ПРОДЮСЕРЫ
The Producers
Идет везде
Режиссер Сюзен Стромэн
В бурные 60-е годы знаменитый комик Мел Брукс придумал и поставил странный и вызывающий фильм. Речь в нем шла о толстом и невезучем бродвейском театральном продюсере по фамилии Белосток, который соблазнял богатых старух и на выпрошенные у них деньги выпускал спектакли — один хуже другого. Затем он знакомился с робким бухгалтером Блюмом, и тот ему объяснял, что разоряться на неудачах необязательно. На них можно жульническим способом сделать больше денег, чем на успехах: собрать средства на постановку, в первый же день провалить ее, а деньги прикарманить. Тогда Белосток на пару с бухгалтером находил ужасную пьесу, бездарнейшего режиссера и радостно ждал провала спектакля. А тот оказывался триумфом, и друзей за махинации отправляли в тюрьму.
Самой кошмарной выдумкой была сама эта пьеса, рассчитанная на провал: мюзикл под названием “Весна Гитлера”, написанный сумасшедшим неонацистом и прославлявший “великого фюрера”.
У фильма Брукса и судьба оказалась странная. С одной стороны, многие критики и зрители были шокированы. Один критик назвал его “почти безупречным торжеством дурного вкуса, который не смягчен ни остроумием, ни чувством стиля”. Другой рассказал, как при нем зрительница сказала режиссеру: “Мистер Брукс, вы сделали вульгарный фильм”. Брукс ответствовал: “Мадам, он поднялся ниже вульгарности”. Что бы это ни значило, за сценарий Брукс получил “Оскара”. А картина сделалась культовой и заняла прочное место в истории американского кино.
Потом “Продюсеры” с успехом шли в театре. И вот теперь,37 лет спустя, их решили возродить в кино. Бруксу ставить фильм уже не под силу, ему все-таки почти 80. Постановку осуществила хореограф Сюзен Стромэн. Собственно, “Продюсеры” почти не нуждаются в режиссере, там уже все выверено и вызубрено назубок. В главных ролях Нэйтан Лэйн и Мэтью Бродрик, игравшие Белостока и Блюма на сцене. Для меня оказалось сюрпризом, что Бродрик так прекрасно танцует и поет. Оба слегка пережимают, но это они еще не отошли от театра. Удивилась я и политической некорректности картины. Бездарный режиссер “Весны Гитлера” — гей. Фильм вовсю вышучивает и его, и его ярко-“голубое” окружение. Наверно, в 1968 году это еще было можно, а теперь авторы потихоньку перетащили это в римейк.
В общем, это комедия, совершенно необычайная по своему нахальству, граничащему с цинизмом, и поэтому я смотрела ее с интересом.
* * * *
СЕМЬЯ СТОУН
The Family Stone
Идет везде
Режиссер и сценарист Томас Безача
Название этого фильма можно также перевести как “семейная драгоценность”. Там действительно идет речь о бабушкином кольце с бриллиантом. Фильм считается комедией. В некоторых местах зрители и вправду смеются. Меня в их числе не было.
Завязка фильма стара, как мир. Семья Стоун собирается праздновать рождество. Старший сын Эверетт, преуспевающий бизнесмен, привозит знакомиться свою невесту Мередит (и просит маму отдать ему для нее кольцо). Но невеста никому не нравится — ни маме, ни обеим дочерям (замужней и незамужней), ни глухому сыну-гею, приехавшему со своим темнокожим партнером, ни папе, университетскому профессору. С одной стороны, она слишком зажата и чопорна. А в семье Стоун принято держаться просто и раскованно. Например, очаровательная мама при упоминании имени какого-то Брэда Стивенсона небрежно замечает, что это парень, который лишил невинности ее дочь Эми. При этом присутствует и Эми, и другие люди, а мама употребляет для описания действий Брэда похабное жаргонное выражение. С другой стороны, Мередит слишком болтлива и высказывает политически некорректные мнения. Например, она сомневается, чтобы люди радовались рождению у них гомосексуальных детей и думает, что они предпочли бы “нормальных”. Это заставляет интеллигентного папу за праздничным столом грохнуть кулаком по этому столу с воплем: “Прекратить!”
Только добродушному сыну Бену, который любит выпить и побаловаться травкой, Мередит приходится по вкусу. А поскольку Мередит вызывает себе на помощь прелестную сестру Джулию, та приезжает и сразу находит общий язык с Эвереттом, то вы понимаете, чем все это благополучно кончается.
Есть здесь и невпроворот сентиментальности — смертельная болезнь, усыновление “голубой” парой ребеночка (конечно, негритянского) и прочее. Есть и элементы фарса — люди гоняются друг за другом по дому, роняют на себя подносы с едой.
Актеры играют как бы хорошо, но не совсем понятно, что именно. Все очень хвалят Дайану Китон (бывшую любовь и звезду Вуди Аллена) в роли мамы. Да, она убедительно изображает этакую подружку своих прекрасных детей. Но на меня семья Стоун со всей своей прогрессивностью и юмором произвела пугающее впечатление.
* * *
ПЕРВЫЙ СПУСК
First Descent
Art houses
Режиссеры Кемп Керли, Кевин Харрисон
Это документальный фильм о рискованных видах спорта. Мне казалось, что я уже насмотрелась всякого — и про серфинг, и про мотоциклетные гонки, где люди проделывают вещи на грани возможного. Но здесь показывают нечто невообразимое. Пятеро спортсменов — трое мужчин под сорок, 18-летние юноша и девушка приезжают на Аляску. Вертолетом их доставляют на вершину почти отвесного пика высотой в два с половиной километра. Гора покрыта снегом, но не сплошь. Есть на ней голые скалистые проплешины, есть и расщелины. Спортсмен становится обеими ногами на доску — сноуборд — и скатывается вниз по этой горе.
Фильм полнометражный, в нем рассказывается об истории и неизбежной коммерциализации сноуборда. Нас знакомят с каждым из участников спуска. Трагические моменты опущены, хотя трудно представить себе, чтобы в таком виде спорта не было несчастных случаев. Особенно, когда видишь, как возникает и идет рядом с человеком мощная лавина, а он пытается от нее ускользнуть.
* * * *
ВОСПОМИНАНИЯ ГЕЙШИ
Memoirs of a Geisha
Во многих кинотеатрах
Режиссер Роб Маршалл
Я не читала романа — бестселлера, по которому поставлена эта картина, но с огорчением обнаружила, что это неудача прекрасного режиссера Маршалла (постановщика такого шедевра как “Чикаго”).
Действие начинается в Японии перед второй мировой войной. Девятилетнюю деревенскую девочку отец продает в заведение, где готовят гейш. К сожалению, эта подготовка показана недостаточно подробно и интересно. Суть работы гейши тоже не раскрыта. Я слышала, что главное в этой работе — не сексуальные услуги, а умение ублажить клиента приятной беседой, пением и танцами. Если это действительно так, то хотелось бы увидеть этот мир изнутри, понять, как складываются отношения между гейшами и их клиентами, проникнуть в их психологию. Однако, никаких открытий лично мне фильм не принес. Искусство гейш здесь только обозначено и вовсе не является главным содержанием фильма. На первый план выходит скучноватая мелодрама, где сталкиваются суровая жизнь и возвышенная любовь. И вообще по сюжету получается, что гейши все-таки — жрицы платной любви, только чуть более высокого пошиба.
Фильм затянутый, унылый, и когда он, наконец, подполз к своему полу-счастливому финалу, я вздохнула с облегчением.
* * *
- * * * * * - замечательный фильм
- * * * * - хороший фильм
- * * * - так себе
- * * - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий