7 октября 2017 года на 89 году жизни умер выдающися ученый и гуманист Вячеслав Всеволодович Иванов. Последние годы Вячеслав Всеволодович жил и работал в Америке, возглавлял кафедру славянских языков в Калифорнийском университете.
Как много Вячеслав Всеволодович – Кома, как звали его друзья, несет в себе загадок, как много слышал, знает такого, о чем мы не прочитаем в книгах и не услышим от других. Вот и сейчас, пересматривая «Линию жизни» с ученым, проведенную в 2008 году в Центре им. Мейерхольда, отметим для себя несколько таких рассказов.
Первый - о Горьком.
Году в 1940-м Вячеслав, тогда одиннадцатилетний мальчик, побывал во дворце, который советская власть «подарила» Горькому (бывший дом купца Рябушинского, построенный архитектором Шехтелем).
Там после смерти Горького продолжал жить некий Иван Ракитский, хорошо относившийся к не по годам умному серьезному подростку. Он повел его в комнаты, где в 1936 году две недели умирал Горький (отведавший отравленных шоколадных конфет, посланных Сталиным). На шкафах лежали газеты. Ракитский показал их Вячеславу и сказал, что их печатали специально для Горького.
Раньше мы знали о подобной практике в отношении Ленина, умиравшего в Горках. Получается, что Сталин использовал этот прием не единожды. В газетах, напечатанных для «народа», были бюллетени о состоянии здоровья «пролетарского писателя». Вячеслав Всеволодович поясняет: «Сталин готовился к тому, что он убьет Горького. С Горьким был бы невозможен 1937 год».
И еще один «уникальный» рассказ Вячеслава Всеволодовича. Он касается академика Петра Леонидовича Капицы. Вячеслав Всеволодович рассказал эту историю в ответ на вопрос, встречал ли он гениев.
Опытами Петра Капицы, работавшего в лаборатории Резерфорда, интересовался Альберт Эйнштейн. Как-то они с Капицей поспорили. Эйнштейн убеждал того сделать некоторые опыты, Капица отказывался, говоря, что они вряд ли смогут удасться физически. Эйнштейн настаивал. Тогда Капица его спросил: «Кто вам сказал, что этот эксперимент можно поставить?» И Эйнштейн тихо ответил: «Бог».
Прошло много лет. Петр Леонидович вернулся на родину, назад в Англию, к Резерфорду, его не пустили. У ученого были непростые отношения со Сталиным, существует переписка его с «вождем всех времен и народов» - примерно 100 писем.
В одном из писем Петр Леонидович высказался против Берии, который «засекречивает науку», а «наука под паранджой жить не может» (золотые слова!). После этого ученого лишили возможности работать.
Помог брат уморенного в тюрьме великого Николая Вавилова – Сергей Вавилов, избранный сразу после войны Президентом Академии наук. У него были особые «президентские деньги», которые он мог тратить по своему усмотрению. Он их дал Петру Капице – и тот соорудил на них «домашнюю» лабораторию. Там Петр Леонидович поставил тот самый эксперимент, о котором «Бог» говорил Альберту Эйнштейну. И все получилось.
Пересказываем две эти истории, понимая, что не все смогут посмотреть «Линию жизни» Вячеслава Всеволодовича Иванова. Прочитав их, они еще раз убедятся в цепкости памяти ученого, в небанальности того, что он рассказывает людям.
Октябрь – месяц рождений, кто только не родился в октябре – Сергей Есенин, Марина Цветаева, Наум Коржавин...
Но, к сожалению, рядом с рождениями идут и смерти. Мировая наука потеряла замечательного ученого, лингвиста, антрополога, семиотика.
А нам с вами будет недоставать доброй улыбки Вячеслава Всеволодовича Иванова, его открытости миру и людям, его воспоминаний и его стихов, которые он читал с той же - точь в точь - интонацией, что и его обожаемый старший друг Борис Леонидович Пастернак.
Редакция журнала ЧАЙКА
***
Линия жизни. Вячеслав Иванов (2008)
Добавить комментарий