День памяти Бенвенуто Челлини (1500 - 1571), знаменитого ювелира, медальера, чеканщика, скульптора и так далее и так далее, а сверх того и даже всего важней - величайшего писателя, ибо от его автобиографической книги "Жизнь Бенвенуто Челлини, описанная им самим" невозможно, начав читать, оторваться. И я помню потрясение отрочества от прочтении той главы, в которой изображается изготовление и спасение статуи Персея. Вдруг у Персея потекла его бронзовая нога, и для того, чтобы остановить истечение металла, Бенвенуто всю ночь бросал в расплав груды домашней металлической утвари, всю имеющуюся в доме бронзу, всю медь, всё серебро. Одних тарелок и блюд сотни три. И этот авральный труд - вечный образ искусства, творческого безумства, понятный и стихотворцу(ибо и стихи спасаются! Иногда и одним словом, которое всё же нужно найти из брошенных в расплав многих: тут стоит посмотреть хотя бы черновики Лермонтова). Таково было очень раннее моё впечатление, и отрадно было, спустя многие годы, узнать его в стилистически совершенном эссе И. Бродского, написанном на эту тему. Да, "Созданье тем прекрасней, /Чем взятый матерьял /Бесстрастней - /Стих, мрамор, иль металл". Заметим однако, что, пожалуй, еще упорней своему покорению сопротивляется текучее слово...
Однако следующее ниже стихотворение несколько об ином.
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ
ВО ФЛОРЕНЦИИ
Всё нерушимо, ярко, светозарно,
Воздвигнуто на совесть, навсегда,
И зеленеет, заполняя Арно,
«Декамерона» зыбкая вода.
Гуляют в полдень тени по долине
От облаков, текущих в давность лет.
Ещё чеканит и куёт Челлини,
И вновь отбою от заказов нет.
Звучат чернорубашечников кличи,
И вечны всплески голубиных стай.
Недавно Данте встретил Беатриче,
Но больше нет пути из Ада в Рай.
2018