99 лет назад американские женщины были наделены равными с мужчинами правами. Факт, вызывающий гордость, хотя временами скребешь затылок - а может не надо было принимать эту XIX-ю поправку к Конституции? Не было бы сейчас кошмара харассментов. Не было бы движения "Me too", женщин-боксеров, рестлеров, штангистов, адмиральш и четырехзвездных генеральш, непонятно за какие подвиги. Не было бы Хиллари Клинтон, "лисы Алисы" Пелоси, спикерши Конгресса, напару с неразлучным "котом Базилио" Шумером. Не было бы и "банды четырех" конгрессвумен - "безродных космополиток".
И даже министра транспорта США Элейн Чао, героини этой публикации. Что роднит Чао с Окасио-Кортес, Прессли, Тлаиб и особенно Омар, все они, как бы корректней сказать, не совсем чистопородные американки. Латинос, арабка, африканка, а Чао так совсем китаянка, что не совсем модно в современной Америке. Временами, даже подозрительно. Что «разнит» этих женщин: шебутная четверка постоянно лезет на рожон, задирая исполнительную власть, Чао живет с ней душа в душу. Более того, не последний человек в этой власти. И еще одно важное отличие. В то время как эпатажные законодательницы с бюстами наперевес и знаменами социалистических свобод карабкаются на баррикады, застегнутая на все пуговицы Чао скромно стоит за спиной Босса при подписании очередного исторического документа и не лезет в телекамеры. Она не политик, она кадровый чиновник.
Дважды министр США. При Буше-младшем - министр труда, при Трампе - министр транспорта. Безусловно, для натурализованной американки блестящая карьера. Естественный вопрос: за какие-такие заслуги? Для начала отмотаем пленку времени.
Элейн (Лан) родилась на Тайване в семье успешного бизнесмена Си-Чен (Джеймса) Чао. Отцу не хватало на острове простора для делового размаха, и он эмигрировал в США вместе с женой и дочерьми. Элейн в то время было восемь лет. В 19 она становится гражданкой США. Прилежная девушка учится в двух колледжах и двух университетах - Колумбийском и Гарварде. В итоге получает степень бакалавра искусств и магистра по бизнесу. Искусство не пригодилось, зато в бизнесе все складывалось удачно. Чао работает на хороших должностях в Citicorp и Bank of America. Важную роль в жизни сыграла стажировка в Белом доме при президенте Рональде Рейгане, открыв ей двери в коридоры власти. Впоследствии Чао занимала ряд руководящих постов в крупных международных организациях. Но не складывалась личная жизнь, наконец, в сорок лет Элейн выходит замуж за сенатора от Кентукки Митча Макконнелла, разведенца с тремя детьми. Общих детей супруги не завели, о чем Элейн до сих пор открыто сожалеет. О личных чувствах история умалчивает, зато очевидно: под покровительством Амура счастливо встретились власть и деньги. Власть мужа и деньги жены.
Китайский тесть становится одним из главных финансовых спонсоров политической карьеры американского зятя. Джеймс Чао регулярно делает щедрые взносы в фонд Кентуккийского отделения Республиканской партии и на предвыборные кампании супруга дочери. Не забывая о личных подарках. В связи со смертью матери Макконнелла, тесть делает зятю "утешительный презент" - пять миллионов долларов. Митч Макконнелл один из самых влиятельных политиков страны, многолетний й лидер республиканцев в Сенате США. И тоже не остается в долгу перед своей азиатской родней. Ни для кого не секрет, если бы не положение мужа, Элейн Чао, несмотря на красивые китайские глазки, никогда не видать министерских постов в Белом доме. Более того, при президенте Буше-младшем Чао устанавливает два "рекорда" - становится первой в истории азиаткой-министром США и единственным членом кабинета Буша, отработавшим вместе с ним "от звонка до звонка" полные восемь лет.
При демократе Обаме у Чао вынужденный перерыв, с приходом республиканца Трампа Чао снова востребована - президент выдвигает ее на пост министра транспорта. Но при прохождении ее кандидатуры в Конгрессе возник вопрос о конфликте ее будущей государственной должности и личных бизнес-интересов. За период чиновничьего простоя при Обаме Чао активно занялась частным бизнесом. Экс-министра, и что еще важнее, супругу влиятельного Митча Макконнелла, охотно включили в советы директоров несколько крупных банков и промышленных компаний. Естественно, не за так, а с круглыми суммами ежегодных бонусов и пакетами биржевых акций с общим доходом "за непосильные труды" от одного до пяти миллионов долларов в год. Самой прибыльной для Чао оказалась алабамская Vulcan Materials, "золотая песочница", крупнейшая в стране компания по добыче и производству дорожных строительных материалов - песка, гравия, асфальта, бетона.
В принципе, американское законодательство не запрещает чиновникам заниматься частным бизнесом, но при одном условии - если интересы бизнеса и государственного служащего не будут пересекаться. В случае с Чао такая зависимость явно просматривалась. Министерство транспорта США - главный "кормилец" Vulcan'a, и как быть, если контракты с этой компанией будет визировать министр, одновременно член совета директоров "Вулкана" и держатель ее биржевых акций? В феврале 2017 года Чао торжественно заверила Конгресс: она выходит из совета директоров и продает пакет акций "Вулкана". В мае 2019 года Wall Street Journal решила проверить, как министр транспорта США выполняет свои обещания перед Конгрессом. Результаты оказались интересными.
Уже будучи в кресле министра, Чао получает от "Вулкана" полумиллионный бонус за прежние результаты работы в компании. Из акций "Вулкана", общей стоимостью тоже в полмиллиона, министр продала лишь десятую часть. До остальных пока не дошли руки, и на "забытые" акции продолжают капать дивиденды. При нехилой зарплате министра в 210.000 долларов и почти такой же зарплате мужа. И - на "карманные расходы" - в активах Чао еще акции асфальтовой компании DOT на сорок тысяч долларов.
И это не все. В этом году министерство транспорта США выделяет специальный грант на улучшение дорог в кентуккийском графстве Бун на 78 млн. долларов. Почему бы и нет? Если не обращать внимания на то, что в 2020-м году Митч Макконнелл будет баллотироваться от округа Бун на следующую каденцию в Сенат США. Которую по счету, он сам, наверное, не помнит. В 77 лет можно было бы уйти на заслуженный отдых, но все относительно. По сравнению с некоторыми законодателями Макконнел еще мальчишка. Он один из самых непопулярных политиков в Конгрессе, но тефлоновый сенатор и не в таких ситуациях всегда оказывался на коне. Работы непочатый край, пахать и пахать, двух жизней не хватит.
Кроме внутренних двусмысленностей, у нашего министра есть еще международные недомолвки. Частная компания ее отца и сестры Анджелы Foremost Group построена на морских перевозках. Клиент номер один - КНР. В то время как Трамп душит на корню китайские бизнесы в Америке, Foremost цветет и пахнет - 33 контейнерных судов семьи Чао круглогодично бороздят моря и океаны. Бизнес папаши Джеймса формально американский с главным офисом в Нью-Йорке, фактически вся инфраструктура и финансы находятся в Китае. Что не помешало в прошлом году Джеймсу и Анджеле Чао претендовать на налоговые льготы министерства торговли США для американских морских перевозчиков. Членство в совете директоров китайской государственной судостроительной компании и в Bank of China отца и дочери Чао не в счет, подумаешь, мелочи.
Резюмируя расследование, Wall Street Journal не предъявляет ни Чао, ни ее семье, ни Макконнеллу никаких обвинений, все в рамках закона, но задается сакраментальным вопросом насчет этики высших государственных лиц? И не менее безнадежным вопросом, сколько нужно этим лицам денег, чтобы не путать казну с личным бюджетом? Чао мало ее 55 кровных миллионов, совместно с мужем, находясь фактически на гособеспечении? Те же вопросы газета адресует коллегам-"единомышленникам" Чао из администрации Трампа, нынешним и ушедшим. Скотту Пруитту, Уилбору Россу, Райану Зинке, Тому Прайсу, Майклу Флинну, Мику Малвени, Бетси де Вос, Стивену Мнучину.
How much is enough? Как много вам нужно?
Вопросы без ответа.
И в заключение вернусь к шутливому началу статьи. Уверяю, никакой я не женоненавистник. Равенство мужчин и женщин, пожалуй, одно из величайших достижений демократии. Но это не значит, что наши дамы всегда и во всем правы. Например, воинственные "амазонки" из Конгресса США. На месте Трампа (увы, не в его воле) я бы не стал отправлять этих пассионарий на исторические родины насовсем. А, скажем, на годичную стажировку. Вернутся живыми и с прочищенными мозгами, честь им и хвала. Не вернутся, так тому и быть.
Комментарии
Привет от Домостроя
Уважаемая г-жа Соловьева, я ничего не имею против Хиллари Клинтон, как женщины. Умна, образована, хороший оратор. В чем однажды убедился на встрече с нею в моем городе во время ее президентской кампании. Но не будь она женой Билла Клинтона, то была известна лишь как неплохой адвокат, не более. Она была совершенно бесполезным сенатором и на посту государственного секретаря провалила все что можно. Достаточно вспомнить историю с убийством посла США в Ливии.
Что касается перечисления достойных, великих и выдающихся женщин, кто бы спорил. Я тоже не буду. Вообще автору не принято цитировать себя, но вынужден это сделать. "Равенство мужчин и женщин, пожалуй, одно из ВЕЛИЧАЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ демократии".По-вашему, это Домострой?
По поводу тона статьи - остается сожалеть, что не у всех в порядке с чувством юмора. Тут уж ничем не помочь. Либо оно есть, либо нет.
Не принимайте всерьёз
Уважаемый Виктор, не принимайте близко к сердцу ворчание питерской девочки Оли. Многим оттуда наша американская действительность видится в искажённых цветах. Политический дальтонизм вполне понятен. Что уж говорить при живущих в России, если даже такой умный, казалось бы, обозреватель, как Юрий Фельштинский или Гарри Каспаров не видят дальше собственного носа. Политическая близорукость и дальтонизм, к сожалению, штука распространённая, а потому не сетуйте на наивную жительницу далёкого Питера. А Вам, Оля, совет — не пишите комментариев на темы, в которых Вы, к сожалению, не слишком изощрены. Виктор Родионов — умный, честный и опытный человек. Посмотрите его многие публикации и согласитесь, что не стоит кидать в него камни...
Присоединяюсь к комментарию Д
Присоединяюсь к комментарию Д. Оверта. Ольга Соловьева не впервой показывать свою ограниченность, но в "Чайке" она ведущий автор.
Пятой будешь?
Американские конгрессвумен Окасио-Кортес, Прессли, Тлаиб и Омар российской "большой учёной", кандидату "всех наук" Ольге Соловьевой -"Пятой будешь?".
Д.Оверту и Борису Коллендеру отдельное спасибо.
Не принимайте всерьёз
Уважаемая Ольга, не принимайте близко с сердцу брюзжание трех старомодных бывших джентельменов с которыми не смеет согласиться, о ужас, женщина у которой есть своя точка зрения. С Вашими замечаниями можно соглашаться или не соглашаться, но если нет умения спорить, то разговор, как видите, быстро скатывается на личности. Не обращайте внимания, продолжайте писать, Ваши материалы о питерских театрах всегда интересны!
Добавить комментарий