Ее не стало в 2011-м. За пять лет до ее ухода был снят фильм «Театральная летопись. Ия Саввина» (реж. Олег Корвяков), четыре получасовки с ее рассказом о себе. Сейчас этот минисериал снова показали, и я увидела актрису, которую все эти годы не могла забыть.
Ия Саввина. Есть в некоторых именах какая-то магия, какое-то особое звучание, в этом - на мой слух, звучит серебро. Ия, Иечка.
А ведь мать, которая дала ей это имя, была из простых, с большим трудом выучилась на медика, стала единственным на всю сельскую округу врачом.
Воспитывала девочку одна, муж не вернулся в семью после войны, хотя была уже и дочка, Иечка, родившаяся в 1936. Родилась в Воронеже, училась в сельской школе – зато окончила школу с медалью.
По виду она так и осталась девочкой-отличницей, умненькая, скромная, беззащитная, так и хочется назвать «барышней». И откуда эта тонкость, это благородство манер в сельской девчонке?
Вспоминаю, что тот же вопрос задавала в связи с Иннокентием Смоктуновским, тоже вышедшим из простой белорусской семьи. Как пристали ему роли людей рафинированных, аристократичных, как органичен в его исполнении датский принц... Объяснить сей феномен трудно. Нечто врожденное.
Но в Саввиной, как оказывается, всегда жил бесенок. И ее серо-голубые глаза, излучавшие нежность в «Даме с собачкой», могли метать молнии, а неповторимо мягкий, струнно звучащий голос порой становился резким и пронзительным...
Самое интересное, как отзываются об актрисе друзья и партнеры. Среди них полное единодушие: характер сложный, тяжелый, неуживчивый, могла сорваться, обругать, даже матом... Едкий Валентин Гафт написал о ней: «Глазки серо-голубые. /Каждый – добрый, вместе – злые».
В «тихом омуте»?
Когда слышала подобные отзывы, вспоминала другую женщину - черноглазую красавицу Александру Россетти, фрейлину двора, прозванную Жуковским «небесным дьяволенком».
Есть, есть такой тип... Но, честно сказать, мне трудно представить актрису, сыгравшую чеховскую Анну Сергеевну, посылающую кого-то матом.
Объясняю это «неестественными» условиями российской жизни, ее непомерной тяжестью, особенно для тех, кто слаб, в первую очередь, для женщин.
Наверное, правы те, кто видит подоплеку «неуживчивости» актрисы в ее стремлении отстоять себя; обычно это бывает с людьми не очень в себе уверенными. А на Саввиной-актрисе всегда стояло невидимое клеймо «непрофессионала», человека со стороны. Нет, не заканчивала она театральных учреждений. Пришла на сцену и на экран «из самодеятельности».
Окончила факультет журналистики Московского университета. В годы учебы прошла через знаменитый Студенческий театр МГУ, участвовала в прогремевшем на всю Москву спектакле по пьесе Когоута «Такая любовь», поставленном талантливейшим Роланом Быковым.
Тут-то ее и увидел Баталов – и привел на съемочную площадку режиссера Иосифа Хейфица, искавшего актрису на «Даму с собачкой». «Такая любовь», возможно, спровоцировала супружество двух ее участников – Ии Саввиной и ее партнера, Всеволода Шестакова.
Шестаков впоследствии от театра отошел, стал геофизиком, сделал научную карьеру. Его жена, в отличие от него, ушла из журналистики, чтобы стать актрисой. И стала. Большой актрисой.
Одновременно с Саввиной и Шестаковым в спектакле «Такая любовь» Студенческого театра МГУ участвовала еще одна студентка, ставшая большой актрисой, – Алла Демидова. Ее актерский путь в чем-то напоминает путь Саввиной – родилась в одном с нею 1936 году, воспитывалась матерью, окончила экономический факультет МГУ...
Удивительно, но я ни разу не слышала, чтобы их сравнивали – Ию Саввину и Аллу Демидову. Очень уж разные...
Демидова-таки получила актерское образование – окончила Щукинское училище.
Большая часть творческой жизни актрисы прошла в стенах Театра на Таганке под крылом Юрия Любимова. Выскажу здесь крамольную мысль: мне всегда казалось, что Демидова не совсем своя на Таганке, что ее влечет психологический театр, которому противопаказана плакатная «таганская» эстетика.
Это вполне обнажилось, когда в театр пришел Анатолий Эфрос, поставивший «Вишневый сад» с Аллой Демидовой-Раневской. И однако, как кажется, что-то от Таганки Демидова взяла - некоторую преувеличенность, можно даже сказать, гротескность интонации, жеста, облика...
Вспомнила, что обе актрисы снимались в одном хорошем фильме по сценарию Дунского и Фрида (режиссер Евгений Карелов) «Служили два товарища». Саввина снялась в нем в паре с Владимиром Высоцким, он сыграл белого офицера, она медсестру.
Демидовой досталась роль женщины-комиссара в противоположном – красном – лагере. Медсестра Саша у Саввиной получилась нежной и женственной, комиссарша Демидовой была сыграна на нерве, на грани истерики. До сих пор стоит в ушах ее крик: «Ты пытал меня в комендатуре», обращенный к одному из простодушных героев фильма и явно к нему не относящийся.
Но и героиня Саввиной запомнилась в «контрапункте» с белогвардейцем Высоцкого, настоящим рыцарем, красивым, мужественным и бесстрашным – именно таким, какой нужен милой и слабой женщине, так естественно сыгранной актрисой.
Одна деталь, о которой я не знала. Из фильма вырезали самую важную, по словам Саввиной, сцену – любовную. По-видимому, недалекие цензоры сочли неуместной «постельную» сцену в картине о революции.
Саввина говорит, что после «обрезания» картины вообще перестала смотреть кино. А мне вспомнилось, что советские цензоры таким же образом обкорнали картину Файта «Мальчик и девочка», - вырезав из нее поэтичнейшую сцену любви двух юных героев. К счастью, этот кадр сохранился и сегодня фильм можно смотреть в восстановленном виде. Что до любовной сцены в картине «Служили два товарища» - она была уничтожена. Большая потеря для киноискусства и для нас, зрителей! И снова задумываюсь.
Дама с собачкой, медсестра Саша – нежные, тихие... Сама же Ия Саввина, как представляется, - человек железной породы, не гнется и не ломится. Недаром так легко от этих ролей она перешла к женщине из народа - Асе Клячиной, "которая любила, да не вышла замуж" (режиссер Андрей Кончаловский), к Асе, не потерявшей себя в жизненных невзгодах.
Поговаривают, что между Саввиной и Высоцким был роман... Возможно. Актриса хранила свои тайны при себе, не выставляя их на показ. Еще об одной семейной тайне Ии Саввиной я узнала совсем недавно.
Оказывается, она всю жизнь – всю жизнь! - воспитывала сына-дауна, родившегося от брака с Всеволодом Шестаковым. Не отказалась от ребенка, что ей предлагали сделать, не оставила в детском учреждении... растила, учила и любила...
Учила играть на фортепиано, учила языкам. Сережа получил высшее образование, дожил до таких лет, какие и не снились тем, кто отмечен тою же болезнью. Такого не бывает! Бывает, когда мама больного ребенка Ия Саввина.
Удивительная актриса и удивительная женщина!
А в конце несколько слов о фильме «Театральная летопись. Ия Саввина». В нем актриса рассказывает о своих товарищах по театру и кино – с любовью и трогательной грустью. Это и Ролан Быков, и Олег Ефремов, и Плятт, и Фаина Раневская... Минипортреты друзей и коллег, увиденных зорким, приметчивым и любящим взглядом... Взглядом серых глаз.
***
Ия Саввина. Линия жизни