Сплошные брильянты. Москва: Сверкающие образцы российского административно-политического, экономического и духовного бытия

Опубликовано: 15 ноября 2006 г.
Рубрики:

Список Слиски

Коли вынес в общий заголовок слово “брильянты”, то обязан сказать, что всё без обмана, бриллианты настоящие, украдены злоумышленниками у вице-спикера Госдумы.

Но вначале о другом.

В Карелии произошло самое страшное, что может быть в многонациональной стране. И самое опасное, что может угрожать будущему многонациональной России — погром на национальной почве. О нем все знают. Но никто представить не мог, что за все это время президент России, оказывается, так и не поговорил с главой Карелии. Потому что не мог дозвониться. Ни один сатирик-юморист, ни один самый гнусный злопыхатель такое не придумает — не поверят. Но не можем же мы не верить самому президенту России. На прямой линии с народом, в прямом телевизионном эфире он так и сказал: “Несколько раз пытался связаться с вашим руководителем, с председателем правительства Карелии, он то в самолете, то сейчас вот в отпуске, но мы с ним на этот счет самым серьезным образом поговорим”.

Видимо, для этого премьер-министр Карелии Сергей Катанандов срочно прилетел в Москву, прервав португальский отпуск. И сказал, что да, был звонок из Кремля, но референты не соединили.

Я не могу, а вы попытайтесь представить себе референта, который на сигнал по жутко важной и секретной президентской спецсвязи просто-напросто бросил трубку. Или даже сказал что-нибудь вроде: извините, нам сейчас некогда с вами разговаривать, мы в отпуск летим. Правда, потом Катанандов добавил: “Нам не удалось связаться в силу роковых обстоятельств”. Вот это уже ближе к истине. Рок. Такое уже было. Однажды президент Путин, будучи за границей, сказал зарубежным журналистам, что никак не может дозвониться до генерального прокурора.

Это значит, что действительно какой-то рок витает над вертикалью власти.

Иначе чем можно объяснить, что неизвестные злоумышленники незаметно проникли в строго охраняемый спец-дом, оснащенный видеокамерами и живыми стражами сановитого покоя, взломали квартиру вице-спикера Государственной Думы РФ Любови Слиски, вскрыли сейф и вынесли оттуда все ценное, что там находилось. Только рок. Фатум.

А дальше начинаются загадки.

Разумеется, составили протокол, опись похищенного. Но каким образом эта опись уже через день стала достоянием гласности? По аналогии со знаменитым фильмом “Список Шиндлера” ее уже называют “Список Слиски”. В нем 90 пунктов. Поверьте, он достоин опубликования полностью, каждый пункт представляет большую ценность. И что в списке сокращать, не знаю, тут мой редакторский опыт не имеет значения. Тут нужны другие знания и другой опыт.

Но — попробую.

Итак: 85000 евро наличными; 4 векселя по миллиону рублей каждый; серьги золотые и кольцо в комплекте Louvre, украшено большим количеством коричневых и прозрачных бриллиантов; колье из белого жемчуга с бриллиантами; часы женские с круглым циферблатом, бриллиантами по корпусу и внутри корпуса — Longines; серьги в виде треугольников белого золота, украшенные бриллиантами; серьги золотые в виде полуколец — “Тиффани”; часы швейцарские Franck Mulle из белого золота; колье и браслет белого золота, украшенные бриллиантами; серьги и кольцо — золото, “Тиффани”; брошь в виде нераскрывшегося бутона розы, белое золото, украшена бриллиантами; серьги Chopard и кольцо, кулон Chopard, круглая стеклянная плоскость, внутри которой бриллианты на белом золоте; платиновая цепочка на шею Chopard; серьги из белого металла, браслет из белого металла, усыпанный камнями Сваровски; кольцо, белое золото, с четырехгранным бриллиантом; браслет женский Brusao, 1 сантиметр шириной, желтое золото с вкраплениями белого золота, украшенный бриллиантами; брошь светлого металла в виде веток с цветком, все ветки плотно украшены бриллиантами; часы женские Chopard Geneve, циферблат с бегающими внутри бриллиантами; платиновая цепь с кулоном, по контурам бриллианты; медальон и крупные круглые серьги из белого золота, украшенные бриллиантами; подвеска на платиновой цепочке, украшенной бриллиантами; серьги из желтого золота с жемчугом и бриллиантами; золотая цепочка с прямоугольной подвеской, украшенной бриллиантами; брошь под старину, жемчуг с бриллиантами; брошь золотая с бриллиантами в виде вензеля со шпагой; серьги и кольцо “Тиффани”; брошь в виде изогнутого стебля одуванчика, украшена по краю стебля тремя бриллиантами и жемчужиной; брошь из золота с рубинами в виде короны.

Хватит, а? Для удовлетворения любопытства. Если кому интересно. Там же 90 пунктов. И всё то же — золото, брильянты и прочее. Мне скучно. Учтем только, что “Тиффани” и прочие фирмы с иностранными буквами делают штучный товар, и цены на него штучные.

Любовь Слиска никогда не была торговкой-челночницей, кооператором, бизнесменом, олигархом. Всю жизнь — конторская служащая. Но она считает, что никакой загадки в сумме 85 тысяч евро личных сбережений нет: “Это накопления, которые были сделаны за последние годы. Извините, за семь лет работы в Москве можно было накопить такую сумму. У нас с мужем (он судья Мособлсуда) у обоих приличная зарплата. И в командировки мы часто ездили, я получала приличные командировочные”.

Следует ли из этого, что драгоценности купили на эти самые командировочные? И еще — получили в подарок: “На юбилей мне делали подарки известные люди. Дарили Касьянов, Лужков, Кучма, Акаев, Назарбаев, Шаймиев, Зурабов, Чубайс, Ресин... Таким людям неудобно отказывать”.

Но что они такого ценного и дорогого могли подарить? Они ж не абрамовичи и не дерипаски. Тоже народ бедный, сплошь государственные служащие. Разве что Чубайс, он крупный менеджер, с большой зарплатой.

А кто подарил министру природных ресурсов Трутневу 211 миллионов 403 тысячи рублей? Таков его доход за 2005 год, согласно декларации. В переводе на доллары — чуть больше 8 миллионов. А ежемесячно получается — 666 тысяч долларов. При министерской зарплате в 3 тысячи 500 долларов. В прошлом у Юрия Трутнева нет олигархических империй. Все время — инженер или чиновник, мэр Перми, губернатор Пермской области. Разве что с 1990 по 1994 год был генеральным директором предприятия “Экс Лимитед”. Но свое богатство он объясняет: “У меня остался пакет акций в крупнейшей компании в Прикамье. Cейчас они сделали большие выплаты, и я их задекларировал”.

Видимо, “компания в Прикамье” преуспевающая. В 2004 году доход Трутнева составлял 317 тысяч долларов ежемесячно.

Но он не один среди министров такой богатый и загадочный. Не так уж беднее его министр транспорта Левитин и — что особенно радует — защитник бедных и сирых, министр социального развития и глава Пенсионного фонда Зурабов. В 2005 году их доходы были совсем незначительные (по их меркам, каких-то 40-50 тысяч в месяц). А вот в 2004 году Левитин получал по 404 тысячи, Зурабов — по 119 тысяч долларов ежемесячно. При этом у Зурабова самая большая в правительстве дача — 1359 квадратных метров. Видимо, и у них тоже есть акции каких-то компаний, выплачивающих большие дивиденды.

Так что никаких загадок.

Захват

Пока вице-спикер составляет для милиции опись украденных брильянтов, а президент не может дозвониться до подчиненных, страну грабят черные рейдеры.

У нас на эту тему в определенных кругах уже песни поют:

Ты не вейся, черный рейдер,
Над моею головой.
Ты добычи не добьешься.
Черный рейдер, я не твой...

А черный рейдер смеется: “Мой, мой...” И все на самом деле знают, что так.

Как происходит захват предприятия, земли, здания? Внешне — как в Петербурге, когда захватили мясокомбинат “Самсон”. Пришли вооруженные люди во главе с командиром спец-батальона “Восток”, бывшим ичкерийским боевиком Ямадаевым. Милиция взяла под козырек в знак уважения к генералу и Герою России. Директора комбината заперли в отдельной комнате, пытали (врачи зафиксировали у него перелом руки, сотрясение мозга, а также многочисленные ушибы), после чего он подписал отказ от предприятия. Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский сказал, что это спор хозяйствующих субъектов: “Город не вмешивается в ситуацию... Когда люди с автоматами врываются на предприятие — при чем тут правительство?”.

А ведь правду-матку сказанул, то, что на душе лежит. Ну ходят себе люди с автоматами, врываются, “мочат”, кого хотят — причем тут правительство? Отстаньте! Правда, через несколько дней его поправила губернатор Матвиенко: “Охота на такие действия в Санкт-Петербурге будет отбита”.

Хорошо бы, но жизнь показывает — слова, слова, слова...

А вот еще пример, в прямом и переносном смысле от земли. Директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Николаевич Грудинин рассказывает: “У меня в соседнем районе есть знакомый директор совхоза, на которого было возбуждено уголовное дело, а потом мы выяснили, что это дело было возбуждено за 50 тысяч долларов. А потом к нему пришли и сказали — хочешь, мы это дело прекратим, но только за это ты должен подписать документ, отдающий крупной структуре земельные участки такие-то и такие-то...”

А вообще и в принципе рейдерская схема известна. Работает предприятие, имеет прибыль. А я смотрю на него и думаю: почему не я получаю эти деньги, почему эти здания принадлежат не мне. Выпускать какие-то железки-деревяшки, машины или макароны я, конечно, не буду, а просто сдам в аренду — и кум королю. А еще проще — тут же перепродам, получу наличные и ищи меня свищи.

Сказано — сделано. Нахожу людей, которые оформляют поддельные документы, на их основании получаю подлинное свидетельство о регистрации. Прихожу и говорю: отдайте, мое! Если не отдают, привожу милицию или вооруженных “ребят” в масках. Выкидываем директора, весь персонал. Начинается скандал, тяжба, милиция, суды. А я тем временем продаю предприятие третьему лицу, он — четвертому. И эти лица (жулики они, связанные со мной, или не жулики — другой вопрос) являются уже добросовестными приобретателями, законными владельцами! И начинают отстаивать свои права.

Если не верите, что все так просто, напомню историю Гипромеза — государственного института проектирования металлургических заводов. Он стал символом всемогущества и безнаказанности черных рейдеров в России. В собственности института — огромное здание, площадью 32 тысячи квадратных метров. Половину занимает предприятие, другая половина — в аренде. Само по себе — богатство!

Вот его и захватили в июне 2005 года люди, объявившие себя новыми хозяевами. Оказалось, что институт “продан” панамской (!?) компании “Хэкбридж партнерс С.А.”. А та перепродала его оффшорной фирме “Вортмант инвестмент Лтд”. Тогда атаку отбили. Милиция официально объявила претендентов бандитами, возбудила уголовное дело. Но через год, в июне нынешнего года, захват повторился. Как ни в чем не бывало. Снова началось разбирательство. Российский Арбитражный суд установил, что все претензии “Вортмант Инвестмент” не имеют никаких законных оснований. Управление экономической безопасности правительства Москвы и Следственное управление МВД заявили, что посягательство на здание Гипромеза — “чистейший криминал”.

Увы. Через три месяца, 13 октября 2006 года, в здание Гипромеза вошла группа людей во главе с высокопоставленным работником милиции, который забрал у законного директора ключи и передал их представителям “Вортмант Инвестмент”. Скорее всего, милицейский полковник тут и ни причем, он лишь выполнял решение других инстанций.

Что все это означает?

Первое — начался новый передел собственности. На уровне малых, средних, изредка — более или менее крупных предприятий. Сложившееся положение не устраивает новых хищников и подкупленных ими государственных служащих. Они чувствуют себя обделенными и пытаются урвать свой кусок.

Второе — наши государственные структуры раздвоились. Одна часть, как и положено, отстаивает и защищает права граждан, собственности и т.д. Другая часть — никакой захват невозможен без документов со всеми подписями и гербовыми печатями — в той или иной форме служит бандитам, если не сама является бандитской структурой. Кто побеждает — судите сами. Сейчас в стране около трёхсот объектов находятся в “спорном владении”.

Таким образом, черный рейдер действует в паре с двуглавым орлом. Я имею в виду не большого, державного, символ страны и государства, а многих мелких, которые превратились в стервятников и оборотней районного, окружного, регионального и министерского уровня.

Вопрос — почему большой державный орел равнодушно взирает на происходящее?

Протоиерей против журналиста

И, наконец, нельзя в этом контексте не вспомнить о духовных пастырях.

Четырехмесячный скандал в церковном и околоцерковном мире России дошел до стадии судебного разбирательства.

А началось все еще летом, сразу же после всемирного саммита религиозных лидеров в Москве. Обозреватель “Московского комсомольца” Сергей Бычков оценил его весьма критически. “Не всемирный форум” — называлась его статья. Он утверждал, что глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Кирилл (Гундяев) и его заместитель протоиерей Всеволод (Чаплин) полностью провалили саммит: “В Россию не приехали первые лица восточного православия — не было патриархов Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского. А это древнейшие епископские кафедры. Не было ни Сербского, ни Болгарского патриархов. Бойкотировали саммит протестантские церкви США, Англии”.

Не было в Москве и Папы Римского. Не было и Далай-ламы. Не пригласили. Впоследствии Чаплин объяснил это тем, что боялись неловкой ситуации — они пригласят, а МИД не даст визу (против любых приглашений Далай-ламы куда бы то ни было резко настроен Китай — С.Б.). Иными словами, наша церковь побоялась поставить в неловкое положение государство...

Через два дня после выхода газеты, рассказывая о всемирном саммите, протоиерей Всеволод в эфире “Эха Москвы” буквально обрушился на Сергея Бычкова: “Бычков... это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на духовных чад отца Александра Меня доносы. Сегодня этот человек считает себя чуть ли не главным религиозным лидером России. Это человек душевнобольной, который вымещает личную скорбь шизофренического плана. А теперь свои доносы он оформляет в виде статей”.

Сергей Бычков подал в суд. В октябре состоялось первое заседание. Но четыре предыдущих месяца не прошли в молчании сторон. Сергей Бычков (1946 год рождения, доктор исторических наук, автор многих трудов по истории церкви) давал сдержанные интервью. А вот протоиерей Всеволод (1968 год рождения, кандидат богословия, один из немногих лиц, кому доверено публичное изложение официальной позиции церкви) был не по-церковному эмоционален: “Я не боюсь, что меня завтра в “МК” объявят педерастом, укравшим несколько десятков миллионов долларов. Настало время публично назвать этого человека тем, что он есть — лжецом, пакостником и старым стукачом. Есть множество свидетельств, что он стучал на прихожан отца Александра Меня. Отца Александра не раз спрашивали: зачем вы терпите рядом с собой стукача? Он отвечал: “Пусть будет этот, а то пришлют другого, которому будут верить”.

Сергей Бычков давно уже нервирует некоторых иерархов статьями о закрытых для общества сторонах церковной жизни — о коммерческой деятельности, в том числе и по импорту сигарет, о высокопоставленных монахах, которым по обету положено жить в бедности, а они купаются в непристойной роскоши, и т.д. Можно ли считать слова протоиерея Всеволода эмоциональным взрывом частного лица? Или это уже акция по дискредитации неугодного публициста?

