В течение недели в небольшом алабамском городке Мидленд-Сити, в 80 милях на север от столицы штата Монтгомери, разыгрывалась драма, которая приковала к себе внимание чуть ли не всего мира. В понедельник 4 февраля драма завершилась спасением 6-летнего мальчика по имени Этан, которого почти в течение недели удерживал в заложниках 65-летний ветеран Вьетнамской войны Джимми Ли Дайкс. В ходе операции по спасению сам Дайкс был убит.
Во вторник 28 января Дайкс напал на школьный автобус с двумя десятками школьников и потребовал у водителя, чтобы тот отдал ему любого ребенка. Водитель, 66-летний Чарльз Альберт Поланд, отказался подчиниться, и Дайкс его убил. Нападавший схватил первого подвернувшегося под руку ребенка, отвез к себе домой и укрылся с ним вместе в видимо специально подготовленном для этого бункере во дворе. Надо сказать, что бункеры вблизи дома строят многие в Алабаме из-за постоянной угрозы торнадо. Так, что когда ранее соседи видели, что Дайкс роет бункер, это не вызывало у них никаких подозрений.
После захвата заложника бункер окружили агенты ФБР и спецназа полиции (SWAT), с забаррикадировавшимся захватчиком-террористом вели переговоры по вентиляционной трубе. Требования ветерана так и не стали известны, ибо он, по-видимому, добивался прямого телевизионного эфира, в ходе которого сделал бы заявление или выдвинул бы требование в обмен на освобождение заложника. Агенты и шериф умело вели переговоры и добились даже передачи для мальчика через эту же самую трубу еды, игрушек и лекарств.
65-летний Джим Ли Дайкс, известный соседям как Джимми, описывался ими как противник федерального правительства. Говорят также, что он слушал консервативное радио, где действия правительства часто подвергаются критике.
Мел Адамс, член городского совета Мидленд-Сити, рассказал репортерам, что он знаком с Дайксом с 3-4 лет. У ветерана Вьетнамской войны, решившегося на захват заложника, есть сестра и брат, но он с ними поссорился и давно не общался. Дайкс служил в военно-морском флоте США с 1964 по 1969 годы, у него несколько боевых наград, включая медали «За службу во Вьетнаме» и «За хорошее поведение» (Vietnam Service Medal и Good Conduct Medal). Какое-то время после службы Дайкс жил и работал во Флориде водителем грузовика. В 1995 году его арестовывала полиция за неподобающую демонстрацию своего оружия. Также его арестовывали в 2000-м году за владение марихуаной.
Два года назад он вернулся в Алабаму и обосновался в белом трейлере, который он купил у Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям FEMA после урагана Катрина. Жилище было расположено в 100 метрах от ближайших соседей. Соседи припомнили, что он охранял его по ночам с фонариком, как-то забил до смерти собаку, а однажды пообещал пристрелить детей, которые сунулись на его территорию. У него на дворе также был транспортный контейнер, в котором он хранил инструменты и использовал как склад. Рядом с контейнером и был выкопан подземный бункер, в котором он держал шестилетнего Этана.
Специалисты не относят его преступление к категории «совершенных по ненависти» (hate crimes), к которым причисляют, в частности, стрельбу, устроенную Адамом Лэнза в декабре в школе Ньютауна в Коннектикуте, когда были убиты 27 человек. Ведь Дайкс мог перестрелять всех детей в автобусе, но он не имел это в голове и «всего лишь» застрелил водителя потому, что тот отказался добровольно отдать ему любого ребенка в качестве заложника. Психологи предполагают, что Дайкс «просто зол» на правительство и на соседей, которые ничего не предпринимают, чтобы «остановить этот беспорядок». Против чего он выступал реально — так и осталось неизвестным. Соседи рассказали, что в среду 29 января, на следующий день после захвата, Дайкс должен был предстать перед судом. В декабре между ними и Дайксом произошла ссора вроде бы из-за пограничной грунтовой дороги, и ветеран угрожал соседям пистолетом и даже выстрелил несколько раз в их сторону, когда они уезжали. Никто не пострадал, но соседская семья подала на него заявление в полицию.
Дайкс умер от нескольких пулевых ранений в ходе штурма бункера, который провели агенты ФБР в понедельник 4 февраля. Через три дня после штурма в местной церкви праздновали день рождения Этана, ему исполнилось 6 лет. Мальчик, судя по всему, психологически и физически не сильно пострадал. Среди присутствовавших на торжестве были те, которые спасли ему жизнь.
Добавить комментарий