Он снова сел за интернет и как всегда сразу открыл соцсети.
«Это уже в крови, привычка навсегда, – подумал. - А, если их не будет, отключат и все. Убьют, у нас умеют и людей, и что угодно».
Работает в соцсетях минимум по часу в день. Сотни людей собираются здесь и чаще, равнодушно проскальзывают взглядом десятки постов и комментов, чтобы вдруг подскочить на стуле и воскликнуть радостно или грустно: «Ага!» или «Вау!».
Радуется, словно окунаясь в тот теплый общественный океан, который сразу поглощает и его, и страну, и весь мир, где плавают и свободное общение, и лучшие идеи, и грубость, и тупость, и мат, но все равно – это и есть жизнь, которую только и можно любить.
Бывает, что по двадцать раз в день снова и снова заходил в одну и ту же сеть, словно припадая к живому источнику общения и упиваясь этой главной роскошью, по версии Сент-Экзюпери. Он словно вошел в новый мир, где люди вместе на огромном расстоянии и их мысли могут на что-то пусть немного влиять. И это было очень приятно.
***
- Его посадили за то, что написал в социальных сетях о несогласии с присоединением Крыма к России. Русский, электрик из Твери. Отсидел два года. Потом вместе с семьей уехал в Украину. Ведь скажи в девяностых, что такое будет в России, – смеялись бы.
- Да слышал. Девушка из Барнаула, которую обвинили в том, что разместила картинки с неграми и написала что «это негры». Тоже уехала в Украину, пока не посадили.
- Людей судят за картинки, за комментарии, за всякую ерунду. Так при Сталине сажали и убивали за рассказанный анекдот.
- Все в России возвращается. Людей увольняют с работы, заставляют уволиться из-за соцсетей.
- Тюрьма была и есть. Палата номер шесть. Раба за сто лет не выдавили и на каплю.
***
Он был уверен, что один его пост серьезно повлиял на важное решение центральной власти. Так сложилось, что особых сомнений не было. Не только его, но в основном именно этот.
То есть какие-то социальные сети, вроде ерунда, больше интеллигенция щебечет себе друг с другом, а ведь их смотрят. Эти мерзкие чинуши, убогие бизнесмены видят все это. Их обязывают прислушиваться. Ведь не старый режим. Новое время, пусть люди те же. Лишь один пост и простой, картинка с текстом.
Долго думал об этом, понимая, что вряд ли ошибается.
***
«В контакте» – здесь чувствуешь что-то совсем другое, словно тюремный коридор.
Оппозиционные группы как умерли или же в них сплошь жучки. Группа есть, последние посты за прошлый год и дальше словно они рассыпались! На слова «демократия» или «Навальный» почти ничего, хотя в других сетях все иначе…
Кто-то написал: «Когда уйдут все, в ВК останутся только сотрудники ФСБ и будут писать доносы друг на друга».
Он снова попал в черный список группы, а группа хорошая, Петербург, но и здесь боятся как обычно в России – это страна для страха и крика. Пока так.
Да! Работать практически невозможно. Теперь я только ставлю лайки и пишу комменты. Их тоже иногда не пропускают. Но формально пиши что угодно. Он тоскливо закрыл сети.
***
ОК, «Одноклассники». В этой сети проблем почти нет. Ну, иногда где-то закроют доступ на пару месяцев. Но и народ тут от сохи. Если под него делаешь, он лайкает не глядя. Отзывы больше типа «Ты - козел!», «А ты вообще…!». Здесь работать неинтересно. Ее и не закроют. Сама по себе как бы закрыта для очень умных. Но и здесь нужно работать. Это люди, вот такие, тоже Россия, и могучая и бессильная...
В «Живом журнале» посты стали очень осторожные. «Ваш аккаунт заблокирован пользователем», – видит он почти каждый день, иногда даже за лайк. Уже быстрее выходил, чтобы не увидеть очередную блокировку. Потом перестал заходить в ЖЖ. Заметил, что публикации в ЖЖ становятся все реже.
«Фейсбук» – настоящая тюрьма, требуют паспорт, постоянные проверки, даже хуже, чем в тюрьме. Но оттуда и отток.
В «Твиттере» почти нет проблем, хотя некоторые жалуются на удаленные акки. Но здесь свободнее всего. Хотя и его чуть ли не в этом году грозятся закрыть. Закроют, Россия…
«Телеграм» то появляется, то исчезает. Но совсем не сдыхает. Его давят, а он как-то неясно продолжает жить. Упорно появляется снова и снова как растения, пробивающиеся через плохой и дурно положенный российский асфальт. Старый, трескающийся асфальт постепенно разрушается, зарастает зеленью. Жизнь побеждает смерть.
***
Одноклассники» опять чихают и думаешь: уж не совсем ли закрыли по команде свыше? Но нет, утром он снова на месте и все группы те же. Просто что-то было не так, проверка или сбой. Русский «Твиттер», по слухам, доживает последние деньки. «ВК» уже в общем закрыто, свободы там почти нет. «ЖЖ» как свободная площадка закрылся. И я ничуть не удивлен.
Так постепенно чувствуется, как цветущий сад медленно, но неуклонно идет к своему концу, теряет листву, ему отрубают корни, рубят и сушат деревья, он засыхает и замерзает, уже не цветет и почти не зеленеет. Он умирает не сразу, но в России так всегда. Он погибает как бы навсегда.
***
- Сеть можно вырвать, выжечь или вытравить. В России травят совершенно привычно. Здесь именно так, – сказал он и грустно вздохнул. - А они сделают, но потихоньку. В этом году «Фейсбук», в следующем «Твиттер», так потихоньку и других. Никто особо и не заметит.
- Как обычно, – ответил чернявый и засмеялся. - Сети точно порвут, это же сети…! В России так всегда. Задавят, потом через много лет будут локти кусать. Что мы наделали?!
- Но их можно создавать бесконечно, их опять будут закрывать, но не сразу.
- В том и дело. Давили, будут давить, а это как ростки через асфальт…
- Можно делать рассылки по почте или мессенджерам для своих, можно звонить, наконец, можно просто на стенах писать и рисовать. Ведь все не закроешь.
- В России это не понимают. А ведь сети стали душой страны, почти сердцем. И вырвать сердце…? Но тут иначе не бывает. Здесь история только повторяется.
***
Всё: теперь будут сажать за «неуважение к государству», и писать честно в соцсетях станет невозможно. Вообще писать будет невозможно? Так что можно закрывать эту контору. Переходить на надписи на стенях и листовки, – написал он в комментариях и подумал: нужно удалять аккаунт? Так что? Может, закроемся насовсем? Да ладно, как обычно - зашьют, запретят, забанят. Это Россия, здесь убить хоть морально – норма, все только так и не будет иначе… сто лет, двести…
***
Он открывает соцсети, одну за другой, везде одна и та же надпись… Все понятно! Убили…
Добавить комментарий