Вячеслав Иванов: как воспитать талант
К 85-летнему юбилею Вячеслава Всеволодовича Иванова на канале КУЛЬТУРА снова показали фильм о нем (пока только 4 серии из 8). Итак, «Вселенная Вячеслава Иванова». О фильме я уже как-то писала. Сейчас попробую подойти к нему с иной стороны.
В этот раз бросилось в глаза название. Неужели создатели фильма не знают, что в истории русской культуры два «Вячеслава Иванова»?
Один – поэт Серебряного века, собиравший друзей-поэтов в Питере на своей «башне», и второй – герой фильма, лингвист, антрополог, человек разносторонних энциклопедических знаний и интересов.
Этот второй, сын писателя Всеволода Иванова, больше известен как «Кома Иванов».
Не знаю, может быть, стоило в названии фильма добавить отчество «Всеволодович», у «демонического» поэта Серебряного века отчество обыкновенное - «Иванович».
«Кома» рассказывает – неторопливо, свободно, выгребая порой вроде бы незначащие, но такие «вкусные» детали из бездонных погребов памяти.
Первый фильм в основном посвящен Горькому и отцу, писателю-самородку Всеволоду Иванову. Второй – матери, много там и об Эйзенштейне, учившемся вместе с Тамарой Кашириной-Ивановой в художественных мастерских у Мейерхольда. Третий – Ахматовой, Зощенко, ОБЭРИУтам, четвертый – Хлебникову, чьи научные и футуристические прозрения (угадал год Октябрьской революции), по-видимому, очень дороги автору.
Я остановлюсь на второй серии, где Вячеслав Всеволодович краешком касается судьбы своей мамы, Тамары Владимировны Кашириной-Ивановой. А ведь судьба у нее была уникальная и женщина она была незаурядная, что впрочем звучит в фильме: «Особый тип – женщина 1920-х годов».
О Тамаре Владимировне, дочке «капиталиста», красавице и умнице, принявшей революцию, упоминают в своих устных и письменных мемуарах все жители и гости писательского Переделкина - Ахматова и Пастернак, Лиля Брик и Чуковские...
Третья жена Всеволода Иванова, она пришла к нему с сыном от союза с Исааком Бабелем. В юности была актрисой в театре Мейерхольда – и только ревнивое соперничество Зинаиды Райх вынудило ее покинуть Мастера, увлекшего ее «безудержным новаторством».
Все вспоминают Тамару Иванову как властную, сильную женщину, сумевшую подчинить себе весь дом, включая строптивого мужа. Ее записки о Всеволоде Иванове говорят и о литературном таланте, и об уме, о понимании сложностей человеческого естества. Она, например, пишет, что Всеволод Иванов никогда не рассказывал о себе одинаково. А на недоуменные вопросы отвечал: «Я же писатель, мне скучно повторять одно и то же...».
Послереволюционное время действительно рождало удивительных женщин. Вот еще одна «мама», - Зоя Никитина, о которой с такой нежностью пишет ее младший сын замечательный артист Михаил Козаков.
В дом писателя Эммануила Козакова она привела двух детей от предыдущих браков. От мужей уходила сама, брала ребенка – и уходила.
Два раза сидела в годы репрессий, потеряла двух юных сыновей (один погиб на фронте в 1945, другой – от случайной пули в 16 лет) и при всем том во многом осталась той самой деятельной и острой на язык «серапионовой сестрой», что и в 1920-е, когда была членом братства писателей-«серапионов».
От своих жен – а было их по счету пять – Михаил Козаков уходил к матери. Похоже, она помогала сыну одним своим присутствием.
И еще одна мама – Ксения Алексеевна Нагибина, мать писателя Юрия Нагибина.
Вот о ком сын писал неустанно, кем восхищался. Тоже была красавица («тонкие черты лица, золотые волосы», - так вспоминала Вера Прохорова), и в то же время волевая, твердая, умеющая постоять за себя, даже в питии не уступающая сыну. Не такую ли, как она, искал Юрий Маркович в своих шести женитьбах?
Вот куда завлекла меня «Вселенная Вячеслава Иванова». Вселенная настолько объемная и многообразная, что трудно поверить, что принадлежит одному – пусть и необыкновенному - человеку.
В фильме ученый рассказывает о персонажах далеких. О людях и событиях сегодняшнего дня он говорит в своем прошлогоднем интервью на радио СВОБОДА.
