся 3 января в Айове собраниях активистов Республиканской партии (кокусах) первое и второе места поделили экс-губернатор штата Массачусетс Митт Ромни и бывший сенатор от штата Пенсильвания Рик Санторум (набравшие по 24,5 процентов, хотя формально победил Ромни, набравший на восемь голосов больше). На третьем месте — техасский конгрессмен Рон Пол (21,4 процентов). Далее идут  бывший спикер палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич (13,3 процентов), губернатор Техаса Рик Перри (10,3 процентов) и член палаты представителей от штата Миннесота Мишель Бакман (5,0 процентов), которая вышла из президентской гонки. Как показывают опросы общественного мнения, явного фаворита у респуб­ликанцев пока нет.

На просьбу прогнозировать исход предвыборной борьбы за пост президента США американский политолог и экономист, профессор Нортвудского университета Ричард Эбелинг ответил (Ричард Эбелинг отвечал на вопросы до кокусов в Айове — Ред.):

— Я полагаю, что предсказывать победу на выборах тому или иному кандидату пока рано. Не ясно, кто вырвется вперёд в борьбе за номинацию на пост президента, и не ясно, кто из республиканских кандидатов сможет выиграть поединок с президентом Обамой. Если экономическое положение в стране в ближайшие месяцы начнёт более решительно улучшаться, это, безусловно, поможет нынешнему президенту остаться на второй срок. Но пока, как показывают опросы общественного мнения, положение президента Обамы довольно шаткое, потому что безработица в стране превышает 8 процентов, экономика выползает из кризиса слишком медленно, рынок недвижимости не внушает оптимизма, и, наконец, очень противоречива внешняя политика администрации. Всё это вместе показывает, что оппозиция, при наличии сильного кандидата и верной стратегии предвыборной борьбы, сможет победить Барака Обаму и привести в Белый Дом республиканца.

— Настолько ли ослаблены позиции нынешнего президента-демократа, что любой республиканский кандидат сможет одержать победу?

— Я не думаю, что сегодня можно сказать, будто любой республиканец получит поддержку большинства американцев. Очень важно, кого именно предложат республиканцы в качестве альтернативы нынешнему президенту. Например, Митт Ромни и Ньют Гингрич  сильно отличаются друг от друга в своих политических взглядах. У меня нет уверенности, что при выдвижении того или иного единым республиканским кандидатом, американцы будут настроены избрать любого, только не Обаму.

— Как будет реагировать экономика на победу Обамы или победу республиканского кандидата?

— Если Обама будет переизбран на второй срок, я не ожидаю значительного улучшения экономической ситуации в нашей стране. Обама остаётся верным своей идее решать проблему бюджетного дефицита за счёт увеличения налогов на тех, кто накопил сбережения, на инвесторов, на бизнесменов, то есть на тех, от благополучия которых зависит благополучие всей страны. Во-вторых, он не отказывается от дальнейшего внедрения своей реформы здравоохранения, получившей название «Обама-кер», которая в конечном счёте приведёт к опустошению казны и к ещё большему экономическому кризису. Социально-экономическая политика администрации Обамы не направлена на развитие бизнеса, на стимулирование производства и открытие новых рабочих мест. Если же президентом станет республиканец, то опять же многое зависит от того, кто именно будет избран. Митт Ромни, будучи губернатором Массачусетса, ввёл в своём штате программу обязательного, то есть, принудительного медицинского страхования, и это очень похоже на то, что внедряет во всей стране президент Обама. Ромни на словах сторонник ослабления введённых правительством ограничений свободного предпринимательства, обещает провести налоговую реформу, но выполнит он свои предвыборные обещания или окажется очередным профессиональным политиком, готовым обещать что угодно, лишь бы быть избранным? Похожие сомнения вызывает и другой лидирующий кандидат — Ньют Гингрич, который, будучи Спикером Конгресса в конце 80-х годов, при президенте Клинтоне, препятствовал законопроектам по ограничению правительственного контроля над частным сектором. Эта политика привела в конце президентского срока Клинтона к прекращению роста экономики и роста рабочих мест. Гингрич иногда предлагает иррациональные шаги в области внешней политики и юридической системы США. Из этого следует вывод: кто бы ни победил на президентских выборах 2012 года, нет гарантии, что каким-то чудом будет быстро восстановлена американская экономика.

— Как победа того или иного кандидата, той или иной партии может отразиться на американо-российских отношениях?

— С одной стороны, не важно, кто станет президентом США, потому что в общем есть некая последовательность в американской внешней политике при республиканской и при демократической администрации. Это касается и усиления военной мощи США, и политического присутствия в регионах, и стремления ограничить силу потенциального противника, которым могут оказаться коммунистический Китай или Россия. Или противника нынешнего, коим является ближневосточный терроризм. Так что внешнеполитическая стратегия США остаётся неизменной. Но тактика может меняться в зависимости от доктрины того или иного президента. И в этом вопросе республиканский президент, — будь то Митт Ромни, Ньют Гингрич или кто-то иной, — может избрать более жёсткую линию в отношениях с Россией, Китаем или недружественными режимами на Ближнем Востоке. Барак Обама явно избрал во внешней политике тактику ухода от конфронтации, от проведения односторонних мер. Его политика может измениться, если этого потребуют обстоятельства, сложившиеся в результате действий правительства России или Китая. Но в общем республиканцы, более склонны к конфронтации.

— А как может повлиять на американо-российские отношения исход президентских выборов в России?

— Если Путин не будет избран президентом, то всё будет зависеть от того, кто его заменит. У российской оппозиции не так много альтернативных кандидатов, которые будут допущены к борьбе за высший пост в государстве. Если, скажем, победу над Путиным одержит кандидат от Коммунистической партии или другого радикального объединения, это станет очень тревожным сигналом и для республиканской, и для демократической администрации США. Если же победит Путин, то его стремление чуть ли не любой ценой вернуть России статус великой военной державы, естественно, может привести к ситуации, при которой американский президент, какую бы партию он ни представлял, будет вынужден искать пути противодействия.

 

Ричард Эбелинг считает, что политика президента США больше всего будет зависеть от того, в чьих руках окажется большинство в Конгрессе. Если президент Обама будет переизбран на второй срок, а большинство останется у республиканцев или наоборот, президентом станет республиканец, а демократы завоюют большинство в Конгрессе — власть президента окажется ограниченной, и ошибок будет совершено меньше.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки