Праздничный день для целого ряда исторических городов: Лепель (дивное название, в нем чудится нечто лелемое и лилейно-льняное, капель оттепели, божественный лепет славянской речи; город воспет видными польскими и белорусскими поэтами), Сумы (очевидно, родина "суржика", "Слободская Украина", гимназическая юность Давида Бурлюка), Бердск (оборонительный от кочевников острог и отечественная электробритва), Старый Оскол (скифы-сколоты и воинская слава в дни Курской битвы), Енакиево (шахты и терриконы, редкий штакетник, ограждающий дворы; мерещится ведомое предателем угрюмое гестапо, пришедшее за героями "Молодой гвардии") ), Электросталь (само собою разумеется,выплавка "горячей" стали и великий бильярдист Леша Электростальский, последний, кто ведал тайну "винта", тайну слабого прикосновения кия к шару, чуть заметного толчка, производящего революцию на поле зеленого сукна; это знание дорого обходилось - пришлось тренировать начальство в зонах), Сызрань (страница из ранних лет А.Н. Толстого. Название, конечно, от тюркского "овражная река", но на меня от него веет ранним пробуждением, бодрым утренним ветром, влетающим в вагонное окно... Сам бывал лишь проездом, но влажную свежесть запомнил).
Ну зачем усталому мозгу более чем пожилого поэта столько сведений и в общем-то мелочей? Но из них состоит жизнь. Так велит "всесильный бог деталей"!
Остановлюсь на городе КОЛПИНО, слившимся ныне с Петербургом(однако есть свой герб). Не миновать эту станцию, следуя в северную имперскую столицу из царствующей Москвы. Поглядывая на очертания Ижорского завода, некогда самого большого в Российской империи, думаю о том, что мастером и на нем побывал мой дед Тимофей Иванович, раненный на Дворцовой площади в день "Кровавого воскресенья". Колпину 299 лет, это - оборонявший Ленинград "город воинской славы". Шли ожесточенный бои, в который участвовал А.П. Межиров. Будущий замечательный поэт. Но думаю, уже и тогда поэт.
Александр МЕЖИРОВ (1923 - 1909)
***
Мы под Колпином скопом стоим,
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.
Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет.
Мы недаром присягу давали.
За собою мосты подрывали,-
Из окопов никто не уйдет.
Недолет. Перелет. Недолет.
Мы под Колпиным скопом лежим
И дрожим, прокопченные дымом.
Надо все-таки бить по чужим,
А она - по своим, по родимым.
Нас комбаты утешить хотят,
Нас, десантников, армия любит...
По своим артиллерия лупит,-
Лес не рубят, а щепки летят.
1956