В прихожую выскочил маленький мальчик и встал, молча разглядывая незнакомого дядю. Вышла Лена. Я знал, что Андрей на работе: - Лена, я на минутку. А почему мальчик такой бледный?
- А он не гуляет. Не в чем.
Давно знал семью Никитиных: Андрей работал в конторе по прокладке кабельного телевидения, а Лена, бывший преподаватель университета, вышла на пенсию и не работала. Сын Сергей после армии трудился в какой-то конторе. Всё своё свободное время Лена и Андрей отдавали помощи нуждающимся. Этого мальчика Дениса и его сестру Вику они приютили на время в своей квартире в Луге, взяв их из многодетной семьи в посёлке Оредеж Лужского района Ленинградской области. В той семье пятеро детей. Работы в посёлке нет. Отец подрабатывал случайными заработками сапожника. Было голодно и холодно. Дровами для печи многодетное семейство должно обеспечивать госудрстао. Чиновник так и сказал, что дрова есть, только это не те дрова, которые положено выдавать бесплатно – тех дров нет, а за эти дрова надо заплатить три тысячи. А где их взять, эти три тысячи? Мать пыталась объяснить, что холодно, что дети мёрзнут, что им положено …
Старший сын в семье ходил в десятый класс. Вернее, он числился в десятом классе, но школу не посещал – не было обуви. А зимой в домашних тапочках в школу по улице Ленина не пойдёшь. И в дом культуры, который называется «Торжество». Во!
Вообще-то я шёл в магазин, а по пути хотел занести тысячу Никитиным для нуждающихся. Я посмотрел на Дениса. Он всё ещё молча стояп в прихожей, протянул ему две тысячные купюры и пошёл домой.
На следующий день Лена показала мне меховые сапожки Дениса.
Дома у меня всегда есть небольшой запас еды: и тушёнка в банках, и хороший шмат сала – голод мне не грозит, но, на всякий случай … Это осталось с детства. Война началась, когда мне было два с половиной. А голодуха кончилась в мои полные двенадцать. В 1948 хлебные карточки отменили, но выдали справки на те же граммы хлеба. Уже можно было говорить, что отменена карточная система, только хлеба от этого больше не стало. Но тогда были военные и послевоенные годы. А сейчас можно говорить, что многодетные семьи в деревнях и посёлках обеспечены бесплатными дровами, но за валежник, взятый в лесу, можно получить тюремный срок. И не помогут никчёмные причитания, что дети мёрзнут, что положено …
Голодное детство воспитало в нашем поколении некоторые очень пригодившиеся в светлом будущем качества. Нас уже не напугать голодом, да и про внешнего врага мы не очень верим – нам бы с внутренним разобраться. А доставшийся детский каторжный труд в деревнях, на окраинах городов в частных домах, дал такую закалку, что нормированный рабочий день, да ещё и с денежной оплатой, показался нам поначалу лёгкой забаврй. Но все познаётся в сравнении.
Да, я осуществил мечту детства и ем хлеба досыта, но … Но на мобильник Андрея приходят смски: «Помогите, дети плачут от голода.» И это в 2021 году. Через 75 лет после окончания войны. И после работы развозят Андрей и Лена еду голодным детям. А сколько матерей-одиночек с детьми стесняются заявить о голоде? Андрей нашёл спонсоров (и это не государство с триллионным военным бюджетом), привозит еду в семьи, фотографируется на фоне коробок с геркулесом и детским питанием и со «счастливыми» родителями детей - и предоставляет фото для отчётности, и снова в путь по деревням, посёлкам и городским квартирам, без выходных, без праздников, без отпусков.
Двенадцать лет я знаю чету Никитиных за этим неотложным, крайне необходимым делом. И конца-края ему не видно. А что же родное государство, выведшее страну в «особую цивилизацию»? В чём эта особенность? В 118 месте в мире по средней продолжительности жизни, по минимальной зарплате, по пенсиям? Конечно есть и достижения: по росту числа долларовых миллиардеров в стране с туалетами на улице, с «газовыми миллиардерами» с миллионами граждан не имеющих в домах газа? Перечень бесконечен. И всё это в стране с несметными природными богатствами. И при таком положении дел можно смело заявлять, что основой деятельности государства является благосостояние народа. А кто думает иначе – тот иностранный агент.
И подуло на меня холодом из детства.
И грохочут пушки Лужского полигона. И утешает мать плачущее дитя рассказывая, что у нас самое современное вооружение для защиты его счастливого детства. И что сегодня приедут Лена и Андрей и привезут поесть.
Добавить комментарий