День рождения Алессандро КАЛИОСТРО (Джузеппе Бальзамо; 1743 - 1795),псевдо-графа,поддельного "гишпанского полковника", мистика-авантюриста и чародея, производившего своими чудесами и исцелениями фурор при разных европейских дворах. Тут извлечение из энциклопедической справки - сведения о графе на заключительной фазе его подвигов: "... Сначала он «выращивал» драгоценные камни в Лондоне и «угадывал» выигрышные лотерейные номера. После, в Париже, встретил «конкурента» – графа Сен-Жермена – и позаимствовал у него ряд приемов. К примеру, Калиостро заставил слуг говорить, что они служат ему уже 300 лет, и что он владеет секретом вечной молодости и знает рецепт бессмертия. Еще в Италии Калиостро женился на первой красавице Рима – Лоренце Феличиане, которая ради него отказала многим завидным женихам. Хотя внешне граф был невзрачен, он обладал магнетической властью и какой-то особенной притягательностью (как сейчас сказали бы – особой харизмой). Поскитавшись по странам Европы, Алессандро и Лоренца в 1778 году прибыли в Санкт-Петербург ко двору Екатерины II и быстро завоевали расположение императрицы. Сама Екатерина услугами графа не пользовалась, но рекомендовала его своим приближенным. История повторилась: сначала безумный фурор, затем – жесткая опала. Графу посоветовали «елико возможно поспешно» удалиться за пределы России, а на сцене театра в Эрмитаже была поставлена комедия «Обманщик», сочиненная лично императрицей. Правда, есть версия, что в немилость Калиостро попал потому, что один из главных фаворитов Екатерины, князь Григорий Потемкин, увлекся Лоренцой. Пара вернулась в Европу и в 1789 году обосновалась в Риме. Вскоре Калиостро арестовали, обвинив в чернокнижничестве и мошенничестве. Показания против мужа дала и Лоренца, но это ей не помогло: женщину приговорили к пожизненному заключению в монастыре, где она вскоре умерла. Сам граф Калиостро был приговорен к публичному сожжению, но вскоре Папа заменил смертную казнь пожизненным заключением. 7 апреля 1791 года в церкви Санта-Мария состоялся торжественный ритуал покаяния. Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все его магические книги и волшебный инвентарь. Последующие 4 года Алессандро Калиостро провел в заключении в замке Сан-Лео (Италия), где и умер 26 августа 1795 года. По одной из версий – от эпилепсии, по другой – от яда, подсыпанного тюремщиками".
Я не думаю, что Екатерина Великая слишком уж ревновала и боролась с какой-то Лоренцей за Потемкина. Но, верно, к ней вернулось обычное трезвомыслие и она решительно избавилась от обманщика.
Так или иначе, фантасмагорический деятель оставил след в русской словесности(не говоря уж о мировой). Начиная с собственной пьесы Екатерины, литературно весьма одарённой... Несколько лет назад состоялась научная конференция "Пушкин и Калиостро".Тема внушения... Все же и вольнодумцу Пушкину не был чужд мир гаданий и прорицаний(как известно, ему самому судьба была верно нагадана заезжей ясновидящей). Тут и "Пиковая дама", где у истока сюжета находится Сен-Жермен, учитель Калиостро и такой же "граф"...Конечно, антология русской поэзии не может обойтись без выдающегося стихотворения Каролины Павловой "Разговор в Трианоне"(потрясающий воображение разговор происходит между Мирабо и Калиостро). Далее имя странствующего графа мелькает в поэзии и прозе русского Серебряного века(или литературы, вышедшей из этого века). То есть эпохи Папюса и Распутина, созвучной настроениям того французского предреволюционного времени...А.Н.Толстой, Иван Лукаш, Цветаева, Агнивцев, Антокольский. В "Поэме без героя" Ахматовой Калиостро(и притом "сам изящнейший Сатана") является в облике Михаила Алексеевича Кузмина (ну, тут суровая путаница личных отношений).
Ограничусь сонетом Валериана БОРОДАЕВСКОГО (1874 - 1923), поэта блестящего, но, к сожалению, призабытого(что и случается с теми, кто не примкнул ни к одной из литературных группировок, а его высоко ценил и ему покровительсвовал только Вячеслав Иванов, что для меня всё же и является "патентом на благородство").
КАЛИОСТРО
Спеша из края в край в раскрашенной карете,
Как кожу гибкий змей, меняя имена
И жесты важные, - Маэстро и жена,
Лоренца лживая, несутся к дальней мете.
Великий Кофта ли в пурпуровом берете,
Граф Феникс в бархате, - быть может, Сатана? -
Он сыплет золотом и зельями, - она
Глазами жгучими влечет в иные сети.
И золото всех стран за райский Пентагон
Рекой стекается и, нимбом окружен,
Ты - чудо сам себе, волшебник Калиостро!
Но, чу! рожок звенит... Толпа ливрейных слуг
Снует бездельная... И мчит тебя, сам-друг,
Карета шестерней, малеванная пестро.