Недолго длилась (с 23 августа 1939 по 22 июня 1941) пора нашей взаимно настороженной и столь трагически завершившейся "дружбы" с Третьим Райхом. Тут - для недостаточно осведомленных - простая констатация: кроме пакта о ненападении затем был подписан пакт о дружбе. Я надеюсь, что не погрешил против нового сурового законодательства, закрепившего окончательную истинность утвержденной исторической Истины. Тем более, что я вовсе не касаюсь моральной стороны дела, понимаю вынужденность ситуации послемюнхенскими обстоятельствами, да и вообще не лезу в политику. И даже выделяю в этом беспредельном ужасе один положительный момент: в ту эпоху взаимных дипломатических реверансов у нас было издано немало замечательных немецких книг (превосходных и полиграфически - приятно погладить переплеты). В частности, сочинения Клаузевица и Бисмарка.
Знакомые выпускникам Академии Генштаба труды Клаузевица, великого военного теоретика (при этом глубокого психолога и блестящего писателя) я рекомендовал бы для ознакомления и всем посвятившим себя литературе и искусству. Дело в том, что плоды большого природного ума, выразившегося в какой-то избранной сфере, могут быть "конвертированы" и найти применение в других, пусть отдаленных сферах бытия. Опыт самого хода размышлений бесценен.И я даже считаю, что замысловатая работа писателя, поэта, этих предводителей армии слов, чрезвычайно похожа на труд полководца... В Интернете, плавая, возникает моя давняя статья о влиянии Клаузевица на прозу Толстого (Основное сказано в ней, хотя тема требует разработки - е.б.ж.).
Кое-что о Бисмарке. Он был невероятно прозорлив. В одной брезгливой записи, сделанной после отставки, он сетует на "молодых людей", которые его прогнали со службы (понятно, ему не хотелось называть имя кайзера Вильгельма Второго, которым мир восхищался, но которого Толстой совершенно справедливо - к изумлению заезжего интервьюера - назвал "дураком"). И вот пишет Отто фон Бисмарк,герцог Лауэнбургский: " И теперь вместо того, чтобы мирно нам развиваться, они, конечно, пойдут прямо на Россию. В результате через полвека после этого моя Германия будет разделена на две части - одна под контролем Запада, другая под контролем Востока". Да... И случилось, как случилось (присказка Шахерезады). В частности, был отцами и дедами нашими переплавлен находившийся на территории бывшей Восточной Пруссии грандиозный бронзовый памятник творцу единой Германии. Как-то даже жаль - художественная всё-таки ценность была. Но ведь что эта потеря на фоне гигантских, доселе не поддающихся учету человеческих потерь в мировых войнах; впрочем, это - одна война. Не говоря о художественных утратах, тоже ведь болезненных! А ведь он своим немцам заповедал, во-первых, никогда не воевать на два фронта, а,во-вторых, никогда не воевать с Россией... И третье - вообще не воевать без крайней необходимости!
Удивительное было времечко ночных звонков и бессонниц."В промежутках между войнами/ Трудно людям быть спокойными". Однажды молодому Льву Копелеву позвонили из сталинского секретариата и сообщили, что тов. Сталину очень понравилась его, Копелева, статья о Ницше, опубликованная в философском журнале. И что тов. Сталин готов выделить час своего времени для того, чтобы прослушать его лекцию о Макиавелли. Копелев пришел в ужас: "Я ведь германист, а не итальянист!" На что ему сухо ответили, что тов. Сталина интересует именно германская трактовка наследия гениального итальянца... И часовая лекция, конечно, состоялась.
И, понятно, что, как теперь говорится, "не бином Ньютона" - вычисление, для чего всё это тов. Сталину понадобилось. Ведь оба вождя - ученики Макиавелли, оба - "государи". И возникает (похоже, что и у того и у другого) простой вопрос: "Будет ли верен доктрине учителя? Нападет, или не нападет?"
Однако, возвращаюсь к умнице Бисмарку. Захотелось из сборника его основных афоризмов (все блистательные!) выписать несколько относящихся лишь к войне. Они сохранили актуальность. Увы, они даже злободневны!.. А первый свидетельствует о том, что "железный канцлер" уж не настолько был железен, чтобы не испытывать простых человеческих чувств.
--
Всякий кто хоть раз заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает,прежде, чем начать войну.
--
Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов.
--
На войне всё опасно.
--
Раненые как бы уравниваются между собой.
--
Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель.
--
Формула осады: голод + бомбежка = победа!
--
Ах, как все вздорожало во время войны!
--
Генералы во все времена любят поболтать с таким важным видом, будто они что-то понимают.
--
Сначала надо навести порядок в своем доме, а уж потом думать о расширении дома.
----
Что касается фотографии. Не тот ли это снимок, о котором В.В. Розанов писал, что здесь Бисмарк "в фокусе" ? На вершине свершений. Дело сделал неимоверное, великое. А все же на протяжении столетия никому счастья объединение Германии не принесло. Но есть свершения необратимые.