Комментарий к статьям Марины Тарковской "Андрея догнала война" и Анны Степановой «В Политехе его „крестил” Маяковский».
Марина - большой молодец. Я ее (и ее мужа, чистейшей души человека) очень люблю. Всегда считал благородной, но не скоро понял, что и талантлива. Кое-что о гражданской войне на Украине и истории Елизаветграда рассказал ей я. Кавказскую версию происхождения она отвергает (я понимаю, что Тарковский не мог разочаровать дагестанцев, кинувшихся к "князю Тарковскому, потомку шамхалов", с восторженными объятиями и нес этот крест (полумесяц)). Мое приятельство с Т. началось с первого разговора, а он начал разговор о Дагестане. Я был в общем ещё юношей, но немало успел прочитать и сказал, что там были ведь шамхалы. А.А. тут сказал, что приятно познакомиться с просвещенным человеком.
Дубасов был адмирал. Его Ленин в одной статье предлагал, отступив от большевистской тактики и на время приняв эсеровскую, убить. Тарковскому, который, разумеется, никогда работ Ленина не читал (вопреки стишку: "И счастлив тем, что я не в переводе, А в подлиннике Ленина читал!" - что еще мог бы сказать профессиональный переводчик!) был потрясен, когда я ему об этом рассказал. Прототип Хари из "Соляриса" все же Мария Фальц (незаконная дочь и Фальцфейна и первая любовь Арсения, покончившая самоубийством в роковом ныне городе Славянске). Вообще я считаю, что фильмы сына - продолжение стихов отца, воссоздавшие все жизненные коллизии А.А.
Хикмет в Турции сейчас как величайший поэт обожествлен, несмотря на характер режима. Симонов был любимцем Сталина и лауреатом пяти Сталинский премий - чему удивляться!
Да, дедушкой Назыма был паша, губернатор Йемена. Но отдаленным предком еврей-франкист, бежавшим в Османскую империю, когда его единоверцев-сектантов сурово склоняли к переходу в католичество. Он по своим причинам предпочел ислам.
О жизни Назыма я знаю некоторые удивительные подробности (но это - для мемуаров, е.б.ж.) То, что он старался извиниться перед армянами, мне симпатично, конечно.