День рождения Алексея Степановича ХОМЯКОВА (1804 - 1860), основоположника славянофильства, религиозного мыслителя и поэта.
Мой выбор стихов сегодня произволен, как-то по наитию - что первым делом вспомнилось: от шуточного до в высшей степени серьезного. Хоть следом вспомнилось еще разное. И куда более известное...
К сему концовка моей статьи, написанной для антологии в качестве вступительного слова к подборке А.Х.
--
...Современников волновали возвышенный библеизм Х., повелительная торжественность его стиха. Были оригинальны некоторые приемы хомяковской поэтики (частота однокоренных слов, обилие синонимов, своеобразие строфики, применение дольников). Все это — и неотменяемая страница в истории русской поэзии, и серьезная веха в развитии русского стихосложения. Предвидение мировых катаклизмов («Гул растет, как в спящем море Перед бурей роковой; Вскоре, вскоре в бранном споре Закипит весь мир земной…») роднит Х. с Владимиром Соловьевым и Блоком. Правда, в советское время Х. был почти забыт. Высокое о нем мнение, высказанное Ильей Сельвинским, — исключение неожиданное (хоть, впрочем, и неслучайное, если вспомнить патетические обращения к России, принадлежащие перу поэта-конструктивиста). Хомяковское «Широка, необозрима, Чудной радости полна, Из ворот Ерусалима Шла народная волна» пародировал Мандельштам в известных стихах 1932 г. «Дайте Тютчеву стрекóзу…» Передразнивание это было беззлобным, и здесь существенно присутствие нашего поэта в ряду классиков, рядом с Тютчевым, Веневитиновым, Баратынским, Фетом, Лермонтовым: «А еще богохранима На гвоздях висит всегда У ворот Ерусалима Хомякова борода». Но и в более серьезных мандельштамовских стихах «… Над стеной Ерусалима Солнце черное взошло», определенно возникает, перекличка с Х. Отзвук таких стихов Х. как «Подвиг есть и в сраженьи…» угадывается в поздней лирике Пастернака.
Конечно, говоря объективно, Х. не является великим поэтом. Справедливо писал о нем Н.А.Бердяев: «Хомяков не был гением, но в природе его была необыкновенная даровитость, приближающаяся к гениальности. Свою необыкновенную даровитость он не выразил ни в каком совершенном творении». Все же количество стихов Х. в нашей антологии весьма значительно. Ведь каждое из них в свое время прозвучало как манифест Молодой России и остается памятником отечественной общественной мысли. Огромно их воздействие и на славянские литературы, на поэзию болгар, сербов, чехов, словаков. Имя Х. стало одним из святых имен русской культуры, живым ее символом для славян.
АЛЕКСЕЙ ХОМЯКОВ
К***
Не горюй по летним розам;
Верь мне, чуден божий свет!
Зимним вьюгам да морозам
Рады заяц да поэт.
Для меня в беспечной лени,
Как часы ночного сна,
Протекли без вдохновенья
Осень, лето и весна.
Но лишь гулкие метели
В снежном поле заревут
И в пушистые постели
Зайцы робкие уйдут,
Песен дева молодая
В буре мне привет пришлет,
И, привету отвечая,
Что-то в сердце запоет.
[1832]
ДАВИД
Певец-пастух на подвиг ратный
Не брал ни тяжкого меча,
Ни шлема, ни брони булатной,
Ни лат с Саулова плеча;
Но, духом Божьим осененный,
Он в поле брал кремень простой —
И падал враг иноплеменный,
Сверкая и гремя броней.
И ты — когда на битву с ложью
Восстанет правда дум святых —
Не налагай на правду Божью
Гнилую тягость лат земных.
Доспех Саула ей окова,
Саулов тягостен шелом:
Ее оружье — Божье слово,
А Божье слово — Божий гром!
1844
* * *
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, —
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
Начало 1859