…Пушкина не стало.
Его вдова и четверо детей, испытывая материальные затруднения, поселились вдали от шумного света. Уединенность, постоянные заботы о здоровье и воспитании своих чад стали спутниками жизни Натальи Николаевны.
Нежная, заботливая мать, она отклоняла предложения всех претендентов на её руку и сердце, потому что тем были не особенно нужны дети Пушкина. Она вполне оправдывала своё второе имя — Мадонна.
Только за генерала Ланского, для которого дети великого поэта стали родными, она согласилась выйти замуж. Всю дальнейшую жизнь отпрыски Пушкина и Ланского были связаны между собой узами дружбы, чему в немалой степени способствовали хорошие зятья Натальи Николаевны — Иван и Николай.
Иван Арапов, благодаря своей успешной хозяйственной деятельности в родовом имении в Мордовии, смог выплатить детям Пушкина содержание в сумме 30500 рублей. Он же поспособствовал тому, чтобы имение Пушкина Михайловское стало национальным достоянием. В 1911 году там был открыт Дом отдыха для неимущих и престарелых литераторов, в память о великом поэте. В имении Ивана Арапова подолгу гостили дети Пушкина.
Правнук этого замечательного человека и праправнук прекрасной Натали, Александр Павлович Арапов, ныне покойный, проживал в Петербурге. Я была у него дома и написала этот очерк.
Когда-то его дед, Петр Арапов, последний командир лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества государыни Императрицы Марии Федоровны полка, квартировавшего в Гатчине, на вопрос знакомых, уезжать или остаться после 1917 года, ответил: «Я родился в России, в России и жить останусь». Этим он предопределил судьбу внука, на жизнь которого выпало столько- же тяжких испытаний, как и на жизнь многих и многих россиян.
Родился Александр Арапов в Ленинграде в 1936 году. Его отец, Павел Трахтенберг (1900—1937), был одним из первых главных конструкторов отечественной судостроительной промышленности. Он окончил Петроградский политехнический институт, кораблестроительное отделение, и с 1931 года работал во вновь организованном конструкторском бюро специального судостроения ответственным исполнителем работ по проектам легких быстроходных судов. Он также участвовал в создании первых надводных сторожевых кораблей типа «Ураган», эсминцев типа «Ленинград» и «Минск», экспериментального эсминца «Серго Орджоникидзе».
В 1935 году, после неожиданного ареста во время «кировского потока» и столь же неожиданного освобождения, Павел Трахтенберг был назначен главным конструктором серийных эсминцев «Проекта 7» типа «Гневный». Предполагалось построить большую серию из восьмидесяти трёх эсминцев, но в январе 1937 года, когда были готовы только пятьдесят три корабля этого проекта, Павла Трахтенберга опять арестовали, обвинив в причастности к троцкисто-зиновьевской группе, и через три месяца расстреляли. Через двадцать лет он был реабилитирован.
Эсминцы «Проекта 7» во время войны с Германией проявили высокие боевые качества и были отмечены гвардейскими званиями и наградами.
Это были сведения об отце Александра Арапова. Теперь — о его матери. Мария была дочерью генерал-майора Петра Арапова и правнучкой Натальи Николаевны Ланской. С мужем, Павлом Трахтенбергом, она прожила всего два года. После его ареста её осудили как «члена семьи врага народа». Она сидела в Нарымском лагере, где отбывали свои сроки правнучка Пушкина Наталья Шепелева, сестры Тухачевского, Свердлова, жена Якира.
В полтора года от роду Александр Арапов лишился не только отца, но и на долгие годы матери. Его забрала к себе в Гатчину бабушка по материнской линии, урожденная баронесса фон Майдель.
Во время оккупации до января 1944 года в её доме жил немецкий генерал, который уговаривал баронессу переселиться в Германию. Но она отвечала, что её сын воюет в Красной Армии, дочь сидит в лагере и поэтому она останется в России, с детьми.
В первый день освобождения Гатчины бабушку Александра и гувернантку-француженку убили в их доме. Кто это сделал? Говорили, что в городе орудовали бойцы штрафной роты.
Возможно, они по доносам местных жителей ликвидировали двух старых женщин за то, что в их доме три года жил немецкий генерал, а хозяйка носила немецкую фамилию. Возможен и другой вариант. Может быть, постоялец генерал приказал убить женщин за то, что баронесса с немецкой фамилией не желает переезжать в Германию.
Еще версия. Просто соседи позарились на дом, полный добра. Подумаешь, убили двух старых женщин, кто в этом будет разбираться в военное время? Точного ответа на вопрос нет.
Семилетний Саша случайно остался жив. Он находился во время убийства в той же комнате, что и убитые, но спал за ширмой. К тому времени он в результате контузии был глухим и не слышал, как убивали бабушку. Когда Саша проснулся, увидел бабушку в луже крови.
После этой трагедии мальчик лишился речи. Его сдали в детский дом. После освобождения из лагеря там его нашла мать. До сих пор Александр Арапов плохо слышит и с трудом говорит. Немецкую фамилию Трахтенберг пришлось поменять на девичью матери — Арапов.
Послевоенные годы и последующие десятилетия были относительно спокойными, не считая, конечно, того обстоятельства, что мать и сын были вынуждены проживать в одной комнате в коммунальной квартире. Эту комнату выделили Марии Араповой после реабилитации, когда с неё сняли паспортные ограничения и разрешили вернуться в Ленинград.
Александр Арапов окончил техническое училище, получил профессию токаря и стал работать на заводе «Электросила». Без отрыва от производства учился в вечернем техникуме, потом работал в отделе главного технолога инженером по проектированию технологической оснастки. Уже в постсоветское время при очередном сокращении кадров его отправили на пенсию.
Добавить комментарий