Полный зал народа. Зрители разных возрастов. Большинство пожилых, которые видели спектакли и концерты юбиляра в разные годы, и их взрослые дети, слышавшие об этом удивительном человеке. Юбиляр на сцене, где стоит уютное старинное кресло и огромный букет цветов. Он высок, красив, статен и привлекает к себе взоры.
Аркадий Барский начинает свой концерт с воспоминаний ранней юности: 181-я школа в Ленинграде, конец 40-н прошлого века. Любовь к театру, самодеятельность. Школьный который “Борис Годунов”, десятиклассник Аркадий играет Гришку Отрепьева.
В зале народный артист СССР Ю.М.Юрьев. После спектакля Юрьев одобрительно выносит свой вердикт: “Дерзать может”. В студии звукозаписи Аркадий читает монолог Бориса Годунова, который был записан на пластинку, и этот монолог остался в репертуаре артиста надолго. Эта пластинка стала первой пробой. Аркадию понравилось, как звучит его голос, и он возмечтал о театре и кино, о своих будущих зрителях. Но он не пошел в Театральный институт.
Он решил стать юристом, защищать советские законы. Верил еще, что юридический - не «факультет ненужных вещей».
А дальше - концертная бригада Ленинградского Университета. Студент юридического факультета Барский читает монологи героев известных пьес, и стихи, и басни, играет роль за ролью в “Ревизоре” Гоголя и других спектаклях вместе с будущими профессионалами Игорем Горбачевым, Сергеем Юрским, Леонидом Харитоновым... Его художественный руководитель, Евгения Владимировна Карпова, получила звание заслуженный деятель искусств за работу с который драматическим театром.
Два с половиной часа на сцене юбиляр почти не присел в уютное кресло. Монолог Бориса Годунова, монолог Городничего из “Ревизора”, монолог Тартюфа, эпитафии Бернса в переводе Маршака, басни Крылова, Михалкова, стихи Симонова и многое другое из Ленинградской его эпохи звучали одно за другим. Аркадий отдал должное своим учителям и наставникам. Их портреты были на экране все время концерта.
Будучи молодым помощником прокурора района, Аркадий отстаивал свое личное мнение, но ему его босс популярно объяснил, что у него не должно быть личного мнения, так как он должен действовать от имени и по поручению Генерального прокурора страны. Так советские законы остались «незащищенными».
Успокоение и удовлетворение адвокат Барский нашел в Театре-студии Ленинградского Университета, где он провел 41 год жизни, до 1988 года.
Американская эпоха, после обычного для всех эмигрантов “хождения по мукам”, привела Барского в «Театр Русской классики» Бориса Казинца.
И тут наступила вторая молодость. Судьба свела талантливого артиста с Народным артистом Грузии, который создал в Мэриленде театр для русскоязычных зрителей. Барский - один из 5 Теркиных в одноименном спектакле, судья Креон в пьесе “Забыть Герострата” Григория Горина, Мендель Крик в “Закате” Бабеля, Тевье в “Поминальной Молитве” Шолом-Алейхема-Горина, и наконец, вершина творчества - Король Лир в одноименной пьесе Шекспира.
У меня перед глазами сцена, когда миниатюрная Наталья Каневская, великолепно сыгравшая Шута, как пушинка, запрыгивает на колени Лира, нынешнего юбиляра. Король Лир, по моему, - это коронная роль Аркадия Барского. Другой вершины не дано, но можно читать стихи и басни любимых поэтов, что Аркадий и делает с успехом. Это театр одного актера. “И смех, и слезы, и любовь”. Но вернемся ко второму отделению концерта.
Барский читает классические монологи и стихи своего друга Анатолия Флейтмана (“Баллада о сонете”), стихотворение еще одного друга, барда Леонида Норкина - “Сан-Диего”. Мне довелось работать в Ленинграде с Норкиным. Он был не только талантливым бардом, но и прекрасным инженером. Замечательные у Аркадия друзья!
Юбилейный концерт закончился стихами Юрия Левитанского “Послание юным друзьям”:
«Да, говорю я, жизнь все равно прекрасна,
даже когда трудна и когда опасна,
даже когда несносна, почти ужасна –
жизнь, говорю я, жизнь все равно прекрасна».
И “За то, что жил и был…”:
Спасибо всем за все.
Счастливо оставаться.
Хотя, признаться, я
и не предполагал,
что с вами будет мне
так трудно расставаться»
Вокруг меня просветленные, одухотворенные лица. Бесконечные аплодисменты, море цветов. В зале, неотрывно глядя на мужа, в 1-ом ряду сидит его ангел-хранитель, друг и помощник, жена Нина Барская.
Аркадий счастлив: “Зал был со мной, понял, воспринял! Главная примета - это гробовая тишина в зале, слушают, ни покашливания, ни телефонов, ни шорохов. Зал затих прямо в начале концерта…”.
Спрашиваю своих соседок по залу: ну как?
Сима Б. : “Я не могу подобрать слОва, которым бы могла выразить свое состояние. Восторг - да, удивление - конечно, больше просто нет слов!”
Сарра С.: “Мне очень понравился концерт. Но дело не в концерте, а в поведении самого юбиляра. Ему 90? это изумительно, он в расцвете сил. Такие выразительные эмоции! Можно только позавидовать и брать с него пример. Хочу пожелать ему всего самого хорошего и долгих лет жизни. Творческой жизни.”
Светлана К.: “Прониклась глубоким уважением к этому умному, благородному, многознающему, интеллигентному человеку с прекрасной памятью в его 90. А какая необыкновенная палитра! Большой человек с большим достоинством”.
Молодое поколение 40 плюс, 50 плюс, одни из представителей Жанна Б. И Соня К., мои дочери: “Мы получили огромное удовольствие, Не ожидали, пошли ради тебя. Потрясающий артист и человек. Он провел концерт на одном дыхании, стоя, не имея шпаргалок. Дай ему Бог здоровья и сил. Скажи, когда будут еще его концерты”.
Большое спасибо тебе, Аркадий Барский, за твои 70 лет на сцене - для зрителя, для народа, за то, что ты даришь нам свой талант !
Редакция журнала ЧАЙКА поздравляет Аркадия Барского с 90-летием и желает ему здоровья, долгих лет жизни и творчества!
***
Видеозапись творческого вечера Аркадия Барского. 8 ноября 2019 года
Добавить комментарий