ИЗ АНТОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕШЕК
Мне случалось высказывать еретическое мнение о том, что нет разницы между хорошими и плохими стихами. Потому, что так называемые "хорошие" стихи - тоже плохие, только умело написанные. Имеют цену лишь, ну, очень сильные стихи, как снаряд, проламывающие незримую стену времени. Стихотворные сборники, сплошь или почти сплошь состоящие из очень сильных стихов, крайне редки. В поэзии русской: "Сумерки" Боратынского, "Вечерние огни" Фета, "Кипарисовый ларец" Анненского, "Александрийские песни" Кузмина (эта часть "Сетей", печатавшаяся и отдельно от остального), "Белая стая" Ахматовой", "Камень" Мандельштама", "Сестра моя, жизнь" Пастернака, "Столбцы" Заболоцкого... Ну, да, список можно дополнить, но все равно он будет короток. Так или иначе, не имеет смысла издавать книгу без двух выдающихся стихотворений. Или хотя бы без одного, которое и средний поэт может выстрадать (хотя, понятно, всю жизнь, возможно, придется дожидаться такой удачи, но надо верить...).За одно сильное простятся, будут приняты с участием все и плохие и хорошие.
Вообще для того, чтобы навсегда запомниться, стихи должны быть или очень сильными, или смехотворно плохими ("Пейте соков натуральных,/ Укрепляйте грудь и плеч..." и т.д. и т.п.).
Но в качестве некоего о р и г и н а л ь н о г о ж а н р а (конечно, не поэзии по существу) существуют иногда и по-своему долговечные стишки, которые можно было бы назвать "потешками". В них тоже выражается дух эпохи... Сегодня, солнечным утром тревожное настроение ночной бессоницы вдруг сменилось необъяснимым весельем. И почему-то возникло настроение привести один образец из довольно многих мне ведомых.
Стишок принадлежит выступавшему под псевдонимом М. Тименс известному в качестве автора многих детских книжек Марку Филипповичу Собельману.
М.ТИМЕНС (1898 - 1944)
В ЗАГРАНИЧНОЙ КОМАНДИРОВКЕ
В далекой солнечной Италии,
На берегу речонки По
Схватил Лукрецию за талию
Позапепипупепапо.
1928
--
Позапепипупепапо - помощник заведующего первым питательным пунктом Петро-Павловского потребительского общества (примечание автора).