В нью-йоркской Музее еврейского наследия прошёл очень необычный просмотр нового художественного кинофильма "Вызов" (Defiance). Режиссёр — обладатель "Оскара" Эдвард Цвик. В главных ролях — Дэниэл Крейг и Лиев Шрайбер. А необычность просмотра состояла в том, что в зале находились участники показанных в фильме событий.
1941-й год. Западная Белоруссия. Нацисты с помощью местных полицаев убивают евреев. Братья Бельские скрываются в лесу. К ним присоединяются другие. Так возникает еврейский партизанский отряд Бельских.
В музей на просмотр пришли семьи героев фильма и ветераны еврейского партизанского движения. От них я узнал, что возглавившие отряд братья Тувия и Зюс Бельские выжили. Сразу после войны они перебрались сначала в Румынию, а оттуда в Палестину. Потом, в 1956 году, в Америку. Жили в Бруклине, в районе Мидвуд. Как другие эмигранты учили английский, тяжело работали, чтобы обеспечить семью. Тувия стал водителем грузовиков. Умер в 1987 году. Его похоронили на Лонг-Айленде. А позднее прах отвезли в Израиль и похоронили второй раз, но уже со всеми почестями. Его брат Зюс сумел в Америке заработать немного денег и купил бензоколонку на улице Кент под Вильямсбургским мостом в Бруклине. Потом купил медальон на такси и сдавал его в аренду. Он умер в 1995-м году.
Профессор-социолог Коннектикутского университета Нехама Тес выпустила книгу под названием "Вызов: партизаны Бельские". Но даже после этой книги не появились мемориальные таблички на домах, где Бельские жили в Бруклине. Только в маленьком парке памяти Холокоста в районе Шипсхед Бей есть камень в память о Тувии Бельском. Об этом камне даже семья Тувии долго не знала. Но память о братьях хранят те, кого они спасли, а также дети и внуки спасённых.
Сын Тувии Бельского 48-летний Майкл Бельский, рассказывает:
— Я побывал в Беларуси в прошлом году. Ездил в Новогрудек, в Лиду, в Минск, в Молодечно. Но первым делом, конечно, в Станкевичи. Мы поехали туда, чтобы посмотреть, откуда родом наша семья. У родителей отца было там своё хозяйство с мельницей. И 12 детей... Мы пересекли почти всю Беларусь.
— Встретили вы кого-то из родственников или из тех, кто помнит ваших родителей?
— Да, мы встретили одного человека, жившего по соседству с семьёй моего отца. Он последний в Станкевичах, кто помнил братьев Бельских. Ему 82 года. Он мальчишкой играл с моим отцом и с братьями отца. Он показал нам, где стоял дом Бельских, где была мельница, и рассказал в деталях, что произошло в этом местечке. А потом, в Новогрудке, нам показали место, где были убиты 4 тысячи евреев, и среди них — родители моего отца, многие из его братьев и сестёр, жена и дочь дяди Зюса.
— Разумеется, вы гордитесь своим отцом. Но не считаете ли вы, что слава и признание его заслуг пришли к нему слишком поздно? Хорошо бы цветы приносить живым...
— Меня не огорчает, что слава запоздала, потому что я с детства знал историю отца и всей семьи. Мне не важно, знает ли мир, каким был мой отец, мне важнее, чтобы о нём знали мои дети и рассказали об этом своим детям... Я хочу, чтобы мои дети и внуки знали, что евреи не шли на смерть как овцы, что они сопротивлялись и выжили, и что семьи возродились, и род продолжается. Сегодня живут 15 тысяч потомков партизан из отряда Бельских.
Ещё один свидетель и участник событий:
— Я бывал в отраде Бельского, но я не из его отряда. Я был как бы над Бельским. Меня зовут Семён Лапидус. Я был командиром партизанского отряда, который входил в состав бригады имени Чкалова. До войны я учился в Суворовском училище в Бобруйске...
Энн Монка живёт в Нью-Джерси:
— Я была самой младшей в отряде Бельского. Мне было 13. Я пела, танцевала и развлекала наших партизан, когда они отдыхали. А этот суворовец — Семён Лапидус — был иногда моим партнёром по танцам. Я не стреляла: мне не давали оружие. Считали ребёнком. Там было много детей.
— А какие песни вы пели тогда партизанам?
— На идиш, конечно. А на русском — "Катюшу..."
И тут же спела, да так задорно, как будто ей всё ещё 13...
— А меня зовут Лея Фридберг. Я прилетела на эту встречу из Флориды. Моего мужа звали Пейсах Фридберг. В августе 42-го он одним из первых убежал из новогрудского гетто в отряд Бельских. Тогда вместе с ним в отряде было всего 17 человек. А потом он вернулся в гетто и вывел оттуда целую группу, в которой была и я, 15-летняя. С нами в отряде стало 29 человек. Потом отряд стал расти, и когда там оказалось 1200 человек, отряд стали называть бригадой. Бригадой Бельских...
Энн Монка:
— Моя землянка была как раз через дорогу от землянки Леи Фридберг. Мы строили эти землянки собственными руками. Рубили деревья, рыли землю, делали крышу.
Лея:
— Но это было не самое страшное. Хуже, когда над нами появлялись немецкие самолёты и сбрасывали на нас бомбы.
Энн:
— Но никто их не боялся. Желание выжить назло нацистам было так велико, что мы готовы были выдержать, что угодно. И мы выжили благодаря братьям Бельским. Выжили и смогли добраться до свободной Америки, растить здесь детей. И сегодня, наверно, один из самых важных дней в нашей жизни, потому что братья Бельские, наконец, признаны как еврейские герои. Лучше поздно, чем никогда. Это произошло при нашей жизни, когда мы можем подтвердить, что всё это было. Я счастлива, что с появлением фильма весь мир станет свидетелем героизма евреев, и увидит, что евреи не овцы, послушно идущие на бойню, в ямы и в печи. Евреи нашли путь, как спасти себя и других.
Лея:
— А с другой стороны, для меня это и очень грустный день. Потому что настоящие герои, сделавшие всё, чтобы защитить нас, спасти нас от смерти, сегодня не с нами...
Сын Зюса Бельского, Цви Бельский, 47 лет, рассказал нам:
— Я думаю, Лиев Шрайбер великолепно сыграл моего отца. Мой отец был таким, каким его показал Шрайбер: очень агрессивным, вспыльчивым. Он считал, что для спасения себя и других надо вооружаться. Надо вооружать всех вплоть до подростков и детей. Естественно, поначалу братья хотели спастись сами. Папа рассказывал, что сначала ушли в лес мой дядя Тувья, дядя Асаэл и Зюс, мой отец. Потом они старались спасти как можно больше людей. И, конечно, хотели отомстить за смерть своих родителей, за первую жену и ребёнка моего отца. Братья знали, кто это сделал — местные полицаи. Отец прикончил их...
Во время съёмок этого фильма я прилетел в Литву... Вдруг вижу Льва Шрайбера, выходящего из леса в сапогах и в фуражке. Я узнал в нём своего отца. Меня охватила дрожь. Я не мог успокоиться... Знаете, отец убил довольно много людей: немцев, полицаев... И я как-то спросил его, сожалеет ли он об этом? Он ответил, что больше всего жалеет, что не смог спасти больше евреев.
— Некоторые критики обвиняют Цвига в том, что он показывает евреев слишком жестокими. Чуть ли не террористами...
— А что должен был сделать отец с теми, кто убил его жену и ребёнка, его родителей, его братьев и сестёр? Он хотел отомстить. Что надо было делать с нацистами, которые убивали тогда по 8-10 тысяч человек в день? Убивали только потому, что они были евреями. Я могу лишь повторить то, что говорил отец. Он жалел не только о том, что не смог спасти больше евреев, но и о том, что не смог убить больше нацистов.
...Бывшие участники еврейского партизанского движения под руководством братьев Бельских сфотографировались на память с режиссёром фильма "Вызов" Эдвардом Цвиком. После фотосессии знаменитый режиссер сказал мне:
— Одно дело снимать фильм о людях, а другое — встретить их в жизни, тех, кого хотел показать. Я поражаюсь их жизнелюбию, их энергии. Вот, действительно, люди, сильные духом. Они очень хотели, чтобы их история была рассказана. И эта мечта осуществилась.
Дочь Тувии Бельского, Соня, неописуемой красоты высокая брюнетка, сказала, что она вся в отца:
— Братья Бельские были высокими, сильными, красивыми, любили выпить, подраться. Это были характеры!.. Когда они входили, то занимали собой всё пространство. От них нельзя было оторвать глаз. Они не были бандитами, грабителями. Они страстно любили жизнь и делали всё, чтобы выжить. И старались спасти как можно больше евреев. В партизанском отряде они устроили полевой госпиталь, синагогу, школу, баню и пекарню. К лету 44-го, когда немцев изгнали из Белоруссии, в отряде было 1250 человек. За всё время существования отряда погибли только 50 человек. История жива до тех пор, пока о ней рассказывают...
Перед началом просмотра фильма Роберт Бельский, сын Тувии, поднялся на сцену:
— Мой отец не искал славы, признания. Для него самым большим счастьем было видеть тех, кого он спас, видеть евреев живыми. И то, что все вы собрались здесь, — и есть его награда.
Потом он произнёс на идиш: "Партизанен зайнен ду!" и стал называть по фамилиям бывших партизан. По команде вставали семьями...
Режиссёр, предваряя показ, сказал:
— С сегодняшнего дня эта история перестаёт быть моей, вашей. Она идёт в мир. Работа над этим фильмом изменила мою жизнь.
...Когда после просмотра я спросил у зрителей, не слишком ли сгущены краски, они ответили: "Всё правда".
Фильм выходит на экраны 16 января.
Комментарии
Отряд Бельских занимался грабежом окрестных белорусских и польск
Как так произошло, что несколько лет с 1941 отряд Бельских, который занимался похищением девушек и грабежом окрестных белорусских и польских сёл, резня в Налибоках, стал героическим… Скоро ИГИЛ будут также оправдывать...
Да ты видимо фашист, Лютич.
Да ты видимо фашист, Лютич. Ты терял всю семью, включая детей?
Отряд Бельских
Г-н Лютич,Вы распространяете антисемитскую ложь относительно отряда Бельских. Эта ложь давно опровергнута историками. Когда произошла резня в Налибоках, отряд Бельских был далеко, в другом районе. Резню по приказу из Москвы устроил другой партизанский отряд, отомстив жителям польской деревни за сотрудничество с нацистами.
Добавить комментарий