Так или иначе, а Бычков не стерпел и довел дело до суда. На первом заседании от стороны Всеволода Чаплина выступил священник Борис Развеев и подтвердил его слова о стукачестве Бычкова: “В 1979 году проходила встреча в квартире Бычкова в Москве, на которой присутствовали он, священники Димитрий Дудко, Иоанн Мейендорф, Александр Мень, Глеб Якунин, я был. Там обсуждались серьезные вопросы, говорилось о том, чтобы создать подпольную семинарию... Первым посадили отца Димитрия Дудко, потом — отца Глеба Якунина, меня, а Сережа остался на свободе, вроде как ни в чем не бывало, хотя он был, можно сказать, в центре. Вот так удалось внедриться. Тогда мы еще не понимали, что он из себя представляет”.

Димитрия Дудко, Иоанна Мейендорфа, Александра Меня нет в живых. Предстанут ли в качестве свидетелей Глеб Якунин или, к примеру, отец Павел (Мень) пока неизвестно. Глеб Якунин утверждает, что никогда не слышал от Александра Меня о стукачестве Бычкова. Его поддерживает Павел Мень, брат протоиерея Александра Меня: “Отец Александр Мень никогда не считал Бычкова стукачом — это я знаю доподлинно. Что касается его сотрудничества с органами, о котором говорит отец Всеволод... Как это можно доказать? Ну состоится суд, принесут туда какую-то бумажку, состряпанную в недрах ФСБ, где, кстати, и по сей день считают отца Александра врагом, и где, кстати, уничтожены документы, связанные с ним — ну и как это будет выглядеть? Верить-то этому, понятное дело, нельзя. И разве можно верить отцу Борису Развееву, который побывал в стенах Лубянки и наговорил на Бычкова?.. Ведь настоящих-то доказательств нет”.

Тень КГБ до сих пор никого не отпускает. В светском мире, мне кажется, с ней давно примирились. Если в первые перестроечные годы любое подозрение в стукачестве-сотрудничестве воспринималось как нечто ужасное и мерзко-позорное, то сейчас никого ничто не смущает. Открыто пишут и говорят о тех или иных публичных деятелях, связанных с тайной полицией, и общество воспринимает это спокойно. Другое дело — церковный мир. Все-таки духовные отцы, пастыри... 16 лет назад, когда на престол патриарха претендовал митрополит Филарет, громко прозвучали статьи церковного публициста Александра Нежного, в которых он обвинял Филарета в прямых связях с КГБ. В итоге патриархом стал Алексий (Ридигер), а Филарет (Денисенко) уехал на Украину.

С тех пор было тихо. И вот — снова.

Автор тех сенсационных материалов Александр Нежный не остался в стороне от обсуждения: “Россия вляпалась в клерикализм с малоприятными для себя последствиями... Принадлежность к РПЦ для карьерного чиновника ныне почти то же самое, что в недавнем прошлом — членство в КПСС. Надо полагать, пришло время таким, как Бычков, заткнуть рот. Странно и удивительно, что г-н Бычков, многолетний наблюдатель церковной жизни, историк, этого, похоже, не понимает. Ему всё мнится, что нынешний высокопоставленный епископ вполне может быть приличным человеком. Отсюда соблазн двойного стандарта. Есть поедом митрополита Кирилла (Гундяева) и нежно любить митрополита Мефодия (Немцова) — что за канавка такая священная прокопана меж ними и чем один отличается от другого? Один — агент КГБ с кличкой “Михайлов”, другой (по крайней мере, в недавнем прошлом) — действующий офицер тайной полиции. Одного Бычков готов стереть с лица земли, другому готов пропеть осанну. Чудеса. По мне, уж коли взялся разгребать навоз, то не морочь голову публике и не кричи, что нашел в нем жемчужное зерно”.

Про эти скандалы не говорят по телевидению. Но земля слухом полнится. Особенно нынче, в эпоху интернета. И первый в нашей судебной практике иск воцерковленного мирянина к церковному иерарху может закончиться большим ущербом для репутации одной из сторон.

Следующее заседание суда состоится 24 ноября.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки