Мне кажется, мы стали свидетелями рождения нового жанра. В программках он может обозначаться как МОНОСПЕКТАКЛЬ, то есть спектакль ОДНОГО актера. На самом же деле, это не совсем так. На равных, совсем не как фоновое сопровождение, в этом действе участвует музыка. В нашем случае, камерный ансамбль Юрия Башмета «Солисты Москвы» и сам маэстро Башмет - бессловесный, но явный участник спектакля.
На этой неделе канал КУЛЬТУРА два дня подряд показывал телеверсии спектаклей «Ван Гог. Письма к брату» и «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. В первом солировал Евгений Миронов, во втором - Константин Хабенский. Оба моноспектакля поставлены для театра, первый идет в «Театре наций», возглавляемом Мироновым, второй – в театре «Современник».
Посмотрев вначале про Ваг Гога и очень впечатлившись, я хотела скорее узнать, кто автор композиции и чья музыка, так удивительно совпадавшая по настроению с тоном писем несчастного художника, в нем звучала.
Не знаю, по какой причине в телеверсии были названы все, вплоть до монтажера и осветителя, кроме этих необходимых имен.
Потом уже, перерыв интернет, я нашла, что спектакль поставила (талантливо, с очень большим вкусом и чувством меры) Марина Брусникина, режиссер МХТ им. Чехова. Она же автор композиции.
Прозвучали произведения:
Шнитке – Башмета (Трио-соната для струнных),
Кузьмы Бодрова «Закат» для струнных,
Бетховена-Малера (Quartetto serioso),
Эдварда Грига. Норвежская народная мелодия для струнных,
Брамса-Бодрова. Анданте для альта и струнных.
Густава Малера. Адажиетто для струнных.
Меня порадовало, что маэстро Башмет не побоялся отдать работу по подбору и обработке музыкальных произведений молодому (всего-то сорок лет), современному и, по всему, очень талантливому композитору Кузьме Бодрову. Справился он с задачей блестяще.
Но сначала о самой композиции и работе Миронова.
Композиция охватывает последнее десятилетие жизни Ван Гога (1853 – 1890), времени его «европейских блужданий», трагически оборвавшегося в 37 лет во французском Овер-сюр-Уазе.
37 лет. Всегда обращаю внимание на эту цифру, это время жизни подлинных гениев. А Ван Гог, без сомнения, к ним принадлежал, к тому же был самородком, самостоятельно овладевшим своим искусством. В одном из писем к брату Тео есть слова: «Я рад, что не учился живописи».
Теодор – младший брат Винсента, родившийся спустя 4 года, всю свою недолгую жизнь посвятил брату - поддерживал его материально и морально, посылал деньги на еду, кисти и краски, женившись и заимев ребенка, делать это не перестал, хотя приходилось отрывать деньги от небогатого семейного бюджета. Тео работал артдилером в компании, продавал картины. После самоубийства Винсента, Тео с помощью Эмиля Бернарда хотел устроить посмертную выставку брата у себя в парижской квартире. Картины уже были развешаны, но выставка не состоялась.
Тео охватило безумие, он попал в психитриаческую лечебницу, где умер через полгода после Винсента, в возрасте 33 лет. В медицинской карте о причинах смерти было сказано: «Наследственность, хронические заболевания, переутомление, печаль». Мне кажется, именно последнее - глубокая печаль - стала основной причиной смерти молодого и вполне устроенного человека. Первоначально Тео был похоронен на родине в Нидерландах, но в 1914 году его прах был перезахоронен рядом с братом на кладбище Овер-сюр-Уаз.
Бесспорно, одной из тем спектакля стала удивительная братская преданность Тео Винсенту.
В жизни Ван Гога Тео был практически единственным человеком, в ком он чувствовал поддержку и понимание. Письма к брату – удивительный документ. Он рассказывает, как из маленького ростка, из слабого неокрепшего зародыша вырастает нечто невиданное по силе, мощи и воздействию на людей.
И этот невероятный по драматизму путь гения - через отрицание академической мертвечины, через осознание своего неумения («Я еще не в состоянии выразить!»), через отчаяние («Боже, почему ты меня оставил!») к новому живописному языку и к победе над Роком («Смерть в жизни художника, – возможно, не самое тяжкое. Смерть служит нам поездом для отправления к звездам») - весь этот путь прочувствован нами благодаря актеру, причисляемого мною к разряду редких талантов. Говорю о Евгении Миронове.
Вот уж действительно, за что ни возьмется этот актер, все обратит в слитки золота. И сделает это без нажима, без завываний и надрыва. Так произнесет несколько фраз, хотя бы таких : «Наступит день – и я пришлю тебе то, что обещал с самого начала. Ты жил в бедности, чтобы меня содержать. Я или верну тебе эти деньги – или умру», - и такое подступит к сердцу... Есть у Евгения Миронова дар вызывать у людей эмоции. Но если некоторые актеры делают это в рамках «роли», находясь "над ней", то Миронов сам эту эмоцию переживает, можно сказать, горюет и плачет вместе со своим героем и с нами, зрителями.
Композиция составлена так – и здесь опять подчеркну мастерство Марины Брусникиной, - что мы можем наблюдать, как в общем-то профан в деле живописи, называющий в письме к брату десятки имен «достойных» современных ему французских художников, у которых можно учиться, в итоге приходит к двум-трем именам, таким как Делакруа и Милле... Это называется «формирование вкуса», а в случае с Милле и обретение собрата, художника, писавшего простых людей и избегавшего «красивостей». Именно то, что делал художник Ван Гог.
И в других искусствах, точно по рецепту Рахметова из «Что делать?» Чернышевского, Ван Гог выбирает только «самобытное», в письмах звучат имена Льва Толстого и Бетховена. Вообще тема «музыки» невероятно близка художнику. Вот Винсент-Миронов рассказывает брату, как плохо к нему относятся окружающие: «Я в их глазах неприятный человек, ничтожество из ничтожеств». Однако «внутри у меня спокойная чистая гармония. И музыка».
В этом месте на фоне одного из «Автопортретов Ван Гога» в оркестре звучит удивительной красоты мелодия, простая и задушевная, если я не ошибаюсь, это «Норвежская народная мелодия для струнных» Эдварда Грига. Редкий случай, когда после музыкального номера внутри спектакля публика разражается аплодисментами.
Вообще вся звучащая в спектакле музыка выше всяких похвал и по выраженной эмоции, и по исполнению. Но три последних фрагмента, включая «мелодию» Грига, - это «Анданте для альта и струнных» Брамса–Бодрова и «Адажиетто для струнных» Густава Малера - поистине вызывают слезы.
Анданте звучит в исполнении Юрия Башмета. Он в белой рубашке, и его альт звучит как человеческий голос, плачущий о судьбе гонимого странника. Мелодия же Малера говорит о той чистой гармонии, которая после всех мытарств и несчастий, ожидает гениального художника в царстве звезд.
Всю последнюю часть спектакля Евгений Миронов читает из-за решетки. Винсента, по требованию сограждан, заперли в сумасшедший дом. У него действительно были «припадки», один из которых привел к известному эпизоду с отрезанным ухом. Винсент помчался за приехавшим к нему Гогеном с бритвой в руке, а вернувшись к себе, отхватил себе ухо по самый корень. На заднике появляется автопортрет художника, в шапке, с трубкой во рту, - и с перевязанным ухом.
Миронов-Ван Гог за решеткой...играет башметовский альт... и звучат слова, которые могли родиться только в душе истинного художника: «А через окно, забранное решеткой, пейзаж... над ним каждое утро поднимается во всей своей славе солнце».
Последние минуты спектакля. Если вся композиция идет на фоне полотен Ван Гога, то божественная мелодия Малера проецируется на ван-гоговскую палитру из чистых сине-желто зеленых тонов, которую ни с чем не спутаешь.
Прекрасный спектакль, за который хочется поблагодарить всех его создателей и участников.
На следующий день на том же канале КУЛЬТУРА нам показали спектакль «Не покидай свою планету» по Сент-Экзюпери, по времени созданный раньше предыдущего, в 2015 году, к Сочинскому фестивалю Юрия Башмета. Автор композиции и режиссер - Виктор Крамер. Тот же Кузьма Бодров автор партитутры, включающей Брамса, Малера, и как я услышала, еще и Чайковского. Наряду с камерным оркестром Башмета и самим маэстро, в спектакле солирует Константин Хабенский. Хабенского не нужно представлять, он бесспорно талантливый и очень востребованный актер.
Но к этому спектаклю, при всей его креативности, у меня есть несколько претензий.
И самая главная - рыхлость композиции. Нельзя, чтобы все действие шло на надрыве, на высоких тонах и кульминациях. Кульминация должна быть одна - по определению. Еще одно: по ходу действия трудно понять, кого играет Хабенский, – Летчика или Маленького принца. Где-то в середине мне показалось, что Маленький принц вообще ушел из спектакля, и я подумала: ну да, это правильно, – ведь главную тему может вести сам Летчик. Поясню, что композиция включает некоторые фрагменты из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей», в частности оттуда взяты сам образ Летчика, эпизод поломки самолета в пустыне и мучительная жажда, которая владеет потерпевшим аварию.
Оттуда же и горы песка на сцене, и обыгрывание этой «песчаной» темы. Да, но ведь есть же еще и Маленький принц, который становится как бы не очень нужным в этой диспозиции. В спектакле огромное количество всяческих эффектов – звуковых, световых, шумовых и прочих. Актер играет на разрыв аорты, привлекая к своей игре и зрителей из зала, что запланировано текстом и прекрасно разыграно.
И есть щемящая тема «приручения»... И звучит удивительной красоты музыка. А впечатления, равного тому, что мы получили от спектакля про Ван Гога, нет. Увы. Впрочем, я высказываю только свое мнение.
Посмотрите эти телеверсии! Они сделаны специально для нас, сидящих дома в жуткую эпоху коронавируса. Отвлекитесь, друзья, от тяжелых мыслей и рассуждений типа: нужно прививаться или нет. Погрузитесь в рассказ о великом и несчастном художнике и в поэтичную сказку о Маленьком принце, насладитесь музыкой и ее великолепным воплощением в лице Юрия Башмета. И будет вам счастье.
***
Свободу Алексею Навальному и всем политзаключенным!
Долой полицейщину и произвол!
---------
Ван Гог. Письма к брату