Документальный рассказ
Минеральные воды. Железноводск. Отдыхаю в этом чудесном городе с мамой. Я здесь не в первый раз, мне знакомы все минеральные источники, гора Железная, окрестности, пару раз забирался на Бештау и, конечно, бывал в Пятигорске и на Лермонтовских, и на Печоринских местах, а также в Кисловодске и Ессентуках.
Ранним утром народ идёт на «водопой». Я тоже это делаю с удовольствием. В это время можно хорошо рассмотреть всех обитателей курорта, встретить знакомых, а потом посидеть на главной аллее под удивительно ароматными липами перед Пушкинской галереей, где по вечерам танцы или концерты, и дождаться завтрака через положенное после «водопоя» время.
Однажды, возвращаясь от Смирновского источника под чудесные липы, вижу, что мама разговаривает с Володей Бахрахом, моим воспитателем в части амурных похождений на курорте, – аспирантом ленинградского университета. В беседе участвует солидный господин немолодых лет. Черты лица у этого господина удивительно знакомые. Лицо простецкое, тело грузное. Где я его видел? Наверное, сейчас узнаю. Подхожу медленно, чтобы резко не прервать увлекательную беседу.
Меня замечают, и Володя представляет меня незнакомцу:
– Виталий Павлович! Ваш тёзка Виталий, сын Анны Ефимовны (так зовут мою маму).
К моему изумлению тот, которого назвали Виталием Павловичем, не протягивает руку, а встаёт и обнимает меня. Я ёжусь – не люблю объятия мужчин. Оказывается, Виталию Павловичу нравится, что мы тёзки, у нас одинаковое имя.
Сажусь рядом с ними, а Виталий Павлович продолжает рассказывать маме о своих проблемах. Моя мама – врач. У него мочекаменная болезнь, и его задача на курорте выгнать камень, который нет-нет, да и даёт о себе знать.
Моё время приближается к завтраку, и я убегаю в свою столовую. Собеседники остаются – у них другое время принятия паровой котлеты. Остаюсь в неведение, кто такой Виталий Павлович.
После завтрака у меня ванны, разная физиотерапия и свидание с новой подругой. Мне нет дела до маминого и Володиного знакомца.
Однако на дневном «водопое» встречаю Володю. Он спешит.
– Володя, ты куда?
– В Пятигорск. Виталий Павлович пригласил. Он снимается там в кино. Потом расскажу.
И мой «воспитатель» убегает. Я тоже бегу, но навестить маму. Пару раз за день удаётся с ней встречаться. Мама меня не опекает. Я этим горжусь.
- Мама, кто такой Виталий Павлович?
- Не узнал? Ты же театрал! Полицеймако – один из лучших артистов БДТ.
Действительно не узнал. На спектакли с участием Полицеймако попасть трудно. Я видел только спектакль «Разлом» по пьесе Вишневского.
Виталий Павлович был знаменитым артистом театра. У него тогда было звание Народного артиста РСФСР. А у меня – студент второго курса. Шёл 1955 год.
Позже Виталий Павлович мне говорил, что его соученики по театральному институту (Ленинградский институт сценического искусства) уже давно были Народными артистами СССР, в этих словах слышалась обида, но не жалоба. А начинали артистическую карьеру с ним вместе Николай Черкасов, Василий Меркурьев и Борис Чирков. У них были общие гастроли по стране, и однажды в Москве случилось им пообщаться с В.М. Молотовым.
Жили друзья-артисты в гостинице «Москва». Как-то Борис Чирков сказал друзьям, что их приглашает на дачу его дядя, но не сказал когда. Коллеги не задали вопрос, кто его дядя, им было хорошо вместе и предложение провести время за городом нравилось. А кто дядя Бориса, какое им дело.