Вселенная Вячеслава Иванова. Серия 2 (О своей матери)
Вселенная Вячеслава Иванова. Серия 1
Вселенная Вячеслава Иванова. Серия 3
Вселенная Вячеслава Иванова. Серия 4
***
Ляля Черная на канале КУЛЬТУРА
Ее показали в цикле «Больше, чем любовь», но могли показать в любом другом. Везде это было бы интересно, зрелищно, познавательно. Цыганка. Плясунья. Красавица, влюблявшая в себя мужчин. Короче, имя собственнное, ставшее нарицательным, - ЛЯЛЯ ЧЕРНАЯ.
Оказалось: вовсе она не Ляля Черная, а Надежда Сергевна Киселева. Ляля Черная – псевдоним. Вовсе она не цыганка, по отцу - русских дворянских кровей. Цыганской крови в ней – четвертушка.
Ну, насчет "плясунья" и "красавица" все так и есть, чистая правда. Отплясывала вначале, до революции, в цыганском хоре Егора Полякова. А уже после революции, когда в 1930-м образовался первый в мире цыганский театр «Ромэн», дебютировала в нем в главной роли. И осталась в нем примадонной на долгие 1930-40-50-60-е. Удивительно, что первым главрежем у цыган был некий Гольдман.
Впоследствии художественным руководителем театра стал Михаил Яншин.
Но до того он влюбился в Лялю Черную и долго за ней ухаживал, пока не завоевал.
Естественно, мне было интересно, когда все это происходило и как все это сочетается с драматическим браком Яншина с Вероникой Полонской, прерванным выстрелом Маяковского и его предсмертной запиской.
В ней Маяковский включал Полонскую в свою семью, что недвусмысленно говорило об ее измене мужу. Выяснилось, что роман с Лялей Черной был у Яншина уже после развода с Полонской, в середине 1930-х. В фильме звучит: «Яншин, конечно, все знал» (о романе Полонской с Маяковским). Вот в этом я не уверена.
Догадываться, сомневаться, терзаться, ревновать – это одно, а знать – совершенно другое. Ляля Черная тоже ушла от неказистого славного Яншина ( а он - соответственно – из театра «Ромэн»), ушла к его другу и соратнику по мхатовской сцене Николаю Хмелеву.
Хмелев играл в театре Тузенбаха, Каренина... Но я видела артиста в роли «человека в футляре» в одноименном фильме по Чехову. Трудно представить эдакого «Беликова» в роли мужа зажигательной цыганки.
Подруга Ляли говорит, что Хмелев очень любил Лялю, что это была прямо «неземная любовь». А Ляля? - «Она старалась», - слова подруги. И дальше она описывает роскошную академическую квартиру актрисы, картины, украшения, приемы у Сталина...
Так и представляешь себе крестьянскую дочку, чумазую Саньку Волкову, из «Петра Первого» Алексея Толстого, волею судеб ставшую «московской Венерой» на светских раутах в Париже.
Хмелев, как известно, умер на сцене, на генеральной репетиции роли Ивана Грозного в пьесе Алексея Николаевича Толстого. Меня поразил рассказ, как актеры МХАТа должны были форсировать голоса, играя спустя полчаса на той же сцене спектакль «Мертвые души» - они хотели заглушить надрывный «цыганский плач» Ляли Черной, раздававшийся за сценой...
Власть не баловала актрису званиями. До самой смерти (а умерла Ляля Черная в 1982–м году) она так и не удостоилась звания «заслуженной артистки». Что ж, этого звания не было и у великих - Стрепетовой, Комиссаржевской...
Фильм заставил меня задуматься о близости «цыганской стихии» русской душе, душе русских поэтов и артистов. Вспомнились пушкинский Алеко, да и сам Пушкин, с его любовью к цыганскому хору с его рыданьями над песней цыганки Тани, граф Федор Толстой-Американец, женившийся на таборной цыганке, брат Льва Толстого, сделавший то же, сам Лев Николаевич, в Феде Протасове, изобразивший русскую тягу к цыганам и цыганкам.
Что это? Случайно ли? Мне представляется, что не случайно. А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Больше, чем любовь. Ляля Черная
***
Русские романсы на канале КУЛЬТУРА
Из концерта актера Евгения Дятлова, исполняющего «любимые романсы», выбрала один на слова Фета «Не здесь ли ты легкою тенью».
Незнакомый романс, приятное исполнение, великолепная аранжировка и еще один момент. Впервые слышу романс, где музыкальная фраза не совпадает с поэтической строкой.
Ай да композитор Демидов! Но звучит вполне, вполне, что удивительно.
***
Нет войне с Украиной!
Нет мировому пожару!
За ответственную и взвешенную государственную политику!!!