Много лет назад в моем институте работала одна женщина. Очень скромная, тихая. Разговаривала крайне нехотя. Как-то мы вместе с ней были в командировке на Дальнем Востоке. Стояла глубокая ночь. Наш поезд шёл из Находки во Владивосток. Спать не хотелось. За окном купейного вагона мелькали унылые сопки. Монотонно стучали колеса. Все это располагало к неторопливой и откровенной беседе.
- Говорят, вы жили в этих краях? - спросил я.
- Не совсем здесь, на Курилах.
- И долго вы там жили?
- После холодильного института нас с мужем туда распределили. Там мы работали восемь лет.
- И что, надоело?
Черная тень пробежала по лицу моей собеседницы. Нет, нам там очень нравилось. Но осенью 54-го я оттуда улетела. Навсегда.
- Что-то произошло?
— Это был страшный тайфун. Население было предупреждено, и все мы бежали на сопки. Прошла огромная волна, которая смыла все, что можно было смыть. А муж мой – в ту пору он уже был главным инженером рыбокомбината - бросился вниз, чтобы посмотреть, что осталось от здания и оборудования. А в это время подошла вторая волна…
В тот роковой день на Курилах, на Сахалине и на Японских островах погибло огромное количество людей и кораблей. Об одном из них мы и расскажем в нашем очерке.
Япония – островная страна, и поэтому железнодорожное сообщение здесь невозможно без паромов. Садится пассажир в поезд, добирается до ближайшего порта, там весь состав грузится на паром, который перевозит паровоз вместе с вагонами и пассажирами на другой остров, и путешествие продолжается. Не удивительно, что одним из первых мероприятий, осуществлённых после поражения Японии во Второй мировой войне, было строительство паромов для железнодорожных компаний, и уже через пару лет после окончания войны несколько таких паромов было построено, в том числе самый крупный из них «Тойя Мару» длиной 119 м, водоизмещением около 4000 т, принимающий на борт до 60 железнодорожных вагонов. Этот паром был оборудован по последнему слову науки и техники, в частности, он стал одним из первых японских судов, на котором была установлена радиолокационная станция. «Тойя Мару» совершал регулярные рейсы через пролив Цугару (по-русски Сангарский пролив), разделяющий два крупнейших острова Японии: Хоккайдо и Хонсю. Продолжительность рейса между портом Хакодате на острове Хоккайдо и Аомори на острове Хонсю составляла четыре с половиной часа.
26 сентября 1954 года «Тойя Мару» вышел в очередной рейс, имея на борту 1337 человек и изрядное количество грузов – намного больше, чем это было оговорено в технической документации, но капитану хотелось заработать побольше денег, да и риск был невелик – всего несколько часов плавания. Накануне по всей Японии было распространено предупреждение о надвигающемся тайфуне, но и это не остановило капитана.
Тропические циклоны – это одно из самых страшных природных явлений, с которыми сталкивается человек. В Северной и Южной Америке эти циклоны носят название ураганы (hurricanes) - по имени Хуракан, бога ветра в мифологии народа Майя, а на Дальнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии их называют тайфунами – от греческого слова «тифон» - мифическое чудовище, олицетворяющее бури и ветры. Во время тайфуна скорость ветра достигает 400 км/час, но чаще всего эта скорость лежит в пределах 30–60 км/час. Вся система перемещается в среднем на 320 километров в сутки. Средняя продолжительность «жизни» циклона - 9 дней. За это время он обычно успевает пройти от 2,5 до 3,2 тысяч километров. Гигантские штормовые волны высотой до 37 метров могут в течение одного часа размыть любой берег на глубину 15 метров и более. Удары таких волн по берегу в течение 12 часов приравниваются к столетней разрушительной работе морского прибоя.
Над сушей циклоны быстро теряют свою силу. Чтобы разогнаться на полную мощь, им нужно большое водное пространство. За ураганами и тайфунами ведётся тщательное наблюдение, чтобы своевременно оповестить население о приближающемся бедствии. Как бы в насмешку над здравым смыслом, их называют ласково, женскими именами. Им посвящают книги, а в 1957 году вышел художественный французско-японский фильм «Тайфун над Нагасаки». Ежегодно возникает 20–25 тайфунов, которые приносят огромные разрушения и немало человеческих жертв, и не удивительно: тайфун выделяет за одну секунду столько же энергии, сколько взрыв тысячи атомных бомб, подобных сброшенной на Хиросиму.
Всей этой информацией, безусловно, владел опытный капитан «Тойя Мару», но он был уверен, что все обойдётся, и злополучный рейс состоялся. Сильный ветер, который встретил судно в начале пути, вскоре утих, на море установился полный штиль, температура заметно возросла, прекратился дождь, тучи разошлись, и пассажиры высыпали на палубу, чтобы насладиться ласковым осенним солнцем. Но эта идиллия была обманчивой. Дело в том, что паром попал в «глаз тайфуна». «Глаз тайфуна» - совершенно уникальное и одно из самых впечатляющих явлений на Земле.
Глаз — это не только штилевая зона (хотя полный штиль в нем бывает редко: обычно ветер здесь 4–5 метров в секунду, но зато становится он таким внезапно, и так же внезапно сразу за глазом начинается область максимальных ветров. На границе глаза резко обрывается многоярусная стена мощной облачности, эта стена, если смотреть на неё изнутри, то есть из глаза, нависает подобно гигантскому амфитеатру с крутыми уступами ступеней. Судно, попавшее в «глаз тайфуна», внезапно оказывается в полной тишине. Резко прекращаются не только порывы ветра, но и дождь. Температура повышается на 8–10 градусов. На небе вместо низких, темных и плотных туч поднимаются лёгкие, светлые и очень высокие облака. И вдруг все меняется. На «Тойя Мару» обрушился сильнейший ветер, гнавший громадные волны. Небо заволокло сплошными тучами, начался проливной дождь.
Волны смывали пассажиров с палуб и сквозь открытые иллюминаторы начали заливать внутрикорпусное пространство. По непонятным причинам опытный капитан, зная о надвигающемся тайфуне, не приказал задраить иллюминаторы и не предупредил пассажиров о приближающейся опасности. Он продолжал плавание в обычном режиме, хотя у него ещё было время вернуться обратно в порт Хакодате. Через несколько минут помпы перестали откачивать воду, одновременно прекратили свою работу двигатели. В попытке спасти судно, капитан направил его на берег. «Тойя Мару» выбросило на отмель; казалось, что кошмар позади, но стихия распорядилась иначе.
Вскоре волны опрокинули судно и унесли его с отмели обратно в пролив. В сотне метров от берега, корма резко поднялась вверх, нос опустился, и трюмы наполнились морской водой. Все произошло в считанные секунды, и пассажиры ничего понять не успели, все они оказались в затопленных каютах, и выбраться на поверхность не могли. Погибло 1172 человека, тела многих из них извлечь из воды не удалось, море кишело акулами и другими хищниками, которые сразу же по окончании тайфуна завершили то, что не удалось сделать стихии. Спаслось всего 160 человек. Тайфун потопил ещё четыре железнодорожных парома, десятки рыболовных судов и многие десятки тысяч людей на берегу.
Гибель «Тойя Мару» была последним доводом в пользу того, что сообщение между островами Хоккайдо и Хонсю должно осуществляться не на пароходах, которые полностью зависят от капризов стихии, а по подводному туннелю. Такое решение было принято правительством Японии в 1953 году. Эта грандиозная работа длилась много лет, и была завершена только в 1988 году. Параметры туннеля впечатляют: протяжённость подводной части туннеля 23,3 км, глубина 240 м. Это означает, что если бы на дно туннеля установить здание Московского университета на Ленинских горах, то оно вместе со шпилем было бы погружено под воду! Внутри туннеля проложены две железнодорожных колеи для знаменитых скоростных японских экспрессов. Стоимость этого сооружения, получившего название туннель «Сейкан» выражается баснословной суммой – 3,5 миллиарда долларов. До настоящего времени «Сейкан» является самым глубоким туннелем в мире.
Впрочем, надо сказать, что несмотря на наличие туннеля, паромное сообщение между островами Хоккайдо и Хонсю продолжается и со времени трагедии «Тойя Мару» были в проливе Цугару новые жертвы – люди и корабли.
К примеру, в 1970–1983 годах на 1334 маршрутах судов, пролегающих у берегов Японии, а также 252 паромных маршрутах и в зонах рыбного промысла у берегов Японии произошли 2031 авария крупных судов и 4132 аварии мелких. А вот скупая хроника нескольких катастроф, которые обрушились на Японские острова:
26 сентября 1959 года: тайфун практически полностью разрушил японский город Нагоя, при этом погиб 1851 человек;
22 сентября 1961 года: тайфун «Нэнси» разрушил 450 тысяч домов, 400 мостов и дамб, погибло более 1500 человек, тяжело ранено 2000 человек. Общий ущерб составил 500 миллионов долларов;
24 октября 2019 года: тайфун «Хатибус» нанёс ущерб сельскому хозяйству Японии на сумму 900 миллионов долларов;
7 сентября 2020 года: тайфун «Хайшен», пронёсшийся над Японией, оставил без света 400 тысяч домов.
Бороться с тайфунами и ураганами нет никакой возможности. Единственное, что может сделать его величество Человек, – это своевременно предупреждать население о приближающемся циклоне, заблаговременно эвакуировать жителей из зоны стихийного бедствия, подготовить дома и другие береговые, а также плавучие сооружения к предстоящей атаке.
И в этом плане грозным предупреждением и поучительным уроком является гибель парома «Тойя Мару» и находившихся на борту пассажиров и членов экипажа, которые стали жертвами не столько тайфуна, сколько человеческой корысти, легкомыслия, расчёта «на авось». Этого стихия никогда не прощала и не будет прощать.
Добавить комментарий