Фильм, показанный в середине января на Канале КУЛЬТУРА, назывался ДИВА и был посвящен Чечилии Бартоли. У меня свое отношение к этой необыкновенной певице, и я никогда не назвала бы ее ДИВОЙ.
Задумываюсь, а как бы я могла назвать ту, что покоряет сцены, ту, что имеет поклонников и фанатов во всем мире, ту, что открывает все новые и новые музыкальные пласты? Смотрю на нее в картине - как запросто, в тренировочном костюме, она репетирует с оркестром, как легко, по-свойски, общается с дирижерами и певцами – живая, озорная, мало заботящаяся о производимом «впечатлении».
Я бы назвала ее «великолепной клоунессой». Не в обиду будь сказано. Ведь и манера у нее далеко не «благостная», не «ангельская». Это, как правило, напор, потрясающие барочные навороты, сложность и непривычность, из которых каким-то чудом выделывается красота.
И репертуар она поет необычный – арии кастратов, сложнейшую музыку барокко, опусы Сальери и других полузабытых композиторов. Выводит на свет, возрождает, заставляет удивляться. Свое «великолепная клоунесса» я противопоставляю «диве» в общепринятом значении - «прославленная певица», часто та, кто имеет весьма скандальную славу, отличается заносчивым нравом...
Вот чего у Бартоли нет, это заносчивости. И еще насчет «клоунессы». Чечилия начинала учиться музыке в Римской консерватории - специализировалась на тромбоне. Где тромбон и где «дива»? По-моему, в разных углах...
«Ты настоящее чудо!» - говорит ей в картине еще один замечательный ее участник – Даниэль Баренбойм. Оба они - служители музыки, глубокие, вдумчивые и – в то же время – современные, готовые на игру, поиск, неожиданный фортель.
Даниэль Баренбойм, пианист, дирижер и художественный руководитель Берлинской оперы, рассказывает о своем первом знакомстве с Чечилией. Кстати, начинали они оба как вундеркинды, он в семь лет дал сольный концерт на фортепиано в Буэнос-Айресе, она в 9 лет спела в «Тоске». Сближает их и то, что оба учились музыке у своих родителей – музыкантов.
Итак, их первое знакомство. Баренбойм рассказывает, что усталый и голодный пришел домой, но жена (пианистка Елена Башкирова) усадила его перед телевизором (одновременно поставив перед ним тарелку с едой!). По телевизору выступала 21-летняя девушка, победительница конкурса имени Марии Каллас.
Послушав ее, Даниэль Баренбойм на следующий день ей позвонил. С дебютанткой тут же был подписан контракт на три моцартовские оперы «Дон Жуан», «Идоменей» и «Так поступают все женщины».
Нужно сказать, что на этом чудеса в карьере Чечилии Бартоли не закончились. Баренбойму позвонил Герберт фон Кароян, прослышавший о необыкновенной находке. Ему нужна была исполнительница в мессе Баха.
В итоге Чечилия Бартоли и стала этой исполнительницей. Нужно сказать, что начинала молодая певица также с «чуда».
В 20 лет выступила по итальянскому ТВ, спев на каком-то шоу вместе с партнером партию Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. Случайно это исполнение услышал Рикардо Мути, был поражен – и пригласил певицу на прослушивание в Ла Скала. Так, в 20 лет, Чечилия Бартоли стала востребованной оперной певицей.
В фильме великая Марта Аргерих, выступающая с Чечилией в концертах, спрашивает ее: «Когда нужно начинать петь?» Следует шутливый ответ: «Нужно подождать, пока связки разовьются. Одним на это нужно 2 года, некоторым 10 лет, а кому-то нужна вся жизнь – и безрезультатно». Чечилия начала очень рано. Сейчас ей 52 года.
Я вспоминаю, что Полина Виардо, начавшая петь в 16 лет, именно в возрасте 52 лет ушла со сцены и занялась преподаванием. Но, как кажется, вокальный век Бартоли продлится дольше.
За время своей сценической карьеры она успела кардинально поменять певческую тесситуру.
Если начинала как колоратурное меццо-сопрано, то сейчас ей ближе высокие сопрановые партии. Да и то сказать, у ее голоса невероятные возможности и диапазон: три октавы.
Полина Виардо вспомнилась мне не случайно. К сожалению, мы только по отзывам можем представить себе ее пение, как и пение ее старшей сестры, солистки Итальянской Парижской оперы Марии Малибран, чья слава гремела в операх бельканто.
Мария умерла от трагической случайности (упала с лошади) в возрасте 28 лет. И вот снова это слово «чудо». Чечилия Бартоли к 200-летию великой певицы возобновила ее репертуар, спела сочиненные ею песни (как и песни ее сестры Полины Виардо).
Сестры Мария и Полина Гарсиа были испанского происхождения. Чечилия Бартоли близка им своим «южным» средиземноморским темпераментом.
Хорошо сказал о ней в фильме молодой венесуэльский дирижер Густаво Дудамель. Он пригласил Чечилию на постановку «Вестсайдской истории» Бернстайна. И вот его слова: «Ее персонаж – пуэрториканка. А в Чечилии есть эта замечательная латинская кровь, которая сближает нас с нею». Прекрасная констатация родства «по крови» и одновременно «по духу».
Не знаю, стоило ли Чечилии Бартоли соревноваться с Марией Каллас в исполнении Casta DIVA. Спела по-другому, но лучше ли? Однако сам соревновательный задор, желание спеть по-своему очень ей свойственны.
Радуюсь и наслаждаюсь, слушая эту певицу. А напоследок опять слово Густаво Дудамелю: «Она несет в себе особое очарование, о котором говорил Гарсиа Лорка». Нашла в переводе Анатолия Гелескула две строчки из сонета Федерико Гарсиа Лорки. Немножко напоминает Чечилию, ее «разнонаправленность»:
Тоска по небу, миру и мгновенью -
и новый вал ударом многотонным.
Что до личной жизни, то подозреваю, что у Чечилии одна, но пламенная страсть – к музыке. В ВИКИПЕДИИ говорится, что у нее есть супруг – солист Цюрихской оперы, баритон Оливер Видмер.
По поводу этого Видмера ВИКИПЕДИЯ хранит молчание. Имя его не на слуху. И как подумаешь, что супруги встречаются, когда у нее выступление в Швейцарии, или у него гастроли в тех местах, где обитает Бартоли, такому счастью не позавидуешь. Но каждый выбирает счастье по себе.
А Чечилия, судя по всему, человек, переполненный музыкой. Это ли не счастье?
Увы, фильма «Дива» нет в интернете. Предлагаем вам послушать волшебную во всех смыслах оперу Россини «Золушка», где у Чечилии партия невероятной сложности и красоты.
Партнером ее в этом спектакле, поставленном Оперой Болоньи и записанном в Хьюстоне в 1996 году, выступает известный аргентинский тенор Рауль Хименес.
И он, и Чечилия Бартоли, с ее колоратурным меццо-сопрано, принадлежат к «россиниевским певцам», их голоса словно специально приспособлены к виртуозным фиоритурам композитора.
Уверена, что вы и пронаслаждаетесь, и посмеетесь - и в итоге будете покорены этой итальянской «Ченерентолой» в блестящем исполнении "великолепной клоунессы" - Чечилии Бартоли.
***
Rossini - La Cenerentola - Золушка (1996)