Со школьных лет Павлик рос на наших глазах. На глазах жителей нашего садового товарищества. Членами товарищества являлись работники нескольких заводов и геологи. Геологи разных профилей. Геофизики, гидрогеологи, инженеры, геохимики, минералоги, специалисты разведочной геологии, начиная со съёмок и кончая поисками месторождений…
Как-то повелось, что если мы не были в экспедициях, то круглогодично жили здесь, за городом.
Других ребят я не очень помню, а вот Павлик всё время был на виду. И всё время держался нас, взрослых. В лес за грибами идём - и он с нами. Купаться на пруд, он здесь же. Группа взрослых людей идёт рыбалить на речку, Павлик с нами. Недалеко от наших участков находится заброшенный разрез и, конечно, геологи-профессионалы, да и просто любители посещали его в поисках полудрагоценных камней. Это было неплохим развлечением.
Со временем несколько человек стали замечать, что Павлик стал увлекаться геологией. Рассказы об экспедициях, наши походы на заброшенную разработку… всё это, безусловно, сподвигло паренька к занятиям геологией. Многие из нас безоговорочно взяли шефство над школьником. Обладатели значительных объёмов специальной литературы кто мог, тот дарил Павлу учебники, энциклопедии, определители по рудам, металлам, сплавам, драгоценным и полудрагоценным камням… Охотно рассказывали интересующемуся пареньку о месторождениях, их поисках, признаках наличия в природе драгметаллов и камней… А нам, имеющим богатый опыт походной жизни, было что рассказать. Так, один из нас вспомнил весёлый случай с молодым коллектором, впервые отправившимся в экспедицию. Среди ночи тот просыпается. Подходит к костру, у которого сидят геологи и жалуется:
- И как вы только спите в такой духоте. Этот чёртов спальник…
- А как ты, дружок, в него залезаешь? – спросили его.
- Как, как. Обыкновенно… Головой вперёд.
Дружески отсмеявшись старшие товарищи посоветовали ему:
- А ты попробуй в спальный мешок залезть ногами вперёд. Ты почувствуешь, что дышать станет легко.
Много хитростей, наработок и навыков почерпнул Павлуша в беседах с опытными экспедиционниками. Ему советовали в жару пить подсолённую воду. В походах и в вылазках в жару лучше надевать головной убор, изнутри подшитый алой материей. Этим человек будет защищён от вредоносных ультрафиолетовых лучей. Будучи в горной местности бивак не следует разбивать у самой реки, на отмели, на низком берегу. При ливнях где-то в верховьях река моментально становится бурной и может залить палатки, а то и снести их…
Учился в школе Павлик средне, а потому после окончания школы, чтобы сдать экзамены в университет на геофакультет или в профильный ВУЗ, куда он решил поступать, к экзаменам надо было серьёзно заниматься. Сдавать ему предстояло математику, физику и русский. Вот по этим предметам с ним занимались те из наших жителей, кто был относительно свободен и кто мог.
В геологический институт Павел поступил. С большими трудностями, но поступил.
Теперь при встречах его спрашивали:
- Как дела, Павлик?
- Что проходишь?
- Кто у тебя преподаёт?
- Дела идут хорошо. Я доволен. Преподаватели тоже довольны. Преподают те же лица, что вы не раз называли. Я и не знал, что существует столько интересного в геологии. Это и полезные ископаемые, петрография, геодинамика, геоморфология, палентология, вулканология, тектоника, стратиграфия…Пока не знаю, в чём специализироваться. Пока рано, но предстоит определиться. Чрезвычайно интересно!
Видно было, что Павлик на верном пути. Что занимается с увлечением. Всё хорошо у недавнего мальчишки. И мы все за него радовались.
Незаметно пробежали годы учёбы. Павлик стал работать в НИИ, где он в скором времени стал слыть специалистом по драгоценным и полудрагоценным камням и металлам. Разные структуры его даже привлекали в качестве эксперта по этим направлениям. А потом пригласили работать в МВД в качестве специалиста по золоту и камням.
Павлик уже сам пояснял желающим из нашего посёлка характеристики различных объектов. Он свободно разбирался в сортировке, чистоте, пробе золота, например. От него можно было услышать суждения о ценах, типах, цвете, массе, количестве, скажем, натуральных и искусственных сапфиров, турмалинов, шпинелей, граната… Не зная Павлика, можно было решить, что он крупный бизнесмен. Он и внешне из хрупкого подростка превратился в солидного человека.
И он становился занятым человеком. Много и долго не говорил. Похоже, в МВД он не зря ел свой хлеб. Мимолётом, вскользь, он упоминал о своём участии в многочисленных сделках. Со временем стало ясно, что Павлик участвует под видом частного лица в покупках золота и драгкамней. При этом он, в соответствии с заданием МВД, провоцировал продавцов в какой-то мере к участию в сделке.
Многие вопросы, особенно в операциях купли-продажи, нам были не знакомы.
Недавно я повстречался с Павликом. Он сообщил, что теперь имеет звание полковника. На вопрос о том, будет ли он генералом, ответил:
- Навряд ли. Полковник – мой предел. Раньше меня отправят на пенсию. Мне ведь уже исполнилось сорок пять. У нас рано люди выходят на пенсию. Если бы давали генералов, то знаете, сколько их было бы? Жуть!
- А как у тебя, Павлик, настроение? Что-то ты как будто осунулся?
- Знаете? У меня от вас секретов нет. Участвуя в сделках, я понимаю, что мои визави арестовываются и сажаются. После судебных заседаний, конечно. В некоторых судебных процессах я вынужден участвовать. В качестве свидетеля. Думаю, многие из арестантов точат на меня зуб. От многих я слышал угрозы в свой адрес. Нам, техническим экспертам, огнестрельное оружие не полагается. Поэтому, боясь за себя, я ложусь спать с ножом под подушкой. Живу, можно сказать, в постоянном напряжении.
Неисповедимы твои пути, Господи! Вот, поди ж ты, геолог… Свойства и характеристики металлов и камней – с одной стороны, и нож под подушкой – с другой. Такой финиш после увлечений, нескольких лет получения знаний и захватывающей работы удивляет и пугает.
Добавить комментарий