Истоки Русского Фашизма. Из архива писателя

Опубликовано: 17 марта 2023 г.
Рубрики:

Кто виноват в том, что российская демократия, зачатая в годы горбачевской гласности и получившая неплохие шансы на успех после распада СССР, погибла, не успев зародиться, а на смену обанкротившегося «развитого социализма» пришел фашизм российского разлива, то есть рашизм? 

Думаю, что ответ на этот вопрос, если не полный, то в значительной своей части, дает моя статья «Самая большая опасность – фашизм», написанная почти 30 лет назад.

Воспроизвожу ее без изменений, но должен дать предварительные пояснения, так как некоторые имена и факты, которые доминировали тогда в медийном пространстве России и всего мира, сегодня основательно забыты. 

Егор Тимурович Гайдар (1956-2009), внук знаменитого писателя, доктор экономических наук, ставший заметным общественно-политическим деятелем в эпоху гласности и перестройки, затем играл ведущую роль в правительстве Бориса Ельцина, стал главным идеологом и движущей силой тогдашних реформ. 

Лариса Ивановна Пияшева (1947-2009) (В статье она ошибочно названа Лидией Пияшевой), доктор экономических наук, автор нашумевшей статьи «Где пышнее пироги?», опубликованной в «Новом мире» в 1987 году, то есть еще в начальный период горбачевской гласности. Как и Гайдар, она была сторонницей частной собственности и рыночной экономики.

Согласно статье 74-й Уголовного Кодекса Российской Федерации, о которой упоминается в статье, разжигание национальной розни было тяжким уголовным преступлением, но практически статья бездействовала. Позднее она стала 282-й статьей, такой же бездействующей. 

Константин Смирнов-Осташвили (1936-1991) возглавлял одно из наиболее экстремистских звеньев национал-патриотического общества «Память». В 1990 году, вместе с группой молодчиков учинил дебош на заседании писательской группы «Апрель», где был избит писатель Анатолий Курчаткин. Замять скандал властям не удалось; после долгих проволочек прокуратура вынуждена была возбудить уголовное дело, по которому Смирнова-Осташвили осудили на два года лагерей строгого режима. За хорошее поведение срок ему был сокращен, но за несколько дней до освобождения его нашли повешенным. Было ли это самоубийство или убийство, осталось невыясненным. 

Александр Романенко (1927-2001) – один из наиболее активных воителей против «сионизма», автор книги «О классовой сущности сионизма» (Ленинград, 1986). 

Нина Катерли (1934 г.р.) – писательница и правозащитница, которую Романенко преследовал судебными исками «в защиту своей чести и достоинства».

Дмитрий Васильев (1945-2003) – глава и наиболее известный деятель национал-патриотического общества «Память».

Руслан Хасбулатов (1942-2023) – председатель последнего Верховного Совета России, противник ельцинских реформ. В конце сентября 1993 Верховный Совет принял решение об удалении президента Ельцина. 3-4 октября «Белый Дом», в котором заседал Верховный Совет, был окружен войсками, расстрелян танками и затем распущен. Хасбулатов был арестован, но Государственная Дума, заменившая Верховный Совет, его амнистировала. 

Генерал Александр Руцкой (1947 г.р.) был вице-президентом при Ельцине, но примкнул к его противникам. После решения Верховного Совета об отставке Ельцина объявил себя и.о. президента. Был арестован, но затем амнистирован. 

Ви́ктор Анпи́лов (1945-2018) — основатель и председатель Исполкома красно-коричневого движения «Трудовая Россия». 

Александр Баркашов (1953 г.р.) – основатель и руководитель военизированной организации «Русское национальное единство», отколовшегося от «Памяти» Дмитрия Васильева. Военизированные группы Ампилова и Баркашова активно «защищали» «Белый Дом» 3-4 октября, после чего главари обеих групп были арестованы, но затем амнистированы. 

Милтон Фридман (1912-2006) – американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г., глава т.н. Чикагской школы экономики. Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек (1899-1992) – австро-британский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г. 

Александр Зиновьев (1922-2006) – философ, социолог, писатель, автор остро-сатирического романа «Зияющие высоты», который издал на Западе в 1976 году, за что подвергся гонениям и затем высылке из страны. На Западе не прижился, и через какое-то время превратился в национал-патриота России. 

Владимир Максимов (1930-1995) – писатель-диссидент, эмигрировал из СССР в 1974 году, основал ведущий журнал русского зарубежья «Континент», который стал рупором национал-патриотизма. 

ГКЧП – это самоназначенный «Государственный комитет по чрезвычайному положению», который попытался, в августе 1991 года, устроить в СССР государственный переворот. Провал этого путча ускорил распад СССР и устранение от власти Н.С. Горбачева.  

 

* * *

Семен Резник

Самая большая опасность – фашизм

НРС, 28 июля 1994

 

В «Известиях» 17 мая с.г. напечатана великолепная статья Егора Гайдара под названием: «Ставка на негодяев. От национал-патриотов исходит самая большая опасность для России».

Русский нацизм – предмет моего изучения в течение многих лет, я слежу за всем, что публикуется на эту тему по обе стороны океана. К сожалению, неточности, противоречия, неправильно расставленные акценты, фактические ошибки встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы. Однако в статье Е. Гайдара все продуманно, весомо, все бьет в самую точку. Я не нашел в ней ни одного, даже вскользь брошенного высказывания, с которым не мог бы согласиться. Если бы статью написал писатель или публицист, я просто порадовался бы творческой удаче коллеги. 

Однако данная статья принадлежит перу человека, который стоял у власти как раз в то время, когда «самая большая опасность для России» нарастала особенно стремительно. Поэтому уместно задать вопрос: «Где же вы были в течение этих двух лет, уважаемый Егор Тимурович? Почему, занимая пост и.о. премьер-министра, а затем вице-премьера, не принимали против надвигавшегося фашизма мер, предусмотренных законом?»

Мне могут сказать, что Гайдар к этому отношения не имел: его главная задача состояла в реформировании экономики. Не могу с этим согласиться. Взявшись за руководство правительством России, Гайдар принял на себя ответственность за ее судьбу. Недавно Лидия Пияшева подвергла критике экономическую программу Гайдара, назвав его реформы «упущенным шансом» («Огонек», 1993, № 14, стр. 6-7). Не касаясь сути спора двух специалистов, я должен заметить, что шанс был бы упущен, даже если бы Гайдар и его команда не допустили ни единой ошибки. Передел собственности, особенно такого огромного масштаба, неизбежно пробуждает «хватательные» инстинкты и провоцирует коррупцию. Как можно было начинать его при таком разгуле беззакония, который царил и продолжает царить в стране? Неужели не было ясно, что при такой анархии («беспределе», как сейчас говорят в России) приватизация будет идти по тем самым законам, которые Е. Гайдар столь остро обличает в своей статье: «кто смел, тот и съел», «бей первым», «мертвые не кусаются». 

Правительство обязано было начать с наведения правопорядка, обеспечить четкое функционирование правоохранительных органов, и прежде всего обязать их привлечь к ответственности по 74-й статье Уголовного кодекса всех, кто разжигает национальную ненависть и вражду. 

Почему так важно настоять на неукоснительном применении именно этой статьи? Не только потому, что она касается опаснейшей категории преступлений. 

Убийца редко ждет, когда за ним придут; он старается поскорее смыться с места преступления, не оставив улик. Накрыть с поличным взяточника еще труднее: деньги, как правило, переходят из рук в руки без свидетелей. Рэкетиры, обходя своих данников, тоже стараются замести следы, а те, кого они «защищают», так запуганы, что предпочитают молчать. То же касается воров, насильников, мошенников, грабителей, отмывателей левых капиталов и почти всех вообще преступников. Стопроцентная раскрываемость преступлений возможна только при «развитом социализме», то есть при системе сплошного очковтирательства. А если преступление не раскрыто, то в каждом конкретном случае непросто установить, почему: из-за халатности правоохранительных органов, а то и их сговора с мафией, или же потому, что опытный преступник действовал слишком умело. 

С 74-й статьей все гораздо проще. Преступники действуют совершенно открыто, на глазах всего общества, не скрывая ни своих имен, ни адресов, ни действий. Они сами напрашиваются на конфронтацию с законом. Их зажигательные речи на митингах и собраниях слушают тысячи людей; их публикации издаются многотысячными, а порой и миллионными тиражами. Они претендуют на роль героев, патриотов, спасителей отечества, они стремятся быть на виду, то есть совершают свои бесчисленные преступления совершенно открыто. Если они остаются безнаказанными, то это говорит о параличе всей правоохранительной системы. 

Почему же в таких условиях должны бояться закона рэкетиры и прочие «прихватизаторы»? С большим основанием они опасаются своих конкурентов из преступного мира, потому обзаводятся телохранителями и наемными убийцами, устанавливают в обществе свой порядок, при котором торжествует право сильного.

На протяжении всех лет перестройки – сначала при Горбачеве, а затем при Ельцине, -- статья 74-я практически не применялась. Известны всего два исключения из этого правила: дело К. Смирнова-Осташвили, привлеченного в 1990 году скорее вопреки, чем по желанию прокуратуры, и дело В. Безверхова в Петербурге в 1993 году, привлеченного за публикацию и распространение гитлеровской «Майн Кампф», но оправданного судом, не нашедшим в его действиях состава преступления.

Оставаясь безнаказанными, фашисты пытаются использовать вывихнутый правопорядок в свою пользу, привлекая к суду тех, кто осмеливается им противостоять. Достаточно вспомнить бесконечные судебные «разборки» ряда «сионологов» с некоторыми газетами или то, как не нюхавший пороха «воин-интернационалист» Александр Романенко три года таскал по судам ленинградскую писательницу Нину Катерли, которая осмелилась указать на тождество идей его книги с идеями Гитлера. 

Романенко дело проиграл. Судебные инстанции пришли к выводу, что никакого оскорбления его «чести и достоинства» Н. Катерли не нанесла, так как его книга действительно пропагандировала антисемитизм нацистского толка. Казалось бы, после такого судебного решения прокуратура просто не могла не возбудить дело против Романенко по 74-й статье. Но ничего подобного не произошло. 

И уже при Ельцине, (а, значит, и при Гайдаре) Дмитрий Васильев обиделся на «Еврейскую газету», назвавшую публикуемые им «Протоколы сионских мудрецов» антисемитской фальшивкой. Суд отклонил иск Васильева, подтвердив, что, характеризуя «Протоколы», газета лишь констатировала известные факты. И что же Васильев – был отдан под суд за разжигание национальной ненависти? Ничего подобного!

А Ампилов с его пикетированием в 1992 году «сионизированного» телецентра? А Баркашов с его штурмовиками, поклоняющимися свастике и «Адольфу Алоизовичу» Гитлеру? Удивительно ли, что именно штурмовики Баркашова и Ампилова больше всех бесчинствовали 3 и 4 октября? Вот после этого их арестовали, -- да сердобольная Дума амнистировала. И они снова фашиствуют: один по-красному, другой по-коричневому. 

 

Современный разгул фашизма начался в России не при Ельцине-Гайдаре и не при Горбачеве, а намного раньше. По неполным подсчетам, до начала перестройки в Советском Союзе было издано 240 книг по так называемому «разоблачению сионизма» общим тиражом 9,4 миллиона экземпляров. Книги эти ничего не разоблачали, а лишь отравляли сознание читателей злобной ненавистью к евреям, диссидентам и демократам. 

Конечно, Егор Гайдар ни одной из этих книг не читал, но миллионы его сограждан читали и верили одуряющей клевете. Изучение «сионистско-масонского заговора» входило в курс обязательной политической подготовки советских воинов; при всеобщей воинской повинности это означает, что через нацистский ликбез было пропущено почти все мужское население страны. 

С начала перестройки фашисты резко увеличили свою активность. Они стали создавать свои организации, сначала «культурные», а затем и военизированные. Их пропаганда приобретала все более откровенный характер. Своим попустительством правоохранительные органы соучаствовали в этих преступлениях. Ни один прокурор, ни один начальник отделения милиции не был уволен за систематическое саботирование 74-й статьи. Александр Сухарев, которого Горбачев назначил на пост Генерального прокурора СССР, сам был теоретиком «сионологии». Он приложил руку к изданию одного из самых злобных пасквилей доперестроечной поры – так называемой «Белой книги» (Москва, «Юридическая литература», 1985, тираж 200 тысяч экз.).

Стоит ли удивляться, что нацистам сходили с рук и злобные измышления о зловредном «малом народе», и распространение средневекового мифа об «убиении евреями христианских младенцев», и прямое воспевание черной сотни (миллионным тиражом!) с одновременным поношением евреев, грузин, армян, украинцев и иных инородцев. Кровопускание в Тбилиси, Вильнюсе, Баку, а затем и август 1991 года стали закономерным результатом этого попустительства. К счастью, красно-коричневые путчисты оказались трусами. Устроив переворот, они убоялись большой крови, из-за чего и потерпели неудачу в 1991 году. 

При Ельцине и Гайдаре 74-я статья продолжала бездействовать. Это позволило национал-патриотам оправиться от шока, перегруппировать свои силы и снова перейти в наступление. «Память» и отпочковавшиеся от нее организации вроде Русского национального единства, умножившиеся национал-патриотические издания вовсе перестали стесняться. От разоблачения «сионистского заговора» и «русофобии малого народа» они перешли к прямому прославлению Гитлера, его расовых теорий и людоедских деяний. Генеральный прокурор России Виталий Степанков опубликовал очень «грозную» книгу о ГКЧП, внешне демонстрируя лояльность Ельцину. Однако, обнародовав обвинение до суда, он нарушил известные процессуальные нормы и тем самым вывел преступников из-под карающей руки закона. Рассекретив и использовав в личных целях принадлежавшие государству материалы следствия, верховный блюститель законности совершил ряд гражданских и уголовных правонарушений. Однако он не только не был отдан под суд или хотя бы уволен в отставку, но даже не получил замечания от президента или премьера. Только логично, что позднее он полностью перешел на сторону Верховного Совета, превратившегося в штаб русского фашизма. 

Эволюцию Верховного Совета в сторону национал-патриотизма Ельцин и его правительство старались не замечать. Выступая против оппозиции, Ельцин в основном напирал на то, что в Верховном Совете заседают «бывшие коммунисты», ставящие палки в колеса экономическим реформам. Но звучало это неубедительно, и не только потому, что сам Ельцин тоже бывший коммунист. Большинство Верховного Совета не выступало против частной собственности, то есть не отстаивало социализм, и все это знали. Хасбулатов и другие депутаты, а затем и Руцкой, атаковали Ельцина и Гайдара как «антипатриотов», которые якобы «распродают национальные богатства России», подрывают ее могущество, «духовность» и т.п. Поэтому их и поддерживали коричневые национал-патриоты Баркашова да красные Ампилова, а также такие «патриотические» издания как «День», превратившийся в «Завтра». Ровно за год до штурма «Белого Дома» опрос, проведенный в Москве (результат опубликован в журнале “Slavic Review” весной 1993 г.), показал, что 43 процента опрошенных верили в то, что Россия стала жертвой сионистского заговора или допускали такую возможность. Такое же количество опрошенных испытывало ностальгию по коммунистическому режиму, винило во всех бедах Запад и демократов. Если учесть, что по уровню просвещенности москвичи заметно опережают жителей «глубинки», то надо полагать, что в провинции красно-коричневые оболванили еще большую часть населения. Удивляться надо не тому, что за Жириновского проголосовало целых 25 процентов избирателей, а тому, что их оказалось всего 25 процентов. Впрочем, примерно столько же избирателей отдали голоса коммунистам Зюганова, колхозным «аграриям» и другим «патриотическим» партиям и индивидам, так что в целом результаты выборов хорошо соответствуют результатам опроса. 

«Неожиданными» для российских демократов и для большинства западных экспертов, поющих с их голоса, эти результаты оказались потому, что президент Ельцин и столь близкая к нему команда Гайдара слишком долго не хотели понимать, что их основная задача – противостоять фашизации общественного сознания. Никакие реформы экономики не могли остановить этот процесс без последовательного применения 74-й статьи и широкой кампании по дезавуированию национал-шовинистических мифов. 

