Непростительным образом прохлопал недавно промелькнувший день памяти Рамзеса Второго, величайшего из фараонов Древнего Египта (эллины именовали его Сезострисом и под этим именем он также вошел в мировую историографию, поэзию и прозу; а в знаменитом сонете Шелли он же подразумевается под другим именем - "Озимандия"). Фараон прославлен многими победами (итог величайшей из которых, битвы при Кадеше, всё же оказался несколько спорен), завоеваниями, ограблением многих покоренных стран, гигантскими постройками, возведением новых городов и храмов, исполинскими изваяниями, удержавшими его грозно-миловидный облик (установленный при раскопках рост Р.II - 190 см. - не чета хилому Тутанхамону). А таже был он известен полезными для державы династическими браками, следствием которых стало трудноисчислимое потомство. По всей видимости, именно его правнучкой была та царевна, которая нашла в нильских тростниках корзинку с младенцем Моисеем (впрочем, по версии Томас Манна мальчик был ее, прельстительной грешницы, собственным сыном от некоего юного иудея. Но сие - художественная литература, всё же лишь изящная словесность).
Самое же удивительное в истории славного царствования - его длительность: 77 лет! Мировой рекорд, но, дай Бог, не окончательный...
Однако же, как сказал царь Соломон: "Всё суета сует и томление духа". В заключение сонет Шелли в переводе Константина Бальмонта (прошу прощения: по ветхой орфографии).
ОЗИМАНДІЯ.
Сонетъ.
Я встрѣтилъ путника; онъ шелъ изъ странъ далекихъ
И мнѣ сказалъ: Вдали, гдѣ вѣчность сторожитъ
Пустыни тишину, среди песковъ глубокихъ
Обломокъ статуи распавшейся лежитъ.
Изъ полустертыхъ чертъ сквозитъ надменный пламень,—
Желанье заставлять весь міръ себѣ служить;
Ваятель опытный вложилъ въ бездушный камень
Тѣ страсти, что могли столѣтья пережить.
И сохранилъ слова обломокъ изваянья:
«Я—Озимандія, я—мощный царь царей!
«Взгляните на мои великія дѣянья,
«Владыки всѣхъ временъ, всѣхъ странъ и всѣхъ морей!»
Кругомъ нѣтъ ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мертвая… И небеса надъ ней…