Пишу под свежим впечатлением от спектакля. Да, это был именно спектакль, хотя и поэтический [1]. Читались стихи – как было объявлено – поэтов ХХ и ХХI вв., и их – по моим ощущениям - не связывала какая-то единая тема.
Программки не было, но что-то из читаемого я узнавала. Началось представление с кушнеровского «Времена не выбирают» и кончилось не менее известным стихотворением Роберта Рождественского «Все начинается с любви».
Безошибочно узнаваемы были для меня стихи Саши Черного, «Лиличка» Маяковского, «Жираф» Гумилева, стихи Беллы Ахмадулиной. Много было незнакомого и, конечно, жаль, что имена поэтов оставались неизвестными.
Сейчас мне прислали полный список поэтов, включенных в композицию, их выбор своеобразен: наряду с корифеями (А. Кушнером, Д. Самойловым, А. Галичем, Б. Окуджавой) встретились С. Брайковская, Э. Асадов. Включение в композицию таких авторов, как Тэффи, София Парнок, даже Мария Петровых, говорит о желании дать слово и тем, чьи голоса сегодня не очень или даже совсем не слышны...
Главное, о чем хотелось написать, — это то почти молитвенное состояние, в котором находились чтецы –актеры. И это передавалось залу. Актеры и актрисы театра порой читали... трудно подобрать слово... самозабвенно, что ли.
И еще одно. Во всем чувствовалась направляющая рука режиссера. Он продумал все действо, наметил все ходы и дорожки, все мизансцены, все детали, все «хоровые», «групповые» и «сольные» партии.
Актеры работали необыкновенно слаженно, переходя от одного «сценического действия» к другому. Потому, наверное, даже и тем, кто поэзии не любит (были ли такие в туго набитом зале?), скучать не пришлось.
Очень мне понравилось включение в спектакль пения. Певицу (Я. Зонову), спевшую звонким народным голосом «страдания» «На улице дождик» под аккомпанемент аккордеона (М. Зонова), мне хотелось бы послушать подольше.
Так же, как и Сашу Грайновского. Он пел без всякого сопровождения песню про «черного ворона» (стихотворение «Если ворон в вышине» Булата Окуджавы»). Не знала, что у него, кроме несомненного актерского дара, есть еще и вокальный. Неожиданное открытие. Браво и ждем продолжения.
Поздравляю театр с еще одним «экспериментом», который удался.
Есть у меня и свои замечания, и основное - подбор стихов, не все они показались мне достойными быть включенными в композицию. Произвольно, как показалось, было и их расположение.
Не поняла, почему «Жирафа» читает Она, обращаясь к Нему, а не наоборот, о чем говорит не только смысл, но и сама грамматика стихотворения («Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман»).
Еще скажу по секрету, что люблю стихи без прикрас и всякого антуража, прочитанные негромким голосом с «человеческой» интонацией. И это было в спектакле, но сценическая форма диктовала необходимость разнообразных кунштюков и театрального обыгрывания. Что, без сомнения, было сделано находчиво и с большой выдумкой.
Театр начинался с первого появления концертмейстера на сцене, с его «диалога» с ведущим, после которого стало понятно: режиссеру этого представления есть дело до всего.
Не так давно наш журнал ЧАЙКА опубликовал статью старейшего артиста-любителя Аркадия Барского, написавшего о необычайном всплеске театральной активности в нашем регионе.
И действительно. Театр «Эксперимент» у нас не единственный, есть и другие, а уж сколько вокруг детских театральных студий, работающих на русском языке!
Но нужно признать, что по размаху работы и по уровню профессионализма «Эксперимент» идет в авангарде наших русскоязычных театров. Вчерашний зал, «аншлаговый», в основном молодой, что необычно для русской публики, воспринявший спектакль на ура, - веское тому подтверждение.
И в этом, конечно же, главная роль принадлежит художественному руководителю и режиссеру театра – Ирине Рогозиной, которая, кстати говоря, в этот раз выступила и в своей актерской ипостаси. Выступила достойно – было видно, что ведет за собой всю труппу.
Итак, театр взял еще одну вершину – вершину под названием «поэтический спектакль». Желаем коллективу и его руководителю – новых вершин, а для себя – новых зрительских впечатлений, делающих жизнь и радостней, и осмысленней.
----
[1] Автор проекта и режиссер Ирина Рогозина, постановщик «Сказки о Дожде» Беллы Ахмадулиной Наталья Мирная, концертмейстер Сергей Белолипецкий.
Комментарии
Вы совершенно правы, Ирина,
Вы совершенно правы, Ирина, стихотворения были выбраны самими актерами, совершенно независимо друг от друга. И это то, единственное, что их действительно связывает между собой.
Видеозапись
Ирина, если есть видеозапись этого спектакля, дайте, пожалуйста, ссылку.
К сожалению, видеозаписи нет
Дорогой Самсон, я связалась в режиссером театра Ириной Рогозиной, которая мне и сказала об отсутствии видеозаписи... Так что ссылку, увы, дать не могу.
Добавить комментарий