Русское зарубежье в Италии и Швейцарии: Паоло Трубецкой и Марианна Веревкина 

Опубликовано: 24 января 2025 г.
Рубрики:

Зимой я часто вспоминаю лето и особенно интересные летние поездки. В каждой моей поездке по Европе или Америке я сознательно ищу забытых художников или скульпторов зарубежья. Мне хочется знать, кто они, как проявился их талант в другой стране, как сложился их творческий путь. 

Найти имя художницы Марии Башкирцевой на выставке в городе Вильямстаун в музее Кларка, а также Сони Делоне в парижских музеях было интересно. Тем более, что обе художницы любили вести дневники. Имена их были на слуху в моей молодости в России. Их упоминали русские поэты и друзья-художники. Но найти музеи Павла Трубецкого, жившего на побережье озера Маджоре в Италии или Марианны Веревкиной в Швейцарии - было сюрпризом. 

 Озеро Маджоре или Вербано — большое озеро, расположенное на южной стороне Альп. Это второе по величине озеро в Италии и самое большое на юге Швейцарии. Озеро и его береговая линия разделены между итальянскими регионами Пьемонт и Ломбардия и швейцарским кантоном Тичино. 

 Планируя поездку на озеро Маджорe, мы решили остановиться в городе Палланца. Палланца - муниципальный центр Вербании, который построили на мысе залива Барромео. Нам хотелось пожить в мягком итальянском климате, посмотреть знаменитые сады и виллы Изола Белла и Изола Мадре. 

 Прогуливаясь по Палланце в первый день нашего отпуска, я заметила уличные афиши, где описывались выставки в местном музее пейзажа. Дождливый день - хороший день для музеев, и мы пошли посмотреть дворец Виани Дуньяни, являющийся главным зданием музея пейзажа. На стенах залов дворца сохранились следы фресок, а на потолке – следы росписей. В 2016-м году музей отмечал 150-летие со дня рождения художника и скульптора Павла Трубецкого. Экспозицию его работ, состоящую из 150-ти гипсовых скульптур, можно было увидеть там и сейчас. Согласно его завещанию, они были оставлены в дар музею наследниками скульптора.

 

 Немного о самом скульпторе. Павел Трубецкой родился в 1866 году в Италии, в городе Интра. Он был вторым сыном русского князя Петра Петровича Трубецкого и американской певицы Ады Винанс. Он никогда не получал профессионального образования и был гениальным самоучкой. В их семейную усадьбу часто приезжали художники из Кремоны и Рацони, которые помогли молодому Трубецкому сформировать его художественный вкус. В декабре 1898-го года П. Трубецкой, живший в то время в Милане, переехал в Россию, где преподавал по классу ваяния в Академии художеств в Москве. Он часто участвовал в Санкт-Петербургских выставках объединения ''Мир искусства''. В 1899-м году он встретился со Львом Толстым и был настолько им очарован, что сделал два бюста, картину маслом и несколько рисунков - портретов писателя. В 1901-м П. Трубецкой выиграл конкурс на создание памятника царю Александру Третьему в Санкт-Петербурге, который можно увидеть там и в наши дни. В 1905-м году П. Трубецкой уезжает из России в Финляндию, потом в Милан, а потом в Париж. С 1921-го и до своей смерти в 1938-м году он проводил все летние месяцы на озере Маджорe. 

 Теперь о самой выставке. Там было много заготовок из глины скульптурных портретов Бернарда Шоу, Данте, Толстого и Гарибальди. Но больше всего мне понравились его элегантные женские фигурки, изящные танцовщицы и дети. На втором этаже музея я нашла несколько портретов, выполненных братом Павла, Петром Трубецким.

 

 На маленькой городской площади Палланцы стоит трогательный памятник первой жене Паоло Трубецкого Элин Сундстрем с их рано погибшим маленьким сыном. Семья Трубецких была хорошо известна в Палланце. Их именем названа улица, а в 1847 году в память отца, Петра Петровича Трубецкого, был назван выведенный сорт японской камелии '‘Князь Трубецкой''. 

 Через несколько дней мы выбрали пароходный маршрут по озеру Маджоре от Палланцы до швейцарской Асконы. Наш пароход уходил утром в Локарно, с остановкой в Асконе и после обеда возвращался в Палланцу. В Асконе официальный язык - итальянский. Этот швейцарский городок расположен на северо-западном берегу озера Маджоре, очень близко от границы с Италией. Аскона мне была интересна тем, что в начале двадцатого века ее холм Монте Верита (холм Правды) был центром культурной жизни Европы. Сюда приезжали со всех континентов утописты, анархисты, вегетарианцы, дадаисты. Там можно было встретить Германа Гессе, Карла Юнга, Эриха Марию Ремарка, Айседору Дункан, Отто Гросса и многих других знаменитостей. Мы прошли мимо холма и площади, где все они собирались для философских дебатов, и пошли разыскивать другую городскую достопримечательность, мемориальный музей художницы Марианны Веревкиной, о котором я узнала случайно, разговорившись с гидом в музее П. Трубецкого. 

 Марианна Веревкина (1860–1938) начинала свою художественную карьеру как последовательница передвижников, а закончила как символист-экспрессионист. 

 Она родилась в Туле, а накануне первой мировой войны, в августе 1914-го эмигрировала в швейцарскую Аскону с художником Алексеем Явленским, с которым они жили в духовном родстве. В России оба художника, выставлялись на многих художественных выставках. Репин называл Веревкину ''русским Рембрандтом’'. В 1900-х годах Веревкина и Явленский жили в Европе, где подружились с Василием Кандинским, Паулем Клее, Габриелем Мунтером. Друзья-художники называли Марианну ''акушеркой абстракции и амазонкой синего всадника''. Она и Явленский так никогда и не присоединились к объединению ''Синий всадник'', хотя и участвовали в его выставках. Веревкина посвятила двадцать лет своей жизни творчеству Явленского, материально и духовно поддерживая его, забывая о своем таланте, но после окончательного разрыва и отъезда Явленского в Германию, она вернулась к своему творчеству.

 

 Теперь о главном, о ее удивительных картинах. У художницы было драматическое видение мира. М.Веревкина говорила в интервью: ''Быть художником не значит обладать способностью соединять линии и краски, надо иметь мир внутри себя и индивидуальные способности его выразить''. В ее картинах всегда очень насыщенные, яркие тона, например, колоссальный шар оранжевой луны на фоне синих силуэтов домов. Или черные фигуры странников на фоне белого снега. Один из главных мотивов ее картин — это дорога. На картине ''Осень'' - школа, школьницы двигаются парами по дороге. Голые черные деревья разделяют пары детей, вызывают ощущение клеток, в которых заключены эти дети. И все это на фоне оранжевого, черного и темно-синего цветов. Другая картина ''Деревенская дорога’'. Дорога пустынна и поднимается почти вертикально с переднего плана картины на задний. На переднем плане три старухи, которые выглядят, как персонажи из сказки. В картине ''Трагическая атмосфера'' резкая диагональ желтой дороги разрезает два красных поля.

 

 Мне кажется, что красками и символами картин она выплескивала на полотно свою трудную судьбу и постоянную напряженность в отношениях с А. Явленским. 

 По-видимому, Веревкина была невероятно притягательным человеком и художницей. Она создавала вокруг себя артистические потоки, даже в таком маленьком городе, как Аскона. В 1922-м году вместе со швейцарским художником Эрнстом Кемтером она основала небольшой провинциальный музей современного искусства в Асконе, а в 1924-м Веревкина организовала ассоциацию художников ''Большой медведь''. Используя свои связи с художниками, она попросила каждого из них прислать бесплатно по одной картине для музея. Алексей Явленский и Пауль Клее откликнулись первыми.

Замечательно, что друзья Веревкиной вывезли ее ранние картины из Мюнхена в 1937-м году после прихода Гитлера к власти и таким образом спасли от уничтожения. Несколько из этих картин хранятся теперь в музее. 

 Наше возвращение на корабле в Палланцу было ближе к закату солнца. Освещение воды и воздуха над озером с легкой предвечерней дымкой расслабляло после интенсивных красок М.Веревкиной. Так, неожиданно для меня, заполнились еще две странички в моей коллекции неизвестных мне талантливых русских репатриантов.

 

Комментарии

Габриэле Мунтер - подруга Кандинского...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки