Эта статья о театре и новом спектакле. О свежих впечатлениях от актерской игры и смелых режиссерских решений. Но, в первую очередь, я хочу сказать следующее. За последний год с небольшим мир буквально перевернулся с ног на голову. Мы стали меньше путешествовать, стараемся лишний раз не выходить в люди, элементарная прогулка может стать целой эпопеей, поскольку мы вынуждены соблюдать меры предосторожности.
Мы полностью сконцентрированы на безопасности. Себя. Своих близких. Всех тех, с кем мы пересекаемся. Но знаете, чего никак не хочется допустить. Чтобы мы разучились радоваться простым вещам и перестали любить жизнь. Нет-нет, это не должно случиться ни при каких обстоятельствах. Не стоит забывать о том, что мы по-прежнему можем делать все то, что делали раньше, просто с определенными ограничениями. Мы по-прежнему можем гулять. Улыбаться. Радоваться новому дню. И ходить в театр. И пусть это будет связано с определенным дискомфортом, новые впечатления все равно все превзойдут. Разве не так?
А в Театре Табакова тем временем активно завершается тридцать пятый сезон. Случилось немало интересных премьер. Правда, зрительный зал, к сожалению, до сих пор не может быть заполнен на все сто процентов, но надеюсь, совсем скоро это станет возможным. Из нового: “И никого не стало”, “Мольер, аvec amour”, “(Не) Смешно”. Но я хочу рассказать о спектакле “Старший Сын”, поставленном блестящей Аленой Лаптевой, потрясающей характерной актрисой и чутким педагогом.
Пьеса “Старший сын” Александра Вампилова, на мой взгляд, относится к категории произведений, которые трудно поставить плохо. Это нечто вечное и незыблемое, чистое и настоящее, до слез искреннее и приятное. В этой пьесе нет супергероев и злодеев. В ней есть люди, обычные люди, которые просто живут своей жизнью и хотят быть счастливыми. И это, пожалуй, главная ценность, которая, дай Бог, всегда будет актуальна.
Много лет назад в Театре Табакова уже ставили “Старшего сына”, и делал это модный режиссер Константин Богомолов. И хотя я не являюсь фанатом его творчества, та постановка была очень даже органичной. С тех пор прошло больше двадцати лет. Однако пьеса ни на йоту не утратила свой актуальности.
С точки зрения режиссерской работы, в случае с новым спектаклем мы видим самую классическую постановку. Без фантазий и прикрас. С минимальным количеством реквизита и самыми обычными героями, напоминающими нам кого-то из реальной жизни. И знаете, я считаю, что именно так стоит обращаться с классическими пьесами. Потому что они прекрасны сами по себе. Неважно, что драматургическое произведение само по себе является полуфабрикатом, в случае со “Старшим сыном” это немного не так. В это произведение заложено столько чистоты и драматизма, что у грамотного режиссера даже не возникает вопросов относительно того, каким образом его нужно ставить. И у Алены Лаптевой не возникло. Работа с пьесой “Старший сын” породила решение очевидное и незатейливое и потому требующее немалой смелости.
Теперь об актерской игре. Для начала хочется отметить главного героя, которого играет молодой актер Артур Касимов. Признаться, в моей картине мира Бусыгин был немного другим. Уверенным и харизматичным, как в исполнении Караченцова в любимом советском фильме. Однако Касимов играет его немного не так. В его Бусыгине есть нечто романтичное, робкое и застенчивое. Он чуткий и внимательный к деталям. И боится нанести вред даже тем, кого видит впервые. Это достойная работа и весьма интересный образ, поражающий своей многогранность. Браво.
А теперь о Сарафанове. Его играет Сергей Беляев, один из самых заслуженных и преданных артистов в театре Табакова. Его герои ироничны, немного мягкотелы и невероятно трогательны. А его Сарафанов такой, какой есть. Человек тонкой душевной организации, милый и доверчивый, живущий в воображаемом мире и верящий в лучшее. Блаженный, одним словом. Сарафанов Беляева очень похож на Леонова. Такой же мягкий и милый. Неторопливый, но все же творческий. И несмотря ни на что, искренне преданный своей семье. И когда в нее приходит кто-то новый, для него это становится поводом начать новую жизнь и дотянуться до желанной звезды. Думаю, именно таким хотел бы его видеть сам Александр Вампилов. Честным и правдивым. Таким, каким его предъявляет нам Сергей Беляев.
Что касается Сильвы, то тут мы видим ловкого махинатора, уверенного в себе и пользующегося успехом у женщин. Именно таким он и должен быть. Его играет Павел Шевандо, актер успевший завоевать себе место под солнцем в Театре Табакова. Безумно интересно наблюдать за тем, как герой Сильвы очень постепенно становится главным антиподом спектакля. Изначально мы видим вежливого и обаятельного, немного хитрого молодого человека. Но в конце оказывается, что его хитрость не знает границ. И частично благодаря этому качеству Сильвы раскрывается Бусыгин.
Герои Нины и Васеньки предстали перед зрителями в самом что ни на есть классическом варианте. И тут мы с удовольствием наблюдаем за профессиональной игрой начинающих актеров Натальи Поповой и Павла Чернышева. Они еще совсем молоды, однако держатся на сцене весьма уверенно и играют героев, которых до них играли десятки именитых актеров, а значи, им нужно хорошенько постараться, чтобы выглядеть убедительно. И им это очень даже удается.
Ну и очень хороша Арина Евтушенко в роли Макарской. Эта роль не самая большая, но весьма интересная. Макарская живет, страдает и жаждет личного счастья. Она самая обычная провинциальная жительница, но даже ей хочется испытывать что-то глобальное. Поэтому она всегда наготове. Улыбается. Делает прически и наряжается. И не хочет принимать ухаживания Васеньки, потому что он еще юн и ничего не смыслит ни в жизни, ни в любви.
Словом “Старший Сын” – это постановка, которую можно смотреть снова и снова. Просто потому что в ней есть все: и любовь, и скука, и жажда чего-то большего, и искренность, и честность, и предательство, и хитрость, и простота! И герои все выписаны с невероятной чуткостью и вниманием, вот почему играть их на сцене и наблюдать за ними из зала - одно удовольствие!
Если у кого-то из вас есть возможность посмотреть спектакль вживую, сделайте это! Вы получите удовольствие. А если такой возможности у вас нет, пересмотрите наш старый фильм. Или просто почитайте пьесу. Вампилов написал удивительно чистое и честное произведение. И я уверена, его будут ставить еще не один век.
Добавить комментарий