Три брата. Художники Сойеры

Опубликовано: 20 февраля 2025 г.
Рубрики:

 О трех братьях – художниках Сойерах - я узнала, когда просматривала списки американских художников-евреев, родившихся в России. Их имена мало кому известны в Европе или России. Да и в Америке, где после 50-х годов мода на реалистический художественный стиль сменилась на абстрактный, многие художники остались в тени, их картины перестали покупать и выставлять, а со временем их имена  забылись. В альбомах братьев есть ссылки, в каких американских музеях и университетских галереях хранятся их картины, но, скорее всего, большинство из них - в запасниках. Мне было трудно угадать правильно, какому брату принадлежит каждая из картин. Они учились и жили в Нью-Йорке, вращались в близких кругах, обменивались натурщицами, писали портреты друг друга, родителей и своих друзей.

  Два старших брата, Мозес и Рафаэль, были близнецами, младший брат Исаак был на три года младше. Статей больше всего написано о Рафаэле. Он, несмотря на свою застенчивость, давал интервью, писал о своих любимых художниках, выпускал альбомы. Мозес тоже выпустил альбом со своими комментариями, а вот о младшем Исааке написано немного. Я не берусь описывать жизнь и творчество этих художников подробно и расскажу лишь вкратце о них и их творчестве. 

  Им очень повезло родиться в хорошей, теплой еврейской семье. Они родились в городе Борисоглебске Тамбовской губернии в России. Мозес и Рафаэль в 1899-м году, а брат Исаак в 1902-м. В Америку семья эмигрировала в 1912-м. Их отец Абрам Шоар был еврейским писателем, учителем и любителем-художником. Он сочинял сказки и рассказы для своих шести детей на русском и идише, рисовал животных и портреты своих учеников.

Мать по картинам отца вышивала скатерти и кухонные полотенца. Старшеклассники, которых отец подготавливал к вступительным экзаменам в колледжи, учили его сыновей математике, немецкому и французскому языкам. Отец всегда поощрял художественные увлечения сыновей и вешал их детские рисунки на стенах гостиной. За их домом в Борисоглебске наблюдала полиция, точно не зная, что там происходит и почему столько молодых людей приходит в дом Абрама Шоара. Поэтому в 1912-м году ему отказали в возобновлении прописки. Семья, сложив свой скарб, эмигрировала в Америку, сначала к родственникам в Филадельфию, а потом в Бронкс, где отец нашел малооплачиваемую работу. Старшие сыновья утром учились в школе, днем рисовали, а вечерами, а часто и ночами, работали мойщиками посуды, курьерами, корректорами в редакциях газет. Братья понимали, что должны прийти в искусство разными дорогами, не повторяя друг друга. Рафаэль после школы поступил в вечернюю академию художеств, Мозес учился в школе образовательного художественного союза, а младший Исак брал вечерами уроки рисования. 

 

 Мозес в возрасте 21 года первым из братьев переехал от родителей в свою студию. В 1926-м году он женился и получил в том же году художественную стипендию на два года для поездки в Европу, чтобы совершенствоваться в своем творчестве. Много лет спустя он жалел, что поехал в Европу таким незрелым художником и не смог оценить и понять европейское искусство. 

 В 1928-м году Исаак женился и, получив тоже двухлетнюю стипендию, уехал в Париж. Рафаэль же был художником, который только в 26 лет нашел свой собственный стиль. Сначала он учился четыре года в вечерней академии художеств, а потом пять лет работал и рисовал для себя. Эти годы он пытался забыть, чему его учили в академии, и рисовать в чем-то детские, правдивые, с мягким юмором зарисовки будничной жизни, портреты актрис, танцовщиц в естественных позах. Вскоре он стал выставляться в художественных галереях, женился и переехал в своя студию в 1931-м году. 

 Когда в конце 20-х годов в Америке началась Великая депрессия, братья вступили в созданную президентом Ф.Д.Рузвельтом организацию по управлению общественными работами (WPA), которая выделяла деньги на новый экономический курс.

 

 Братья стали рисовать безработных, портовых рабочих, голодных служащих в очереди за пособием. Картины у них не выглядели пропагандой. Они писались с глубокой симпатией и нежностью к этим людям. 

 Рафаэль увлекся литографией, эстампами и гравюрой. В сорок лет он поменял свой стиль и стал рисовать в мастерской, а не на плэнере. На его картинах появились обнаженные юные девушки, беременные женщины, писать которых он очень любил. Цвет на его картинах тоже изменился: из серого он перешел в золотистый. Все три брата писали портреты друзей и сценки из будничной жизни. Они отражали свою эпоху через этих людей. Их картины покупали галереи, друзья, меценаты искусства и музеи. Если вы будете в Тель-Авивском, Бруклинском, Витни, Метрополитенском или Смитсоновском музеях, не поленитесь найти их картины. Они также есть в коллекции Филлипса, в музеях Бостонского и Боудин-колледжей.

 Несмотря на то, что в 60-70-х годах 20-го века мода на реализм прошла и коллекционеры предпочитали картины абстракционистов, сюрреалистов и модернистов, братья оставили довольно заметный след в истории американского искусства 20-го века.

 

 

Комментарии

Ну поо Сойеров нельзя сказать, что в Союзе их не знали. Хорошо помню, что в магазинах долго лежал альбом Рафаэля Сойера, который мало кто покупал - у любителей живописи соц.реалисты были не в чести. Да и статей достаточно было написано о них, в том числе и в Большой Советской энциклопедии.Все братья были очень левыми, и, кажется, кто-то был даже коммунистом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки