Один знакомый сказад мне однажды, что национальная идея американского народа – это гипертрофированные масштабы. «В Америке всего сверх меры, – пояснил он, – и плохого, и хорошего. Если закажешь в кафе бутерброд, то тебя накормят мега-гамбургером. А пойдешь в кино – будешь смотреть фильм про героя-супермена».
Пожалуй, мой приятель был в чем-то прав. В Штатах, действительно, на всем лежит печать гигантизма. В США проживает менее пяти процентов населения планеты, а в здешних тюрьмах отбывают срок около четверти заключенных всего мира. Или – военный бюджет Соединенных Штатов превосходит аналогичные бюджеты не просто нескольких, а последующих десяти (!) стран мира. И еще – населения в США примерно на одну треть меньше, чем в ЕС, а валовый национальный продукт выше, чем во всех двадцати восьми европейских государствах вместе взятых.
Все это, конечно, широко известные и, возможно, даже навязшие в зубах факты, но вот последующие мои примеры, наверняка, будут россиянам в диковинку. В технократической и «одноэтажной» Америке – работает больше философов, чем в какой-либо другой стране мира. Только Россия, которое держит почетное «серебро» в этой категории, может составить Америке достойную конкуренцию.
В либеральной «гей-Америке» также действует самая крупная в мире ассоциация специалистов по изучению мировых религий. Американская академия религии (ААР) была создана в начале двадцатого века и в то время состояла, в основном, из преподавателей Библии в семинариях. Впоследствие она значительно расширила свои ряды за счет историков, философов и социологов религии, представителей различных религиозных конфессий, издателей, пишущих на религиозные темы журналистов и университетской братии.
Раз в год около десяти тысяч членов этой организации собираются в одном из городов США на ежегодную конвенцию. Для сравнения – на всемирный философский конгресс, который проводится раз в пять лет, съезжается не более одной-двух тысяч профессио-налов.
Когда в далеком 1993 году я впервые попал на конференцию Американской академии религии, то, честно говоря, обалдел от ее масштабов. Более сотни издательств со всего мира представляли свою книжную продукцию участникам. Каждый день – с самого раннего утра и до позднего вечера – проходили многочисленные заседания круглых столов, семинаров, специализированных групп и секций, пленарные заседания, деловые встречи, банкеты, презентации фильмов и других произведений искусства, и, Бог знает, какие еще мероприятия.
Длится этот праздник науки четыре дня, и в прошлом году он проходил в Атланте, столице штата Джорджии, а также родном городе знаменитого борца за расовое равноправие Мартина Лютера Кинга и основателя CNN Теда Тернера. Встретить здесь можно было кого угодно – на форуме религиоведов были представлены все конфессии и дисциплины. Но самым запоминающимся для меня стало знакомство с философом Джерри Мартин’ым (Jerry Martin), который организовал в рамках конференции свою секцию под названием «Теология без границ» (Theology Without Walls).
Джерри Мартин – профессиональный философ (ныне пенсионер), бывший декан философского факультета Университета Боулдер в штате Колорадо. Впервые я слушал его доклад по проблемам теории познания на одной из региональных конференций Американской академии религии. Тогда Джерри предварил свое выступление необычной историей из личной жизни.
Он рассказал, как влюбился по телефону в одну женщину – cherchez la femme! – коллегу-философа, которая жила и работала в другом городе. Он мучительно искал, как бы им съехаться, и однажды, почти в отчаянии, пал на колени и взмолился Богу, прося о помощи. В существование Всевышнего он не верил, но, к удивлению Джерри, в ответ на молитву перед его взором возникло, похожее на голограмму, видение фонтана, из которого раздался Голос. «Кто ты?» – растерянно спросил Джерри, опасаясь, что сходит с ума. «Я – Бог», – ответил Голос. «Бог Израиля?» – еще более ошарашенно спросил Джерри, который вовсе не был евреем. «Бог всего», – пояснил Голос.
С тех пор Джерри общается с Богом, а точнее с Голосом, который рассказывает ему о божественной жизни – сотворении мира, эволюции вселенной и предназначении человека. При этом сам Джерри выглядит вполне здравомыслящим индивидом, критически и с юмором относящимся к своему необычному жизненному опыту. Этим летом он наконец-то издал книгу об общении с Голосом под названием «Бог: автобиография, рассказанная философу».
На конференции ААР я встретился с Джерри, чтобы подарить ему (тоже недавно вышедший) английский перевод знаменитого трактата «Роза мира», написанного русским поэтом-мистиком Даниилом Андреевым. Мне казалось, что это достойный подарок. Тем более, что и Андреев, и сам Джерри пишут об одном и том же – глубинном единстве мировых религий, исходящих из одного божественного источника.
Джерри был очень благодарен и растроган. Мы сидели в кафе и болтали на разные философские и религиозные темы. И я подумал о судьбе пророка в своем отечестве. Даниил Андреев попал в тюрьму за незавершенный роман «Странники ночи» и провел там десять лет. В тюрьме он начал сочинять свой мистический шедевр «Розу мира», которую дописал уже на свободе.
А что же Джерри? Он, разумеется, не только не был в заключении, но и вообще прожил весьма благополучную по любым меркам жизнь. И отсутствие эпохальных страданий не помешало ему испытывать мистические озарения и выполнить свою визионерскую миссию. Настоящий американский хэппи-энд, в котором герой, побеждает злые силы, женится на любимой девушке, да еще при этом становится богачом.
«Да-а, – почему-то с грустью подумал я, – вот какие дела-то творятся в этой одноэтажной мега-Америке!» Распрощался с Джерри и пошел восвояси.
Добавить комментарий