Историко-психологическая новелла
«Песнь Песней» - произведение многоплановое, которое может восприниматься и как книга о человеческой любви и как книга о взаимоотношениях Бога и людей, и как книга мистическая».
Из Википедии
В который раз Анна Герман перечитывала в Ветхом Завете «Песнь песней». Мысленно повторяла отчаянную пушкинскую просьбу, навеянную мудрым творением Соломона: «Лобзай меня: твои лобзанья мне слаще мирра и вина». И пыталась разобраться в божественном чуде чувства любви, слившего в единое целое её и Збигнева Тухальского. Почему, даже те же самые животные судороги от тесного сближения с мужской плотью могут не угнетать человеческого достоинства, а вызывать песенно-улыбчивое настроение? В чем кроется возвышающе-унижающая тайна этих дрожаний?...
Она, не спеша, одну за другой перелистывает страницы своей жизни, начиная от случайной их встречи, которая перелилась потом в годы счастья, перемешанные с пережитой смертельной трагедией, случившейся на ночной дороге в Италии. Затем - медленное выздоровление, благодаря стараниям Збигнева, врачей, и появлению сына, который высветил по-новому не только все будни бытия, но и значимость ее творчества. С возрастом в жизни, как в литературе и музыке, многое открывается по-другому. Не случайно даже священную «Песнь песней» религиозные евреи и лютеране прежде разрешали читать только после тридцати лет…
Необычность её отношений с Збигневым началась с их знакомства. Симпатичный рослый поляк, немного старше и выше ее, бегло окинул взглядом пассажиров, собравшихся в зале ожидания Вроцлавского вокзала. Его глаза остановились на Анне. Он подошел к ней, извинившись, поинтересовался, не на Варшаву ли она поджидает поезда. Увидев подтверждающий кивок, мужчина, радостно улыбнулся, спросил, может ли он оставить около нее свой чемодан, чтобы сбегать на речку скупаться…. Ему тоже на этот же поезд….
Уже объявили посадку, когда незнакомец вернулся в зал ожидания. Ей запомнился первый их диалог:
- Почему у вас взгляд счастливчика, хотя еще немного - и опоздали бы…. Мне пришлось бы сдавать ваши вещи полиции, - улыбнулась Анна. - И отчего вы доверили их именно мне, незнакомке?
- Из-за глаз ваших….
- Интересно, что вы в них вычитали?....
- Симпатичные и честные женщины смотрят не так, как остальные…
- А как?
- У них – озаряющий взгляд, - засмеялся Збигнев. – Пока вы сидели с моим чемоданом, я спокойно купался, твердо веря: все оставленное окажется в полной сохранности…. Пришел и убедился, что оказался прав…. А оправданные надежды делают человека счастливым….
Случайное знакомство стало судьбоносным для обоих. Хотя вся наша жизнь, когда начинаешь присматриваться к ней внимательней, разве не есть цепочка загадочных случайностей, кем-то продуманно подготовленных?….
Три главных проверки – профессией, любовью и смертью предстоит пройти каждому человеку в этой жизни. Такое утверждение чуть ли ни с детства не раз слышала Анна от своей матери. Теперь она может считать, что ею выдержаны успешно все испытания, перечисленные родительницей ….
Многие думают, будто талант всегда пробьет себе дорогу. Ой, она насмотрелась, как часто одаренные её ровесники сбивались с пути в ходе реализации своего призвания. Вот и у нее профессиональная дорога складывалась не прямой. Детские годы, проведенные в СССР, не только позволили хорошо освоить русский язык, но и наложили свой отпечаток на выбор профессии. Там учили руководствоваться, прежде всего, интересами общества, чтобы быть полезной для государства, а свои личные желания откладывать на потом. Хотя еще ребенком, когда жили в Узбекистане, она уловила завораживающую тягу пения и желание выступать перед людьми. В детсадовском возрасте охотно распевала на улицах перед соседскими детьми и случайными слушателями популярные в то время песни. Не раз слышала, как местные бабули, после ее пения, удивленно обсуждали между собой, почему родители малышки не боятся сглаза ребенка, выпускают на такие многолюдные выступления….
Ей шел всего второй год, когда отца, немца по национальности, арестовали, обвинили в шпионаже и связь с ним пропала. Вторично мать вышла замуж за поляка, и уже после войны всей семьей они переехали жить в Польшу. Осели в западном районе страны, в городе Вроцлаве, раскинувшемся на берегах Одера. Там она окончила школу и поступила на геологический факультет местного университета, хотя мечталось совсем о другом. Выучила наизусть многие женские оперные арии и песни, исполнявшиеся популярными артистками на русском, польском и итальянском языках. Но родители убеждали: пение – дело несерьезное. Для успешной жизни, нужна профессия понадежнее. Ей же мечталась такая работа, чтобы не только кормила, но давала радость сердцу и голове. Хорошо, что в университете можно было отводить душу в молодежном театре «Каламбур», с участниками которого она и начала выступать в небольших польских городках с подготовленным репертуаром.
Первым, сразу и навсегда, в ее серьезные певческие способности поверил Збигнев, хотя по образованию и опыту работы был инженером. После того случайного знакомства они стали встречаться, а в доме Тухальских, по просьбе его родителей, она спела несколько песен. Слушавшие пришли в восторг. Видно, творческому человеку очень важно, чтобы кто-то из близких ему людей поверил в его талант. Таким безгранично уверенным в её предназначение и стал Збигнев.
Позднее он признался Анне, что сразу же уловил в её голосе, звучании и манере исполнения выбираемых песен удивительное сочетание девичьей чистоты, нетронутости с женским пониманием бездонности и глубины чувств, про которые пелось. Наверное, это улавливалось слушателями, вызывало ответное волнение, причина которого трудно поддавалась объяснению даже опытными педагогами вокала. Зато отчетливо проявлялось в зрительской привязанности и бурных аплодисментах после каждого её выступления…. Польское жюри, отбиравшее кандидатов для участия в международном молодежном конкурсе исполнителей популярных песен, колебалось: есть ли смысл, включать Анну – молодую, никому не известную исполнительницу, для поездки на фестиваль в Сопоте? А она заняла там третье место. И всего через год на этом же фестивале стала уже победительницей.
Муж никогда не сомневался, что Анна – певица особая, что её интонации и манеры исполнения – неповторимы. Уверенность Тухальского в её вокальном успехе способствовала сравнительно быстро добиться профессионального признания.
А вот испытания на любовь у них заняли больше времени. Двенадцать лет они прожили вместе, пока Збигнев решился подать заявление на регистрацию брака. Дело было не в том, что он сомневался в силе и искренности чувств Анны или своих. Как истинный инженер Збигнев считал, что оформление брака не нуждается в спешке. Чтобы семья строилась на надёжном фундаменте, необходима проверка временем. Супруги должны до посещения ЗАГСа провести основательные испытание на прочность союза, который они собрались создавать….
И, как образованный думающий технарь, Збигнев даже умело подводил под свои убеждения научно-теоретическое обоснование. Мол, истинная любовь – понятие единичное. Не может человек за свою жизнь, утверждал он, любить по несколько раз. Это чувство подобно рождению. И закладывается каждому с появлением в наш мир лишь единожды. Только пользуются этим чудом люди по-разному. Одни спешат и растрачивают его по мелочам. Потом утверждают о его отсутствии вообще. Счастливчики - берегут и очень им дорожат.
-Лично я, - недавно признался он Анне, - не могу представить себе, что бы чувствовал и как вел себя, если бы мне пришлось ласкать после тебя другую женщину…. Любая выпуклость, ямка и родинка на твоем теле мне знакомы… Каждый шрам от операций после аварии узнаю ночью наощупь…. Гладя тебя, привык шептать твое имя…. Делая то же с другой, я бы нечаянно называл её Анной…
А у неё под влиянием довольно свободных отношений между мужчинами и женщинами, которые преобладали среди артистической польской молодежи, сложились другие представления о брачных узах. Разве так важно впервые ли отдается женщина своему мужчине или такое случалось и раньше? С годами, после знакомства со Згибневым, отчетливо прояснилось главное, что позволяет оценивать значимость любого соития: возвышает ли оно душу или приходится стыдиться себя за допущенное….
Во время той автомобильной аварии, случившейся ночью по дороге домой между Форте и Миланом, и свершенного ею по инерции неожиданного кульбита через лобовое стекло машины, она неделю не приходила в сознание. Потом – полгода неподвижности на больничной койке, после которой пришлось заново учиться ходить. Тогда благодаря долгим стараниям медиков и неотлучным заботам Збигнева, её тело собрали из кусочков. И Анна смогла вернуться в этот мир. По сути дела, то смертельное происшествие можно считать третьим испытанием, о котором упоминала мама. Любовь Збигнева к ней, а её - к мужу выдержала все посланные им проверки. И многое изменила в супружеских отношениях.
Даже ночные ласки в постели у них теперь начали проходить совсем по-другому. Прежде весомые ладони Збигнева с бесконечной жадностью скользили по всему телу Анны. А после случившегося руки мужа стали двигаться осторожно, она часто слышала оберегающий шепот, не больно ли ей. И не понимала толком, от чего возбуждалась больше. То ли от волнующих прикосновений родных пальцев или заботливых вопросов мужа…. Они не только побывали в ЗАГСе и оформили брак, но и стали мечтать о ребенке…. Хотя осторожные врачи не советовали спешить с этим… Но она не захотела их слушать…
С появлением Збышека - младшего, так они решили назвать родившегося ребенка, как-то изменилось отношение мужа ко всей ее женской сущности. Если раньше груди жены были для Збигнева-старшего только объектом поцелуев и ласк, то после родов она подметила, как зачарованно муж наблюдал за процессом кормления ею ребенка. Поощрительно улыбался когда сын жадно припадал к соску, энергично втягивал в себя молоко, стекающее по розовым от старания щечкам. При этом глаза мужа, все выражение его лица становились какими-то благостно-торжественными, как при посещении храма или костела.
Анна запомнила навсегда весь процесс прохождения сына на этот свет. Как медленно, причиняя страшную боль при каждой очередной схватке, он продвигался в ее теле. И то непередаваемо-счастливое ощущение свершения чего-то главного, очень важного, которое её охватило после прекращения затянувшейся боли и услышанного плача ребенка.
С рождением сына они с мужем стали не просто счастливой семейной парой. Их мир сразу как-то раздвинулся, возникла уйма новых интересов и увлечений…. Почему, удивлялась Анна, здоровые, состоявшиеся люди часто поют грустные песни? А вот она стремится наполнять мир радостью и улыбчивостью. Теперь ей хочется не просто петь, а делиться со слушателями именно теми мыслями и чувствами, которые переживает сама. В таком случае пение доставляет пищу для сердца и головы одновременно…. Оно воспринимается совсем-другому. Она сразу отчетливо улавливает то радующее сближение и доверительное начало, которое устанавливается между присутствующими на концертах или слушающими её выступление по телеканалам, когда ей удается отыскать автора, чьи слова отражают её собственные переживания…. Многократно проверено: фундамент любви – безграничное доверие….
После аварии Анна убедилась, что ей, действительно, муж послан самим Богом. Он оказался из тех редких мужчин, у которых страсть сочетается с самопожертвованием ради чувств и семьи. Таланту необходимо не только признание самого близкого человека, но и бытовое служение в супружестве. Збигнев взвалил эту ношу на себя. А счастливая семья служит объединяющим началом. Поэтому тема единственности любви, которую отстаивал муж, начала постепенно пропитывать и её творчество. Открытием стали стихи Михаила Рябинина «Когда цвели сады».
Припрятанный главный смысл сочиненной им песни о неповторимости и единственности многих событий жизни помогает донести слушателям многократное повторение в песне слова «один»:
Один раз в год сады цветут
Весну любви один раз ждут
Всего один лишь только раз
Цветут сады в душе у нас
Один лишь раз, один лишь раз…
Здесь «один» используется автором не только для сохранения ритма и рифмы. Чуткие сердца слушателей, когда она исполняет этот романс, сразу догадываются, что упомянутые цветущие сады – отчетливая подсказка про чудо любви, которое важно не пропустить. В этом - главный смысл песни. Его понимание зрителями проявляется бурей аплодисментов с бесконечными разрядами выкриков: «Бис!... Бис!..».
В последнее время у неё почему-то зашалили ноги. Врачи надоедают с необходимостью всяческих обследований и сбора бесконечных анализов. А ей сейчас нужно совсем другое. Анна подыскивает слова для песни, которая смогла бы хоть как-то отобразить содержание и тот уровень чувств, которые переживает теперь она и муж друг к другу. Знаменитый поэт Роберт Рождественский словно подслушал ее мысли о загадочном состоянии их душ. И Анна запела:
Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст,
Мы эхо, Мы эхо,
Мы долгое эхо друг друга….
Истинные Поэты умеют многое предугадывать и предчувствовать. Анна знает, что чуткий Збигнев догадается, о чем эта песня. Почему включена в её репертуар. И чтобы ни лишать любимого необходимой надежды, пока музыканты перебирают аккорды, чуть изменив тембр голоса, она при исполнении добавляет:
За гранью смертельного круга
Я знаю, с тобой не расстанемся мы,
Мы память, мы память,
Мы звездная память друг друга.
Мы память, мы память,
Мы звездная память друг друга.
Ну и что, - мелькает в сознании Анны, - если когда-то её в этом мире не будет…. Зато на польской земле останется маленький Збышек… А большой - она в этом уверена - будет помнить о ней до конца своих дней.
Жизнь складывается по-разному. Её отца Ойгена Германа расстреляли перед войной с фашистами, а через двадцать лет реабилитировали…. Но она от своей фамилии не отказалась. Она гордо несет ее через всю жизнь.
Добавить комментарий