Ныне Ельцин говорит об «отсутствии у многих россиян иммунитета к фашизму» («Литературная газета», 11 мая). Это запоздалое признание президента нельзя считать полным. Сам Ельцин больше многих других страдал этим иммунодефицитом. Достаточно вспомнить его заигрывания с «Памятью» еще в то время, когда он возглавлял Московский горком партии. Ответ Ельцина на вопрос о «Памяти» во время совместной с Горбачевым телевизионной пресс-конференции (через две недели после победы над ГКЧПистами) памятен многим. В обратном переводе с английского он звучит следующим образом:

«Мне приходилось иметь дело с ‘Памятью’ в течение долгого времени. Мне кажется, что она меняется. Она теперь не такая экстремистская, какой была в 1987 году. Мне кажется, что в целом этот процесс пойдет легче. Интуитивно я это чувствую». 

Интуиция подвела президента России. Да и никакого права опираться на интуицию вместо закона он не имел. Но опирался. Потому прокурор Москвы Г. Пономарев признается сегодня публично, что о фашистах, их военизированных организациях его ведомству давно известно, но вот привлекать к ответственности за «какие-то речовки», листовки, которые он именует «произведениями эпистолярного жанра», да за «какие-то публикации» ему «сложно». 

Сложно! Вот и не привлекает. И начальство им вполне довольно. Как же ждать от таких блюстителей закона эффективной борьбы с экономическими преступлениями, актами экономического и политического террора? Ведь это куда сложнее! Гораздо проще закрывать глаза на противоправовые действия «прихватизаторов», да еще получать с них за это свою долю украденного. А чтобы вовсе не бездействовать, «органы» отправляют под суд распропагандированного фашистами папашу, который в припадке ярости чуть не отправил на тот свет собственную дочь за то, что та решила выйти замуж за еврея! НРС недавно сообщала об этом поразительном факте вслед за «Известиями». 

Егор Гайдар убедительно показывает, что Жириновский – отпетый фашист, прямой последователь Гитлера, Геббельса, Гиммлера, Штрайхера и прочих идеологов и практиков Третьего Рейха. Но ведь Гайдар вместе с Жириновским подписал «договор о согласии»! Неужели у лидера демократов может быть согласие с фашизмом?

Гайдар изучал труды Фридмана и фон Хайека и потому считает себя подготовленным к реформированию России, тогда как Жириновский, по его словам, «не задумывается над глобальными социально-экономическими условиями, способствующими и препятствующими развитию рыночной экономики». 

Все это так. Однако Жириновский продумал многие другие вопросы, которые до сих пор мало интересовали Гайдара. Он знает настроения масс, умеет на них играть, умеет завораживать толпы своей демагогией. И он умеет извлекать уроки из своих собственных ошибок. В августе 1991 года он поторопился выступить в поддержку ГКЧП, что было естественно в свете его политической ориентации. Но путч провалился, и он остался в дураках. На чьей стороне были его симпатии в октябре 1993 года, можно не сомневаться, но он не повторил прежней ошибки, выждал и сразу прошел в ферзи. Он профессиональный политик, тогда как Гайдар был и остается экономистом. Но даже эрудированный экономист может быть таким же профаном в политике, как пресловутая ленинская кухарка. 

В России глубоко укоренилось мнение, что демократическая власть – это слабая, бесхребетная власть. Трудно представить себе более опасное заблуждение. Настоящая демократия во сто раз сильнее тоталитаризма, потому что она основана на законе, а не на произволе. Как бы ни был плох тот или иной закон, он должен выполняться до тех пор, пока не отменен законодательным же путем. В противном случае демократия вырождается в анархию или тоталитаризм, который представляет собой ту же анархию, только сверху. Шараханья между анархией и тоталитаризмом как раз и характерны для перестроечной и постперестроечной России. Танковый штурм Белого Дома – лишь один из примеров такого шараханья. К демократии все это не имеет никакого отношения. 

В демократическом обществе никто не может быть выше закона – ни президент, ни правительство, ни парламент, ни редактор газеты, ни рядовые граждане. С преступниками в демократическом обществе не полемизируют – их судят справедливым судом, гарантирующим подсудимым право на юридическую защиту. 

75-летние истязания коммунистических палачей довели Россию до полусмерти. Истязания вроде бы прекратились, но последствия пыток еще долго будут давать о себе знать. Одно из последствий состоит в том, что многие весьма активные демократы имеют искаженные представления о демократии и потому беззащитны в отстаивании ее принципов и идеалов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, кто именно из писателей-эмигрантов привлекает наибольшее внимание российской общественности. С первых лет гласности чаще всего в печати мелькают имена А. Зиновьева и В. Максимова, то есть тех, кто на Западе известен своим скандальным антидемократизмом. 

Фашизму должна противостоять глубоко эшелонированная защита демократии. Малейшее уклонение работников правоохранительных органов от применения 74-й статьи должно вести к немедленному удалению из этих органов. 

Второй эшелон должны составлять массовые антифашистские организации, их издания, радио- и телепрограммы. Они должны быть независимы от государства. В России уже есть достаточно состоятельных людей, которым нужна стабильная демократия и твердые рыночные отношения. В их интересах остановить фашизм, который так же опасен для свободного предпринимательства, как и коммунизм. Пока, однако, лишь нацистские организации имеют средства на свои бесчисленные издания, тогда как единственный антифашистский журнал, начатый было в Питере, закрылся после второго номера из-за отсутствия средств. 

Третий эшелон – серьезная научно-исследовательская работа политологов, историков и архивистов. Необходимо приступить к изданию «Энциклопедии фашизма и нацизма», к сравнительным исследованиям гитлеровского и сталинского режимов, в частности, подготовить сравнительный анализ сталинских и гитлеровских лагерей смерти, методов нацистской и коммунистической обработки массового сознания, изучить родословную современного русского нацизма. Важно изучить партийные и гебистские архивы конца шестидесятых и последующих годов, когда в лубянских и цековских кабинетах была разработана программа постепенной подмены уже тогда обанкротившейся коммунистической идеологии нацизмом и шовинизмом. Первые такие материалы должны относиться к 1968 (может быть, 1967) году, когда нацистско-черносотенный миф о «жидомасонском заговоре против тронов и алтарей» с помощью легкой марксистской ретуши был превращен в «сионистско-масонский заговор против социализма».

Егор Гайдар прав: наибольшая опасность для России исходит от национал-патриотов, ибо нагнетание ненависти к евреям, лицам «кавказской» национальности и иным инородцам—это средство надеть новое ярмо прежде всего на русский народ. Дорвавшись до власти, национал-патриоты способны подвергнуть страну еще более зверским истязаниям, чем это сделали в свое время большевики, -- включая истязания гражданской, а то и мировой войной. 

Только широкое антифашистское движение способно переломить общественное сознание и не допустить победы на будущих выборах Жириновского, Руцкого, Зюганова, Баркашова и иных красно-коричневых демагогов. 

  Вашингтон 

 

Послесловие-2023

 

Сейчас, 29 лет спустя, мне нечего добавить к этой статье, разве что слегка осовременить концовку:

Только широкое антифашистское движение способно переломить общественное сознание в России, прекратить посягательства на территорию и суверенитет сопредельных стран, уйти из Украины, превратить «страну рабов, страну господ», которой правят «мундиры голубые», в страну, где у каждого есть право на жизнь, свободу и стремление к счастью. 

 

Комментарии

Фашисты, г. Резник. уничтожили шесть миллионов ваших соплеменников, вместе с нацистскими пособниками из Украины, Прибалтики, Польши и других стран. О чем подробно написано в статье г. Тучинской. Советские и российские солдаты ликвидировали фашизм, который сейчас, к сожалению, возрождается повсюду из грязного пепла. В их рядах было полмиллиона ваших доблестных единоплеменников, многие из которых отдали свои жизни за то, чтобы фашизм исчез с лица земли. Советские и российские солдаты освободили Освенцим, если вы помните. В котором фашисты сгубили более миллиона евреев.
Поэтому не разбрасывайтесь по-домашнеиу абсурдными обвинениями, подыщите другое бранное слово для вашей ненависти к России, пострадавшей от фашизма неизмеримо более других стран.

Хочется верить, что второе. Как по-Вашему, Бертольд Брехт, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Эрих Мария Ремарк, Анна Зегерс ненавидели Германию, были "германофобами", или они, всё-таки, категорически не принимали гитлеровский фашистский, точнее, нацистский, режим? Можно ли из-за их антифашистской позиции относить этих литераторов к "германофобам"? Можно ли считать "русофобами" Дмитрия Быкова, Андрея Макаревича, Андрея Илларионова, Аллу Пугачёву? Я, кажется, понимаю, чем вызван Ваш выпад. Путинская пропаганда наклеивает клише "русофобии" на любого деятеля или организацию, которые выступают против политики этого преступного режима.

Уважаемый г-н Appleseed, примите мою благодарность за Ваш замечательный отзыв. Он служит ярким доказательством того, что моя статья тридцатилетней давности до сих пор не устарела. Боюсь, что и в следующие десятки лет она будет оставаться нетленкой. Порукой тому то, что такие, как Вы, национал-патриоты, увы, не переводятся.
Вопреки всему и несмотря ни на что, я все-таки продолжаю надеяться, что даже самые упертые рашисты в конце концов уразумеют, что лучше строить дороги и выращивать фрукты, нежели рушить Бахмут и другие города «братской» Украины.
А что касается Освенцима, то Вам следовало бы знать, что этот и другие лагеря смерти товарищ Гитлер заложил вместе с геноссе Сталиным. Похоже, что Вы забыли или никогда не слышали о стартовом выстреле к мировой войне под названием "пакт Риббентропа-Молотова". В ней погибло не только шесть миллионов «моих соплеменников», но и десятки миллионов Ваших. Кстати, мою статью об Освенциме можете прочитать здесь: https://gostinaya.net/?p=4361

Аватар пользователя Соня Тучинская

Уважаемый Семен Ефимович,

Лет, эдак, десять, а может, и пятнадцать назад, не могу вспомнить уже, Генис взял интервью у Быкова. Он, помнится, спросил тогда у Быкова,  скажите, мол, Дима, почему Вам не нравится сегодняшняя Россия, ведь  то, что было нам с вами ненавистно в СССР давно искоренено. В сегодняшней России, мол, нет никакой идеологи. Граница открыта: можно свободно эмигрировать в любую страну, или, путешествовать, без проблем возвращаясь обратно. Все запрещенные раннее книги  опубликованы и находятся в свободном доступе. Нет закрытых психиатрических лечебниц при МВД, куда запихивали на годы лучших людей страны. Вы, Дима, говорите, все, что вам придет на ум, без боязни быть арестованным, или непубликуемым. Цензура, если и есть, то это не Главлит, который безжалостно вымарывал целые страницы у наших лучших авторов.  Так, можно, ли, Дима, сказать на основании всего этого, что жизнь в России стала, все таки, куда лучше, чем в СССР?

Вы, знаете, Семен Ефимович, что ответил Быков на этот вопрос? "Нет, жизнь стала куда хуже", - вот что он сказал. Слушать, почему, она, по мнению Дмитрия Львовича, стала хуже, я не стала. Потому как, после тезисов Гениса, который сам русофоб почище вашего, это было уже неинтересно. 

Так вот,  своей совершенно возмутительной публикацией Вы превзошли  самого Быкова. 

Если бы подобную русофобскую дичь, да еще 30-летней давности, посмел опубликовать в русско-американском журнале какой-нибудь среднестатистический дурак..., то можно было бы оставить это без внимания. Но от Вас, человека сверх-эрудированного, известного, и, потому,  несущего ответственность за свои слова, этого нельзя было ожидать.

Тезис о русском фашизме не выдерживает критики. Главные признаки немецкого и итальянского фашизма, такие, как всеохватывающая идеология, прославление насилия и/или крайней степени расизма и ксенофобии, вовсе не свойственны авторитарно-бюрократическому режиму, созданному при Путине. Ведь в России, уже очень давно, как верно заметил Генис,  вообще НЕТ никакой ИДЕОЛОГИИ. Они наивно пытались заменить ее поклонением Дню Победы, но из этого, разумеется, ничего не вышло.  Тот, кто подводит режим Путина (давайте говорить о довоенном времени) под понятие «фашизм», рискует не увидеть истинного фашизма, с "волчьим крюком" на шевроне, с "законом о коренных народах", куда не входят русские, с факельными шествиями, с гирляндами тату из свастик и Майн Кампф-ских цитат. А еще,  вот из таких миленьких школьных линеек, где в бесноватом человеко-ненавистническом экстазе слились ученики и учителя  : (52) Школьная линейка в школе Львовщины. Москаляку на гилляку - хто не скаче той москаль. - YouTube

Вы публикуете текст, где совершенно игнорируются достижения новой России, а вспоминаются атрибуты перестроечной, еще  "больной" страны, с давно и прочно забытой "Памятью", и прочими мерзостями. Вы знаете, навествив свой родной город (Питер) в 2018-ом году, я  зашла в книжный магазин на Невском, напротив Казани. А там стулья расставлены, ждут Радзинского с лекцией какой-то по истории России. Ну, я и осталась, просто из любопытства. Вскорости, к нам вышел крошечный человечек, и начал страстно, просто, по-кликушески, поливать Путина, приводя всяческие исторические аналогии из русской истории. Слушатели внимали ему с религиозным почтением. Я тихо вышла, улыбаясь своим мыслям о "фашЫстком путинском режиме", который также кликушески проклинали на моей новой родине. Я подумала тогда, что, пока вдохновенный карлик может говорить, то, что он думает в книжном магазине на Невском,  с Россией все в порядке.

И при этом, Вы никогда не упоминаете о чудовищных беззакониях, творимых в стране, правительству которой Вы платите налоги, а значит все эти мерзости делаются и от Вашего имени. Вы, помнится, написали открытое письмо Такеру Карлсону. А Вы знаете, что он, родившись в Вашингтоне, где жили и его предки, вынужден был покинуть родной город, поскольку его ежедневно осаждали беснующиеся стада БЛМ и Антифы, жизнь его, его жены и детей была в опасности, поскольку вашингтонская полиция пребывает не на стороне Такеров, а на стороне бандитов всех мастей. А 700 американских политзаключенных по делу 6-го января? You name it...Сутки можно перечислять. Но перед Вами маниакально встает фантом "русского фашизма", и он застит Вам глаза. Неужели Вы не понимаете, что такими публикациями Вы способствуете разжиганию ненависти. Вы вносите свою посильную долю в процесс дегуманизации целого народа, который идет сейчас на полном ходу... Как далеко не рядовой еврей, Вы не можете не понимать, какую роль играла расчеловечевание евреев в прессе  нацисткой Германии, изображение их вредоносными насекомыми, врагами человечества, без чего нельзя было начать его массовое истребление...

О тех, кто не видит разницы между реальной империей зла - Советским Союзом, и его правоприемницей - Россией, и при этом не замечает, что Запад неумолимо превращается в Совок, сказано одним русским гением 150 лет назад, а как-будто о Вашей сегодняшней публикации: 

«...Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей... Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа... А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России. Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней... Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты...» Ф. И. Тютчев (из письма дочери Анне (Аксаковой), 26 сент. 1867)

Я с большим почтением отношусь к Вам и Вашим трудам по русской истории. С огромным интересом прочла Вашу книгу о Цареубийставах на Руси. 

Именно поэтому я и написала Вам о недопустимости распостранения столь опасной дезы. Мы все несем ответственность за наши слова. Но те, чьи слова подкреплены заслуженным авторитетом известного  имени - в особенности.

 

 

 

Аватар пользователя Соня Тучинская

Вы, разумеется, можете высокомерно проигнорировать нас с Федором Иванычем (Тютчевым), оставившим пространный отзыв на Вашу "перепечатку" пережеванного.

Но на блестящую ответку Вам и Вашим простодушным почитателям, написанную еще в 2018-ом, ученый не может не ответить. Я, собственно, уже поместила ее под своими заметками о литовском, и восточно-европейском геноциде евреев, но Вы из того же высокомерия могли ее не прочесть.

Так что, ставлю ее у Вас, чтобы не было отговорки не ответить и Марлен Ларюель 

Microsoft Word - Pepm539_rus_Laruelle_Sept2018.docx (ponarseurasia.org)

Или, в другом формате: Можно ли на самом деле считать Россию «фашистской»? Комментарии на публикации Тимоти Снайдера – PONARS Eurasia

 

 

Милая Соня, Вы правы ровно на половину. Ибо какого-то Федора Ивановича Тютчева я, разумеется, могу высокомерно проигнорировать, а вот милейшую Соню Тучинскую – ну, никак не могу, ни высокомерно, ни смиренно.
Вы предлагаете договоримся о терминах, что ж, извольте. В Вашем эмоциональном посте Вы назвать Эдуарда Радзинского карликом, но почему-то не позволили себе употребить такой же термин к столь же малорослому Владимиру Путину. Мне не доводилось лично общаться ни с тем, ни с другим, но не раз видел обоих в телепрограммах; на прикидку они примерно одного роста. Вот Борис Немцов был выше обоих на две головы. Как раз вчера мне переслали видеоклип, в котором приведено несколько высказываний Немцова о Путине. Одно из них как раз о том, что, если Путина не остановить, то он штыками и картечью будет прорываться в Украину. Как Путинская команда разобралась с Борисом Немцовым, мы с Вами знаем.
Немцова мне лично знать не доводилось, а вот с Галиной Старовойтовой встречался и в Вашингтоне, и в Москве. На обложке моей книги «The Nazification of Russia” (1996) помещен ее отзыв, приведу его в переводе с английского:
«Нынешняя политическая ситуация в России делает работу Семена Резника чрезвычайно важной и актуальной. В ней прослежено многовековое развитие официозного российского антисемитизма, но основное внимание уделено коричнево-рубашечным “патриотам“ нашего времени. Основанная на тысячах фактов и документов, это прекрасно написанная (brilliantly written) книга проливает свет на набирающий силу (rising) русский фашизм».
Как фашисты разделались с Галиной Старовойтовой, думаю, Вам известно.
А имя Анны Политковской Вам ни о чем не напоминает? С ней мне однажды довелось перекинуться парой слов – после ее блистательного выступления в Вашингтоне. Ее прикончили в подъезде почти так же, как Старовойтову. Только не в Вашем родном Питере, а в моей родной Москве.
А имя Геннадия Щепочихина помните?.. А Александра Литвиненко, коего национал-фашисты «достали» в Лондоне. А недоотравленного Алексея Навального, томящегося в тюряге. А Володю Кара-Мурзу, тоже чудом недоотравленного и теперь мотающего тюремный срок...
Что касается общества «Память», то после смерти ее харизматического лидера Дмитрия Васильева оно распалось организационно, но идеи, которыми оно вдохновлялось, не испарились, а утвердились на государственном Олимпе и, что хуже, заново проросли в широких слоях населения. Помните, что остановило первую чеченскую войну? Не в последнюю очередь, массовые протестные демонстрации солдатских матерей. А теперь матери солдат, гибнущих в Украине, с радостными улыбками красуются в соболиных шубах, коими власть возмещает им понесенный «ущерб». Что-то еще неясно с терминологией?
Большая часть Вашего комментария посвящена мерзостям, творящимся у нас здесь, в Америке. Но, во-первых, это другая тема, во-вторых, в этом вопросе у нас нет расхождений, а в-третьих, о гражданской войне, развязанной здесь деструктивными силами против демократии, я писал и говорил не раз, с самого начала этой войны, то есть с 2016-го года. Потому попрек в том, будто я этого не замечаю, принять не могу, а могу только его Вам вернуть в целостности и сохранности.

Аватар пользователя Соня Тучинская

Ну, вот, дорогой Семен Ефимович, Вы нас с Тютчевым и услышали наконец. :))

По всему вижу, что предложенный мной вариант: "или она меня ведет к прокурору или я ее веду в загс" - не принят. То есть, Вы по прежнему будете перечислять преступления России прошлого столетия, вместо того, чтобы прочесть ответ современного американского аналитика на Вашу публикацию о "русском фашизме". Нет,  не рецензию от светлой памяти Галины Старовойтовой (завидую Вам, что Вы были знакомы с этой поразительной женщиной), покинувшей нас в конце прошлого века, а нечто более насущное, трехлетней давности.

Я, кажется, уже писала Вам, что на каждого убиенного подлой российской властью найдется таковой же на Украине, убитый ее подлой властью. На каждую мерзость российскую обнаруживается симметричная мерзость на Украине. Олесь Бузина, историк и журналист, убитый в Киеве среди бела дня, чьих убийц никто не искал, потому как  засланы они с   Банковой. 100 млн. русских книг, соженных варварами, Вам, положим, не жалко. А 48 русских одесситов, заживо сожженных в доме профсоюзов? А 500 малолеток донбасских с Аллеи Ангелов? А Президент Порошенко, трясущий от возбуждения брылями, в 2014-ом пообещал одесситам: «Наши дети пойдут в школы и в детские сады, а их (донбассцев- СТ) дети будут сидеть в подвалах!».  Так что, ничего нельзя доказать перечислением имен, цитат, отзывов на книги, которым 30 лет. 

А вот однозначно ответить на поставленный Вами вопрос 'является ли Россия фашистским государством" реально, если прочесть посланный Вам сегодня мною комментарий, который кончается так:

 Вопреки утверждениям Снайдера, Кремль живет не в том идеологическом мире, источником вдохновения для которого послужила бы нацистская Германия, а в том, для которого десятилетия ялтинского миропорядка, годы правления Горбачева и Ельцина, а также распад Советского Союза по-прежнему являются главными историческими координатами и травмами. Именно Снайдер настойчиво воспроизводит атмосферу довоенной Европы и представляет в своих работах такой мир, в котором чуть ли не любая современная проблема приобретает смысл только в качестве предполагаемого повторения какого-либо момента в прошлом.

И да, Вы абсолютно правы, что потешаться над обличьем кого бы то ни было - это ниже плинтуса даже для обладателя голливудской внешности, не говоря обо мне. My bad, что назвала Радзинского смешным карликом. Но он крошечный (а Путина я никогда, как Вы понимаете, вживую лицезреть чести не имела), лысый, и с длинными крашенными локонами, растущими почти от шеи.  И голос невероятный, как у сказочного персонажа. 

Будьте благополучны, и новых Вам книг, новых озарений!

за несколько лет до 24-го февраля 2022 года, задолго до стёртого с лица земли Мариуполя, до Бучи, до ударов противокорабельной ракетой, уничтожающей авианосцы, по жилой 9-тиэтажке в Днепре, до прочих ужасов тотальной войны, которую Россия ведёт против Украины. Неизвестно, как бы г-жа Ларюэль определила бы путинский режим сейчас, после всего перечисленного. В целом это достаточно скучноватая академическая статья, в которой критикуются, как утверждает автор, ненаучные подходы, которые использует йельский историк Тимоти Снайдер в описаниях сложившегося в России общественного устройства. Её пассаж в отношении Ивана Ильина я вообще не понял. О значимости философии Ильина и для России, и лично для себя Путин высказывается достаточно часто. Ключевым в статье Ларюэль является упоминание "ялтинского миропорядка" в связи с кремлёвской идеологией. То есть мира, поделенного на жёстко очерченные сферы влияния. Здесь уже есть конкретика, есть предмет разговора. Россия не довольна тем местом в мироустройстве, которое сложилось после поражения Советского Союза в Холодной войне. Российское руководство считает, что страну обманули, что НАТО расширилось на восток, в нарушение данных Западом обещаний. Что страны, входившие в сферу влияния СССР, должны остаться в российской сфере влияния. Из-за этого Путин посчитал, что он вправе напасть на Украину, уничтожить её государственность, и, по возможности, носителей украинской идентичности. То, что большая часть населения Украины выбрала путь интеграции с Западом, его не остановило. Это - его выбор, так же, как выбор большинства украинцев - бороться против российской агрессии. Конечно, в Украине есть масса всего, о чём Вы написали. Но это - внутреннее дело Украины, Украина никогда и никуда своих радикалов не экспортировала. Пусть у меня дурной характер. Следует ли отсюда, что банда отморозков должна ворваться ко мне в дом и забить меня до смерти ногами? Уверен, что Европейский Союз, куда страна стремится, указал бы её руководству какое политическое пространство надо формировать внутри Украины, чтобы соответствовать европейским ценностям...

По моему разумению, та мерзость, которую живописал г-н Резник, называется НАЦИЗМОМ.
ФАШИЗМ же - это государственное устройство, определяемое следующими основными параметрами (по Стругацким, с дополнениями).
1. Тоталитаризм.
2. Национализм (в отличие от коммунизма, который, хотя бы в идеале, проповедовал интернационализм).
3. Частная, но жёстко контролируемая государством собственность на средства производства (тоже в отличие от социализма-коммунизма).
4. (следствие из 1-го и 2-го) Агрессивная внешняя политика.
Заметьте, что никакая специальная идеология к атрибутам фашизма не относится. Если принять это упрощённое определение, то нетрудно сообразить, какие нынешние государства являются фашистскими.
Антисемитизм же, как таковой, не является ни необходимым, ни достаточным признаком фашизма.
Если я заблуждаюсь, то могу быть спокоен: старшие товарищи (в лице г-на Резника), как всегда, меня поправят.

Аватар пользователя Игорь Рейф

Мне кажется в наши дни лучше пользоваться термином путинизим. Это слово вбирает все. Скажешь сталинизм, путинизм, и всем все понятно

Простите Игорь, но не могу с этим согласиться. Статья, которая так задела Соню Тучинскую и других, была написана почти тридцать лет назад, когда о Путине никто понятия не имел. Путинизма не было, а красно-коричневые патриоты гужевались во всю. Ельцин, Гайдар и их команда старались этого не замечать. Бывшие марксисты верили в то, что экономика первична, а «Протоколы сионских мудрецов», зачитываемые с трибун Димой Васильевым под восторженные крики тысячных аудиторий, это надстройка. Наладим экономику, и все само собой уляжется. Не получая отпора, фашизм/нацизм продолжал набирать силу. Миллионные слои населения и теперь живут впроголодь, но Крымнаш им нужнее, чем хлеб с маслом. Не Путин породил русский фашизм и не с уходом Путина он уйдет. Чем раньше это поймут лучшие люди России, чем решительнее они будут бороться с причинами путинизма, а не только с его следствием, тем лучше. Об этом я предупреждал во многих статьях, половина моих книг об этом. Глас вопиющего в пустыне.

Чего я не могу понять, милая Соня, так это того, почему Вы всего лишь с Тютчевым на дружеской ноге, а не с самим Пушкиным? Скромность, что ли, не позволяет? Так гоните ее в шею, эту поганую скромность! Смело шагайте в ногу с Пушкиным. И заодно с Ломоносовым. Вы это заслужили уже тем, что самолично пересчитали 100 миллионов русских книг, сожженных в Украине. Такой подвиг только лучшему другу Пушкина по плечу, незачем мелочиться с каким-то Тютчевым. Не можете ли уточнить, какая часть из тех ста миллионов книг, сгорела под российскими бомбами в школах, больницах, жилых и родильных домах «братской» Украины? Там ведь гибли не только дети, но и книги. И еще один вопрос: сколько украинских книг сожжено в России за это время, Вы не подсчитывали? Мне кажется, по простоте душевной, что ни одной. По той причине, что их там нет. Трудно, знаете ли, сжигать, убивать, расстреливать и даже четвертовать то, чего нет.
Вот с русскими книгами там нормалек. На счет сотен миллионов сказать не могу, но сотни тысяч еще на моей памяти -- не сжигались, упаси Боже, -- а сдавались в макулатуру. Вместе с стеклотарой. В обмен на заветный талончик на очередной графоманский боевичок Пикуля – в большом дефиците была такая продукция.
И еще позвольте сказать пару слов об уничтожении евреев в захваченных гитлеровцами странах при содействии местных коллаборационистов. Да, это одно из самых жутких массовых преступлений, Вы хорошо делаете, что не устаете об этом напоминать. Только напоминаете Вы крайне однобоко. Уничтожение евреев и не только евреев времен Второй мировой войны не было бы столь тотальным, если бы не было самой войны. Развязана она была товарищем Гитлером СОВМЕСТНО с геноссе Сталиным. Разница была в том, что гитлеровская Германия была разгромлена, те, кто не был убит или покончил с собой, как сам Гитлер, были судимы Нюрнбергским и многими другими судами, а за теми, кто скрылся, такими, как Эйхман и тысячи более мелких палачей, велась охота много десятилетий. Благодаря этому в Западных странах метастазы нацизма были вырезаны или приглушены, хотя, увы, не до конца. Тогда как геноссе Сталин, оказавшись в числе победителей и слегка подретушировав фразеологию, стал насаждать тот же нацизм – нет, простите, рашизм – в своей отдельно взятой стране и в странах, которые сумел под себя подмять. Этот красно-коричневый террор был несколько приглушен при Хрущеве, но стал возрождаться при Брежневе. Теперь он правит бал в пост-советской России. Ее властям слишком тесно в границах своей страны. Им плевать на то, что три четверти ее остается неосвоенной, а четвертую четверть активно осваивает «дружественный» Китай. Им нужен Крамнаш. И кое-что еще. Все, до чего смогут дотянуться. Они отправляют в мясорубку сотни тысяч парней, отнимая их у жен и матерей, оставляя сиротами их детей. У них это называется защитой отечества.
Вы льете крокодиловы слезы по русским книгам, которых в Украине якобы сжигают миллионами экземпляров. Это такое же вранье, как и то, что «Семен Резник ненавидит Россию». Поскольку Вы любите ссылаться на авторитеты, которые Вам по душе, то мне любопытно спросить: у какого «авторитета» вы это вычитали – у Олега Платонова, который, с благословения церковных начальников, напяливает на Россию многопудовый «Терновый Венец», или, может быть, у Стасика Куняева, который душит ее национал-рашистским «Нашим современником», не говоря о его собственных писаниях?
Рашисты – НАСТОЯЩИЕ враги России, их я действительно ненавижу. У меня другая Россия – та, в которой я вырос, учился, имел очень хороших друзей и замечательных учителей. Не только тех, с кем имел счастье общаться напрямую, но и тех, с кем имел не меньшее счастье общаться заочно, так как они умерли еще до моего рождения. Их творения, письма, дневники я должен был изучать, так как писал о них книги. Они научили меня добро отличать от зла, научную истину от гнусной демагогии, прекрасное от безобразного, правду от лжи. Мою Россию я вывез в своей душе более сорока лет назад. Это счастье, которое навсегда со мной.
Не ЭТА Россия люба Стасику Куняеву, Александру Проханову, Соне Тучинской и прочим путиноидам.

Аватар пользователя Соня Тучинская

А с Пушкиным, драгоценнейший Семен Ефимович, я на еще боллее дружеской ноге, нежели с Федор Ивановичем Тютчевым. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, – отвечает, бывало, – так как-то всё.  Вот только написал бы кто о пушкинопаде в местах, где так тиха украинская ночь... Большой оригинал этот "наше все". Ну, я вняла и написала.  А за базар Пушкин ответит...

А Вам бы, любезнейший Семен Ефимович, к двум имперцам русским, Гоголю и Пушкину, почаще прикладываться. Для большей живости ума, для  развития чувства смешного.  Наличие этих качеств необычайно улучшает качество текста. Даже, если это зубодробильное повторение все той же жвачки о "русском фашизме".  

Думаю, что поспешила отнести Вас к славному роду русских ученых. Ведь, если бы Вы имели к нему хоть какое-то отношение, то просто  набросились бы на посланную Вам аналитику и опровергли ее. Но эта задача Вам явно не по плечу, и поэтому в ход пошла таже смердяковщина, но уже с личными оскорблениями в мой адрес. 

А на окончательный посошок, всем сердцем присоединяюсь к Вашему поклоннику, не далее, как сегодня ввечеру оставившему свой пахучий след под Вашим последним ко мне обращением:

"Хорошо сказано, уважаемый Семён, дай Бог вам здоровья и сил давить своим метким словом всякую ядовитую нечисть".

"Нечисть", невзирая ни на что, желает Вам благополучия и новых книг, хороших и разных.

И пара слов о Пушкине.
Массовый расстрелянс незабываемого 1937-го шел под шумок грандиозных юбилейных торжеств, посвященных столетию со дня смерти Пушкина. Мертвый Пушкин был нужнее живого. Живой Пушкин, который в свой жестокий век восславил свободу и милость к падшим призывал, был не ко двору Товарища Сталина, потому его переквалифицировали в мертвого «имперца».
С годами это забылось, и живой Пушкин стал прогуливаться в мордовском лагере с Андреем Синявским. И снова пришелся не ко двору, теперь уже таким ревнителям русской особости, как Солженицын и Шафаревич. Ох, какой хай поднял академик уже в перестройку, когда «Прогулки с Пушкиным» были опубликованы в России.
Еще целая эпоха должна была пройти, прежде чем Пушкин смог снова предстать перед читателями таким, каким был при жизни: Узником имперской России. По глубине раскрытия темы во всем пушкиноведении не создано ничего столь значительного, как трехтомник Юрия Дружникова «Узник России».
Нынче такой Пушкин снова не ко двору, потому его снова делают «имперцем». Соня Тучинская повторяет эту муру со свойственной ей решимостью и энтузиазмом. Того и другого у нее более чем достаточно. Чего ей малость не достает, так это «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Аватар пользователя Соня Тучинская

Мы, вроде, как распрощались, глубокоуважаемый Семен Ефимович? Зачем же Вы имя Пушкина всуе поминаете? Не нами сказано: "...как услышал о Пушкине, весь почернел и затрясся: «Пей, напивайся, но Пушкина не трогай!". А Вы и факты, как я посмотрю, не брезгуете передергивать. Солженицину и Шафаревичу Пушкин пришелся не ко двору? Или, все-таки, "Прогулки с Пушкиным" Синявского им не по душе оказались? 

Узник, горрите? Пушкин - узник России? До этой дичи никто, ни один пушкинист не доходил, а они у меня, не  все, но главные, на полке стоят, читанные-перечитанные. От Петра Бартенева, первого биографа Пушкина, до Ирины Сурат, чья великолепная книга о Пушкине недавно издана в России.  

То есть, вот, прямо узник, и все. А читали ли Вы знаменитое письмо Пушкина от 19 октября 1936-го года к его старшему другу Чаадаеву, которое кончается так "... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал."

А теперь, если Вы стоите, то Вы сядьте, Семен Ефимович. После трехтомника Юрия Дружникова «Узник России», Вы можете сделаться ужасно взволнованы... Вы еще не все про Пушкина знаете, но я вам, так и быть, открою по старой дружбе один ужасный секрет.  Пушкин писал князю Вяземскому по поводу польских событий 31-го года: «Все это хорошо в поэтическом отношении. Но все-таки их надобно задушить».

 А ведь то, что он сказал, прекрасно соотносится с другим его, как раз, очень известным признанием Вяземскому, имевшим привычку укорять Пушкина выражением верноподданических чувств. Кстати, именно его Довлатов в Заповеднике цитирует прямо по письму Пушкина: «Поэзия выше нравственности. Или, во всяком случае — совсем иное дело. Господи Суси! Какое дело поэту до добродетели и порока? Разве их одна поэтическая сторона!»

Это главные ключевые слова: одна поэтическая сторона. Вот, к примеру, в реальной жизни Пушкину была омерзительна патологическая скупость его отца, но, когда бытовой конфликт со скупердяем родителем был перенесен им на вершины поэзии, то есть, в сферу «нас возвышающего обмана», его Скупой рыцарь приобрел черты красоты и даже величия. Вот так и ненавистные "белолицым" «Клеветники России» - лишь красота и величие. Навечно.

И меня не смущает, что весь мир на одной стороне, а я, со своим особым эстетским мнением, на другой. Вот в Англии, у тамошних светлолицых наложено табу на великого Киплинга - певца, ешкин кот, британского империализма. То есть, тоже, имперца. Хотя ненавистное "детям света" туманного Альбиона «Бремя белого человека» – не только гениальная поэзия, но и не менее гениальное провидение на век(а) вперед… 

Ну, и что у нас в сухом остатке, любезнейший Семен Ефимович?  Трехтомник Дружникова - в печь? Потому как, Пушкин не "Узник России", а величайшее ее достояние, естественным образом вызывающее зависть.... у тех, кто, к несчастью,  обделен гениями такого калибра. Так что,  в союзники Вам, с Вашим обыденным политизированным сознанием, Пушкин никак не годится. 

А это Вам от князя Петра Вяземского, и это последний раз, когда я трачу на Вас время, что, между делом, повышает посещаемость Вашей страницы с пережеванной кашицей о "Русском фашизме" в разы. 

Петр Вяземский  

 

     «Зачем глупцов ты задеваешь? —

Не раз мне Пушкин говорил.—

Их не сразишь, хоть поражаешь;

В них перевес числа и сил.

   Против тебя у них орудья:

На сплетни — злые языки,

На убежденье простолюдья —

У них печатные станки.

    Ты только им к восстанью служишь;

Пожалуй, ранишь кой-кого:

Что ж? одного обезоружишь,

А сотня встанет за него».

    Совет разумен был. Но к горю,

Не вразумил меня совет;

До старых лет с глупцами спорю,

А переспорить средства нет.

      Сединам в бороду, навстречу,

Знать, завсегда и бес в ребро:

Как скоро глупость где подмечу,

Сейчас зачешется перо. 

Вот и хорошо прекрасная маркиза. Коль скоро Вы больше не сердитесь на то, что я «высокомерно игнорирую» Ваши послания, то с удовольствием сэкономлю Ваше время и немного свое.
Пушкин БЫЛ узником России, которую посетил и описал его современник маркиз Де Кюстин. Ох и осерчал на маркиза тогдашний самодержец! И все последующие сильно серчали. Роман Юрия Дружникова «Ангелы на кончике иглы» не читали? Он о том, как доблестные чекисты охотились за маркизом в эпоху развитого социализма. А роман Сергея Есина «Маркиз»? Его Вы, конечно, читали, но очень советую перечитать. Чтобы лучше понять, в какой России и почему Пушкин был узником.

Вот и хорошо прекрасная маркиза. Коль скоро Вы больше не сердитесь на то, что я «высокомерно игнорирую» Ваши послания, то с удовольствием сэкономлю Ваше время и немного свое.
Пушкин БЫЛ узником России, которую посетил и описал его современник маркиз Де Кюстин. Ох и осерчал на маркиза тогдашний самодержец! И все последующие сильно серчали. Роман Юрия Дружникова «Ангелы на кончике иглы» не читали? Он о том, как доблестные чекисты охотились за маркизом в эпоху развитого социализма. А роман Сергея Есина «Маркиз»? Его Вы, конечно, читали, но очень советую перечитать. Чтобы лучше понять, в какой России и почему Пушкин был узником.

Хорошо сказано, уважаемый Семён, дай Бог вам здоровья и сил давить своим метким словом всякую ядовитую нечисть.

Аватар пользователя Соня Тучинская

Вы, Семен Ефимович, изволили иронизировать по случаю приведенного мною примера с уничтожением  100 млн. русских книг. Не следите Вы совсем за событиями в Незалежной. Вот что Вы пропустили:

"Директор Украинского института книги Александра Коваль считает, что из публичных библиотек Украины необходимо изъять более 100 млн экземпляров книг. Среди них и русская классика.Сейчас в институте уже готовят документы для изъятия книг. «По моим подсчетам, в фондах публичных библиотек сейчас может быть более 100 млн экземпляров литературы, которая потребует изъятия. Конечно, хочется это сделать быстрее, но было бы хорошо, если хотя бы идеологически вредная литература, изданная в советское время, а также российская литература антиукраинского содержания были изъяты до конца года», – говорит она....

На втором этапе будут изыматься литература на русском языке, изданная в России после 1991 года. «Причем, вероятно, разных жанров, в том числе и книги для детей, и любовные романы, и детективы. Это очевидное требование времени. Хотя я понимаю, что они могут пользоваться спросом»,— отметила Коваль.На вопрос предусматривает ли этот процесс изъятие из библиотек российской классики, директор УИК заявила, что в этом вопросе много оппонентов, но, по ее мнению, никто не приводит никаких аргументов, почему этого нельзя делать.«Все мы читали эти книги, в мои школьные годы была сплошная русская классика, которая считалась вершиной мировой письменности. За счет того, что мы достаточно средне знали мировую классику, многие остались с убеждением, что это действительно та литература, без которой невозможно развить интеллект и эстетические ощущения, быть образованным человеком. На самом деле это не так», — заявила женщина.По ее мнению, именно такие русские поэты и писатели, как Александр Пушкин и Федор Достоевский, заложили основы «русского мира» и «русского мессианства».«Это действительно очень вредная литература, она может действительно влиять на взгляды людей. Поэтому мое личное мнение, что эти книги также должны быть изъяты из публичных и школьных библиотек. Они, наверное, должны остаться в университетских и научных библиотеках для изучения специалистами корней зла и тоталитаризма», — подчеркнула она.Что касается научных библиотек и профильной научной литературы, авторы которой могут иметь антиукраинскую позицию, то, по мнению главы УИК, если научная книга без идеологического подтекста, то нет причин изымать ее в первую очередь, пока не будет создана какая-либо замена украинскими или иностранными авторами.«С другой стороны, я не думаю, что во время войны мы должны оставлять доступ к произведениям авторов, стоящих на антиукраинской позиции. Потому что, читая их, мы, возможно, выражаем одобрение их позиции. Но это все тонкие материи», —добавила Коваль.

Во насколько sophisticated  женщина заправляет книжным делом на Украине. Так что, понятно, что у Пушкина с Толстоевским  ("Война и Мир" изъяты давно, как прославляющие армию страны- агрессора) шансов на Украине нет. Но свято место пусто не бывает, и шансы  появляются у других авторов, если они достаточно проявят свою про-украинскую позицию.

Ну, вы меня поняли? "На польта пойдут. Будем белок из них делать на рабочий кредит"

 

 

Соне Тучинской и всем рашистам, но сначала пара слов о терминологии.

Рассуждения о том, какой термин правильнее – фашизм или нацизм – могли бы иметь смысл при обсуждении научной монографии, но не в данном контексте. В русском языке слово фашизм имеет однозначное значение, тождественное нацизму. Если же речь идет о более раннем фашизме Муссолини, то обычно добавляют прилагательное: итальянский фашизм. Многие из нас помнят нашумевший в свое время фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», никаких объяснений тому, что именно создатель фильма понимал под фашизмом, не требовалось.

Теперь о другом. Да, в Украине хватает своих дебилов, в том числе и sophisticated, но не они взбесили российского оберштурмфюрера, а то, что Украина хочет быть суверенной страной и тяготеет к демократии, вопреки всем внутренним заморочкам, которые этому мешают. Может быть, хватит искать соринку в чужом глазу, не замечания сучковатых поленьев в своем собственном?
Мне только что переслали статью совершенно неизвестного мне автора Евгения Добренко под названием «Родина-мачеха». Привожу ее в отрывках:

Евгений Добренко
Родина-мачеха

Год войны был для России годом смерти мифов. Вернее, так: мифов, основополагающих представлений о России. Мифа о "великой русской культуре" с её "слезинкой ребенка" и "гуманистическим пафосом", померкшим перед лицом российской агрессии. Мифа о "второй армии мира", которая предстала сборищем мародеров, садистов и необученного "пушечного мяса", бессмысленно гибнущего под началом бездарных полупьяных командиров. Мифа о "русском бунте", который сменился зрелищем рабской покорности населения, сносящего любую прихоть власти, принимающего смерть как судьбу.
Жертвой войны пал и миф о русской женщине – терпеливой страдалице, заботливой матери, преданной жене, готовой отправиться за мужем на край света. Война разрушила этот патриархальный романтический образ и предложила вместо него другой – образ циничной, прагматичной и лишенной сострадания женщины, смотрящей на мужчину как на ресурс и на способ получения благ от государства. Многочисленные свидетельства рисуют эпическую картину морального распада, равнодушия и меркантильного расчета. Тысячи девушек спешно выходят замуж за свежемобилизованных накануне отправки на фронт. Телевидение показывает ритуалы массовых венчаний в актовых залах, где священник окропляет водой целые ряды. Подчас эти люди едва знали друг друга, были лишь одноклассниками или соседями по дому, но теперь мобилизованный превращается в ценный ресурс, потенциально приносящий выплату от трёх до семи миллионов рублей в случае ранения или гибели – огромные деньги, особенно по меркам небогатых регионов, и женихи, отправляющиеся на фронт, идут нарасхват. В сети есть скриншоты городских чатов, в которых девушки жалуются на "эгоизм" местных парней, уходящих на войну неженатыми.
Особый жанр в медиа – обсуждение компенсаций семьям погибших на войне. От пресловутой белой "Лады" в Саратовской области в сюжете на телеканале "Россия" (мать с отцом едут на могилу убитого сына на Lada Granta, купленной на "гробовые", и рассуждают о том, что сын хотел именно такую машину) до вирусного видео из Донецкой области (столичный спонсор, владелец мехового салона на Новом Арбате, дарит по шубе вдовам погибших солдат, и они благодарят благодетеля). Утверждают, что после съёмки шубы у некоторых вдов отняли, но мем "муж в обмен на шубу" прочно вошел в сетевой лексикон... Тяжбы за выплаты "гробовых" между матерями и вдовами убитых солдат становятся сюжетами судебной хроники и шумных ток-шоу...
Радиоперехваты звонков российских солдат домой рисуют все ту же картину жадности вперемешку с жестокостью: матери деловито советуют сыновьям, что брать в захваченных украинских домах из кухонной техники, какого размера обувь нужна. Широко разошелся по сетям разговор российского десантника Романа Быковского с женой, в котором та, смеясь, дает ему наказ: "Ты давай там, украинских баб насилуй… Только предохраняйся!" Удивляет количество мата, который непринуждённо используют жены и матери в разговорах со своими мужчинами: они матом не выражаются, они на нём говорят.
…В путинской России голос солдатских матерей стал почти не слышен, и им на смену пришла общественная организация под названием "Солдатские вдовы России". В январе 2023 года она выступила с призывом к президенту "провести масштабную мобилизацию" и отправить на войну "десятки миллионов мужчин призывного возраста"…Вопрос о том, что их мужчины вообще делают в соседней стране, зачем отправлены туда убивать и умирать, не ставится как таковой…
…В недавнем видео из тиктока подвыпившая россиянка за столом с рюмкой в руке обращается к украинцам: "Я мама, четверых сыновей родила, и ещё у меня две дочери. И вот всех четверых сыновей я вам отдам! Х** вы Россию сломаете, я себе ещё нарожаю (на этих словах она показывает на свою внушительную грудь). Вот такие мы, русские матеря!" …
Отдельная тема – уровень социальной и демографической деградации во многих бедных регионах России, откуда призывается большинство мобилизованных. Именно этим можно объяснить равнодушие жен и матерей к отправке на фронт мужчин. Нищета, безработица, кредитная кабала, алкоголизм и неприкаянное существование мужчин в малых городах и на селе, распад семей и бытовое насилие ведут к тому, что мужчина всё чаще видится как обуза. Журналист Павел Пряников в телеграм-канале "Толкователь" приводит свидетельства антропологов из Красноярска: "Потому так прошла спокойно первая волна мобилизации, что очень сильна мизандрия – ненависть женщин к мужчинам. Отправляли в окопы "никчёмных мужчин", от которых нет пользы в обыденной жизни. Если погибнут – даже лучше, можно на гробовые переехать из Сибири и купить дом или квартиру на "материке".
… Родина-мать оказалась Родиной-мачехой, посылающей своих сыновей на верную смерть.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки