День рождения Анжелло СЕККИ. Судьба этого итальянца, на мой взгляд, имеет некоторое отношение к русской поэзии, поскольку в ней существует одно из наиболее волнующих стихотворений Арсения Тарковского( увлечённого астронома)..
Но сначала энциклопедическая справка:
СЕККИ, ПЬЕТРО АНДЖЕЛО (Secchi, Pietro Angelo) (1818–1878), итальянский астроном. Родился 29 июня 1818 в городе Реджо-нель-Эмилия, герцогство Модена (ныне область Эмилия-Романья) на севере Италии. В 1833 вступил в орден иезуитов, получил образование в Римском иезуитском колледже. С 1839 преподавал физику и математику в иезуитском колледже в Лоретто, а в 1844 вернулся в Рим, где занимался теологией и преподавал в Римском колледже. Когда в 1848 иезуиты были изгнаны из Рима, Секки непродолжительное время преподавал в Стоунхерст-колледже в Клитеро (графство Ланкашир, Англия), затем в Джорджтаунском университете в Вашингтоне (США). Приобретя репутацию известного астронома, в 1849 получил разрешение вернуться в Рим, где занял пост профессора астрономии и директора обсерватории Римского иезуитского колледжа. Под его руководством была построена новая обсерватория, в которой он проводил исследования по звездной спектроскопии, метеорологии, геодезии и земному магнетизму. В 1863–1868 Секки визуально изучил спектры около 4000 звезд и первым выдвинул идею классификации звездных спектров, разделив их на пять основных типов в порядке убывания температуры поверхности звезды. Эта классификация оставалась общепризнанной до введения в начале 20 в. более детальной Гарвардской классификации, выведенной на основе фотографических спектрограмм. Секки выделил также некоторые пекулярные спектры, не укладывавшиеся в обычную классификацию (звезды с эмиссионными линиями и новые звезды). Первым после Фраунгофера успешно использовал объективную призму.
Многие годы Секки изучал поверхность Солнца (пятна, гранулы, протуберанцы), разработал теорию его строения, основанную на представлении о газе, находящемся в состоянии сильного сжатия. Доказал, что протуберанцы, наблюдаемые во время полного солнечного затмения, принадлежат самому Солнцу. Секки открыл многие особенности поведения протуберанцев и подобных им более мелких газовых выбросов, названных позже спикулами. Свои взгляды на природу Солнца изложил в труде Солнце (т. 1–2, 1870), который получил широкую известность. В 1860 впервые сфотографировал солнечную корону. Одновременно с британским ученым У.Хиггинсом Секки выполнил первые спектральные наблюдения планет, отметил присутствие в красном участке спектра Юпитера полосы поглощения, впоследствии отождествленной с метаном. В ранний период занятий астрономией Секки наблюдал планеты (делал зарисовки Марса), туманности, двойные звезды. В 1859 заметил две темные линии на Марсе и дал им название canali (проливы), принятое потом Дж.В. Скиапарелли. С помощью спектроскопа Секки установил различие между двумя типами туманностей: одни из них оказались звездными системами, другие – газовыми облаками. Заинтересовавшись черными пустотами в Млечном Пути, которые Гершель считал «провалами в небесах», Секки настаивал на том, что это гигантские облака темных газов, проецирующиеся на светлый фон далеких звезд. В течение полустолетия астрономы склонны были разделять взгляды Гершеля и находили гипотезу Секки «маловероятной»; впоследствии его гипотеза полностью подтвердилась. С 1857 Секки – член Парижской Академии наук, с 1877 иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Среди астрономов Секки получил неофициальный титул «отца астрофизики». Его имя занесено на карту Луны и Марса. Умер Секки в Риме 26 февраля 1878.
Арсений ТАРКОВСКИЙ
АНЖЕЛО СЕККИ
– Прости, мой дорогой
мерцовский экваториал!
Слова Секки
Здесь, в Риме, после долгого изгнанья,
Седой, полуслепой, полуживой,
Один среди небесного сиянья,
Стоит он с непокрытой головой.
Дыханье Рима – как сухие травы.
Привет тебе, последняя ступень!
Судьба лукава, и цари не правы,
А все–таки настал и этот день.
От мерцовского экваториала
Он старых рук не в силах оторвать;
Урания не станет, как бывало,
В пустынной этой башне пировать.
Глотая горький воздух, гладит Секки
Давным–давно не чищенную медь.
– Прекрасный друг, расстанемся навеки,
Дай мне теперь спокойно умереть.
Он сходит по ступеням обветшалым
К небытию, во прах, на Страшный суд,
И ласточки над экваториалом,
Как вестницы забвения, снуют.
Еще ребенком я оплакал эту
Высокую, мне родственную тень,
Чтоб, вслед за ней пройдя по белу свету,
Благословить последнюю ступень.