В какой-то день к ним в номер постучался и вошёл военный, поговорил с Борисом Чирковым. Оказывается, за ними прислали машину, чтобы они могли поехать на дачу к дяде. Подозрение, что дядя необычный человек усилилось, когда машина без остановок на перекрёстках мчалась по осевой линии улицы Горького. На вопросы друзей Чирков не отвечал, а только хитро улыбался. За городом они подъехали к ограждённой территории. Открылись ворота - и друзья увидели, что их встречают Молотов и Жемчужина. Вечер превратился в импровизированное выступление молодых артистов. Борис Чирков был сыном сестры Молотова.
Виталия Павловича я встречал каждый день на утреннем «водопое», если он не уезжал на съёмки фильма «Княжна Мэри» по мотивам лермонтовского «Героя нашего времени». Часто он брал с собой и Володю. На мои просьбы взять и меня следовал отказ. Это обижало, но Володя мне разъяснил, что после съёмок были развлечения, не подходящие для студента. Пришлось проглотить, но и мне с моей подругой в Железноводске было не скучно.
Девушка жила в Пятигорске, и часто мы с Виталием Павловичем встречались в электричке. Он – на съёмку, я – на свидание.
– Виталий Павлович, вы в Кремле бывали? – спросил я после рассказа о встрече на даче Молотова.
– Нет, но мне о посещении Кремля рассказывал Максим Дормидонтович Михайлов.
Я знал, что Михайлов народный артист СССР, у него удивительной красоты голос, и он солист Большого театра. Но вот, что рассказал он Виталию Павловичу.
Когда Михайлов обосновался в Москве, он был дьяконом и пел в церкви. Эпизодически его приглашали петь в концертах и в Большом театре. Слава его как певца с прекрасным голосом росла. Наступил момент, когда его пригласили участвовать в концерте для членов правительства в Кремле. Зная заранее о дате концерта, он попросил жену приготовить ему горшочек с грибами собственного посола для подарка Сталину.
В проходной Кремля горшочек у него отобрали, несмотря на объяснение, что это подарок Сталину. «Не положено», – был ответ. Пришлось смириться.
Артиста проводили в просторную комнату и предупредили, что придётся подождать вызова на сцену. Ждать пришлось долго и возмущение невежливым гостеприимством нарастало. Однако к Михайлову присоединился народный артист СССР Рейзен. Они уже были знакомы, и Михайлов, будучи новичком в Кремле, прислушался к совету Рейзена не возмущаться, а ждать. Рейзен в Кремле новичком не был.
Первым пригласили выступить Рейзена, а затем Михайлова.
Выйдя на сцену, Михайлов был изумлён. Он ожидал увидеть зал полный людей, а перед сценой сидели только члены Политбюро.
Артист исполнил несколько песен, а потом Сталин попросил его спеть «Дубинушку». Во время пения Михайлова вожди ему подпевали. Михайлов в эмоциональном порыве хотел петь ещё и ещё, но ему из-за кулис показывали, что пора заканчивать.
Михайлова проводили в ту же комнату и сказали, что он приглашён на ужин. Рейзена же в комнате не было.
Опять долгое ожидание. Михайлов с возмущением ходил по комнате, а потом открыл единственную дверь. Военный встал из-за стола и попытался успокоить Михайлова. Мол, сейчас выступает ансамбль Красной армии, а потом его пригласят.
Когда Михайлов вошёл в столовую, все вожди уже сидели за накрытым столом. Сталин предложил Максиму Дормидонтовичу сесть рядом с ним.
На столе стояла водка, которую подавали на приёмах у царя – «белоголовка», отметил для себя артист-дьякон. После обильного застолья Сталин спросил Михайлова:
– Товарищ Михайлов, как вам понравилась закуска?
– Спасибо, товарищ Сталин, но к ней не хватает моих грибочков, которые я принёс для вас...
– Где же они?
– У меня их забрали на проходной.
Сталин похлопал в ладоши. О чём-то переговорил с официантом. На столе появился горшочек с грибами. Грибы, очевидно, попробовали, так как пустого места в горшочке стало больше. Сталин попробовал грибы, одобрительно взглянул на Михайлова, но никому не предложил попробовать вместе с ним. Весь вечер горшочек принадлежал только Сталину.
После обильного застолья и выпивки пели песни. Сталин пожаловался Михайлову, что Ворошилов поёт плохо и портит удовольствие.
После этого первого приёма артист много раз выступал в Кремле, но на ужин его больше не приглашали.
Месяц отдыха пролетел быстро. Виталий Павлович успешно избавился от мучащего его камня, выпив, по его словам, ящик пива. Это оказалось эффективнее минеральной воды. Успешно закончились съёмки фильма «Княжна Мэри». Я распрощался со своей подругой. Мы с Виталием Павловичем взяли билеты в одно купе поезда Кисловодск – Ленинград и провели 2 дня в тесном общении. Услышал от него другие истории, но память их не сохранила.
В течение нескольких лет я пользовался привилегией получать контрамарки на любые спектакли БДТ и навещать Виталия Павловича в его гримёрной. Полицеймако представлял меня всем артистам, входящим к нему в гримёрную. Многие из них стали народными артистами. Мне эти представления были лестны, но в ресторан после спектаклей Виталий Павлович меня не приглашал.
С приходом в театр Г. Товстоногова звезда Полицеймако несколько померкла, он не получал серьёзных ролей, и это переживал молчаливо, без жалоб. Но когда на художественном совете обсуждалась возможность постановки пьесы «Эзоп», роль Эзопа Товстоногов предложил Полицеймако. Спектакль стал «лебединой песней» великого артиста. Трудно передать эмоциональное впечатление от спектакля: Полицеймако был великолепен. Исполнение артистом роли Эзопа вошло в сокровищницу лучших ролей на сцене БДТ.
Во время празднования 250-летия Ленинграда Виталий Павлович стал народным артистом СССР.
Мои встречи с великим артистом продолжались до ухода его из жизни. В последние годы в кино и на телевидении вижу на экранах Михаила Полицеймако – внука Виталия Павловича, очень похожего на своего знаменитого деда.
Комментарии
Отзыв на документальный рассказ Виталия Аронзона
Мне очень понравился документальный рассказ Виталия Аронзона. Фабула рассказа нарочито проста; именно эта простота и завораживает, подкупает своей достоверностью.Это рассказ о великом актёре Виталии Павловиче Полицеймако. Автор даёт также краткие, но очень яркие зарисовки о людях искусства того времени. Читая этот рассказ, мне почему-то вспомнились строчки Анны Ахматовой: «И нет уже свидетелей событий, и нет с кем плакать, не с кем вспоминать». Приятно, что Виталий Аронзон предстаёт перед нами, читателями, любопытным к жизни человеком.
Альберт Лапидус. 14 мая 2014 года
Полицеймако
"Сканф, пойди, выпей море!". Эту фразу я запомнил на всю жизнь, а слышал ее из уст Полицеймако-Эзопа, наверное, лет 40 тому назад, если не больше. Он был невероятен в этой роли, он него исходила какая-то магия...
Встреча с В.Полицеймако
Рассказ В.Аронзона "Встреча с В.Полицеймако подарил мне ощущение реальности встречи с этим с талантливым актёром.Его звёздная роль Эзопа запала в душу навсегда.В БДТ попасть было сложно,и я смотрела выездной спектакль"Эзоп"на сцене Выборгского ДК.Зал большой,акустика плохая.Но это не имело значения,если играл В.П.Полицеймако.Он обладал мощным темпераментом и особым тембром низкого голоса,играл так вдохновенно, что стал неразделим с мудрым Эзопом.Быть может в этой роли он обрёл свою внутреннюю свободу,которой так не хватало Эзопу. Я благодарна В.Аронзону за лаконично-тактичный стиль рассказа о В.П.Полицеймако - человеке. Спасибо.
Добавить комментарий