Бесспорно величайшего поэта Европы за протекшее тысячелетие. И ведь к тому же невероятно увлекательного. Начавши читать его основное сочинение, оторваться невозможно, и так жаль не сделавших самого первого усилия...
Вновь собираясь в его страну, перебираешь русские стихи, в который создается образ Данте ,или возникают созданным им образы. Или же ассоциации , связанные с инфернальным в отечественной истории... Конечно, стихи Пушкина(и замечания его), Шевырева(изумительное стихотворение "В море купаться, что Данте читать..."!),поэтов-декабристов, А.К. Толстого ("Дракон", столь ужасавший в наивном детстве),Майкова,Аполлона Григорьева,Бальмонта, Вяч. Иванова,Брюсова, Блока,Кузмина, Гумилева, Ахматовой,Пастернака(мимоходом), Мандельштама(и, конечно же, "Разговор о Данте"). Ну, и Заболоцкого,и еще, казалось бы, недавние Межирова...Нет, это только то, что первым пришло в голову - полный список был бы огромен. А проза! Да, ведь поздний (и вершинный) Гоголь - весь "разговор" с Данте. Тут и Герцен. И зайцевский перевод "Комедии" ритмической прозой,увы, необходимый бедным русским людям, не знающим итальянского языка. И восхищенные заметки Ю. К. Олеши...Ну, и так далее, и так далее.Вообще весь русский итальянизм от Батюшкова, Тютчева(потомка генуэзца Туччи), Фета до эпохи Бродского обретает в той восьмивековой глубине исходную точку...
Примечательно, что Мандельштам, гениально назвавший Д. "орудийным мастером поэзии", а не изготовителем образов,протестовал против условных французских портретов сумрачно-востроносого выходца из ада. Предпочитал облик полного сил и даже жизнерадостного молодого человека.Но куда деться от этих картинок! Да ведь и Доре был по-своему гением...
Каждый по своим причинам вдруг попадает в знакомый многим круг определенных настроений. Дерзаю показать собственные стихи.
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ
* * *
Куда ни глянешь, столькое истлело!
Так странно знать – кругом небытиё.
Возлюбленной сияющее тело
Меняется с годами, и - твоё.
И всё равно немыслимо смириться
С исчезновеньем взоров и причуд,
И навсегда утраченные лица
Летят поодаль и не отстают.
Как в дни, когда Овчарней баснословной
Шёл Алигьери в облаке утрат
И власть любви прекрасной и греховной
Была сильней, чем вера в рай и в ад.
2015
НОВЫЙ СВЕТ
Как воскрешенье, Новый Свет внезапен…
Вдохнув заката золотую гарь,
Здесь для себя над морем пел Шаляпин,
С наследником играл последний царь.
Когда пройдешь крутой тропы извивы
И поглядишь на прожитое вниз,
Заметишь вдруг, что дикие оливы
Склоняются над входом в парадиз.
И синева и свет, и пенье птичье
Сулят отдохновенье от забот.
Сейчас из чащи выйдет Беатриче
И за руку куда-то поведёт.
Уже иному удивясь ландшафту,
Забудешь в плеске лавровых ветвей
И многоликость истины и правду,
Единственную в ясности своей.
2015
ПОНТЕ ВЕККИО
Т.Михайловой
Так это утро светозарно,
И, словно распрямив крыла,
Как птица, взмывшая над Арно,
Душа из тела изошла.
Любовь во множестве обличий
Всё вновь бредёт на этот мост,
Где стала встреча с Беатриче
Важней Престолов, Сил и звезд.
А был твой мир так свеж и молод…
Взойдут иные времена.
Ещё украсят этот город,
Но не оглянется она.
И нет на родину возврата,
Той девочки не возвратят,
Хоть к ней, явившейся когда-то,
Прошла дорога через ад.
2018